Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2010
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Неметаллы

11 класс

Цель. Систематизировать знания об особенностях неметаллов в свете представлений о трех формах существования химического элемента.

Задачи.

– Закрепить знания о строении атомов неметаллов в сравнении со строением атомов металлов.

– Показать взаимосвязь строения веществ и их свойств.

– Вспомнить химические свойства неметаллов с точки зрения окисления–восстановления.

– Продолжить развитие у учащихся потребности в самостоятельном познании окружающего мира и способности использования химических знаний в реальной жизни.

Методы и приемы. Беседа, сообщения учащихся, фронтальный опрос, письменная работа, индивидуальная работа, мультимедийное сопровождение (презентации, подготовленные учителем и учениками).

План урока

1. Организационный момент. Постанов­ка проблемы.

2. Фронтальная беседа.

3. Просмотр презентаций.

4. Химическая эстафета.

5. Выводы.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка проблемы.

Учитель. Урок начнем с загадок.

Нет сил удерживать снующие частицы,
Что далеки от нашего ядра.
Пора бы неметаллам появиться,
Отдам не глядя. Верите ль, друзья?

О чем идет речь в загадке?

Ученик. О металле.

Учитель. Верно. А в этой загадке?

Нам вечно не хватает электронов,
Мы в поисках с зари и до зари.
И чаще их находим, безусловно,
Но иногда мы отдаем свои.

Ученик. В этой загадке речь идет о неметаллах.

Учитель. Верно. Именно так и звучит тема урока – “Неметаллы”.

Цель нашего урока – систематизировать знания об особенностях неметаллов в свете представлений о трех формах существования химического элемента. Для достижения поставленной цели нам необходимо сначала повторить то, что вы уже знаете про металлы. Сравнить их с неметаллами.

2. Фронтальная беседа.

Учитель. Какие три формы существования химического элемента вы знаете? (Схема 1.)

Схема 1

Что называют атомом?

Что называют простым веществом?

Что называют сложным веществом?

Ученики записывают схему в тетрадях, отвечают на вопросы.

Учитель. Теперь рассмотрим неметаллы в сравнении с металлами в свете представлений об этих трех формах существования химического элемента.

Первая форма существования химического элемента – атом.

(Схема 2. Заполняется на слайде или на доске по мере ответов учеников на вопросы.)

Схема 2

Сколько валентных электронов может быть у металлов?

Сколько валентных электронов может быть у неметаллов?

У каких элементов – металлов или неметаллов – радиус атома больше?

Что такое электроотрицательность (ЭО)?

У каких элементов – металлов или неметаллов – ЭО больше?

Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют металлы?

Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют неметаллы?

Ученики заполняют в тетради табл. 1.

Таблица 1

Характеристики атома Неметалл Металл
Число валентных электронов 4 и более 1–3
Радиус атома Маленький Большой
Электроотрицательность Большая Маленькая
Окислительно-восстановительные свойства Окислитель и восстановитель Восстановитель

Учитель. Вторая форма существования химического элемента – простое вещество. (Схема 3. Заполняется на слайде или на доске по мере ответов учеников на вопросы.)

Схема 3

Назовите тип кристаллической решетки, который характерен для металлов. Его особенности.

Назовите типы кристаллических решеток, характерные для неметаллов.

Назовите тип химической связи в металлах. Его особенности.

Назовите тип химической связи в неметаллах.

Ученики заполняют в тетради табл. 2.

Таблица 2

Характеристики простого
вещества
Неметалл Металл
Тип кристаллической решетки Атомная и молекулярная Металлическая
Тип химической связи Ковалентная неполярная Металлическая

Учитель. Вспомните общие физические свойства металлов.

Ученик. Металлический блеск, тепло- и электропроводность, пластичность, твердое агрегатное состояние (за исключением ртути, которая при обычных условиях жидкая).

Учитель. Чем можно объяснить эти свойства, общие для всех металлов?

Ученик. Особенностями строения – металлической химической связью и металлической кристаллической решеткой.

Учитель. Тогда, может быть, вы сможете предсказать свойства неметаллов, зная, какой у них тип химической связи и тип кристаллической решетки? Давайте сначала вспомним то, что мы знаем.

Физические свойства неметаллов

Агрегатное состояние.

Твердые вещества – B, C, Si, Р, Аs, S, Sе, Те, I2, At2; жидкости – Br2; газы – Н2, N2, О2, F2, Cl2.

Цвет. H2, О2, N2 – бесцветные, F– светло-желтый, Cl– желто-зеленый, Br2 – бурый, I2 –фиолетовый, S – желтая, Р – красный, белый, С – черный…

Проводимость. Диэлектрики (за исключением Si, C, B).

Металлический блеск. Нет (за исключением Si, C, I2).

Пластичность. Хрупкие.

Учитель. Но почему же среди неметаллов такое разнообразие свойств?

Ученик. Потому что у неметаллов есть возможность образовывать простые вещества с двумя типами кристаллических решеток.

Учитель. Третья форма существования химического элемента – сложное вещество. (Схема 4. Заполняется на слайде или на доске по мере ответов учеников на вопросы.)

Схема 4

Каков характер оксидов и гидроксидов металлов?

Каков характер оксидов и гпдроксидов неметаллов?

Как изменяется характер оксидов и гидроксидов с увеличением порядкового номера в группе и периоде?

Ученики записывают схему в тетрадь.

Учитель. Неметаллы широко распространены в природе. Простые вещества – неметаллы существуют в природе в виде аллотропных модификаций. Что называют аллотропными модификациями? Что называют аллотропией?

(Ученики отвечают.)

3. Просмотр презентаций.

Темы презентаций даны заранее: кислород, сера, углерод, фосфор. Каждое сообщение предваряет стихотворение, посвященное этим веществам.

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний; энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети.
Конечно – это кислород.

Горение фосфора в кислороде
(фото с сайта http://tyappu.narod.ru/rabsto11.jpg )

О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.

Газ этот, многих окислов родитель,
Металлам многим очень портит вид.
Он очень-очень сильный окислитель,
И даже хлор он превратит в оксид.

Когда в грозу могучий гром ударит
И молния сверкнет над головой,
Озон-волшебник чистоту нам дарит
И свежий ветер послегрозовой.

Сера, сера, сера – “эс”, 32 – атомный вес.
Сера в воздухе горит. Образует ангидрид*.
Ангидрид – пахучий газ, слезы катятся из глаз.
Растворим его в воде, переходим к кислоте.

Фосфор красный, фосфор белый,
Черный… Нам какое дело?
Только разница видна
В свойствах, да и не одна.
Красный – стойкий. Белый – яд.
Кто же в этом виноват?
Белый светит, красный – нет.
Подскажите, в чем секрет?
И химически активней
Белый фосфор красного,
А причина их отличий –
Что строенье разное!

Героя нашего встречаете везде вы.
Он разный даже в состоянье чистом.
Он – бриллиант на пальце королевы,
Он – сажа на щеках у трубочиста.
Алмаз-король – металлы резать может,
Графит – писать и смазывать как масло,
И нашу жизнь, когда мороз тревожит,
Горящий уголь cделает прекрасной.

4. Химическая эстафета.

Учитель. Какие свойства – окислительные или восстановительные – проявляют металлы?

Ученик. Восстановительные.

Учитель. А неметаллы?

Ученик. Окислительные и восстановительные.

Учитель. Верно. Химические свойства неметаллов мы запишем на доске в форме эстафеты: записываем уравнения реакций по очереди.

К о м а н д а А К о м а н д а B
Na + S =

Fe + Cl2 =

H2 + N2 =

H2 + Cl2 =

H2 + О2 =

СH4 + O2 =

Mg + F2 =

S + O2 =

C + O2 =

S + F2 =

P + Cl2 =

H2 + CuO =

5. Выводы.

Учитель. Подведем итоги и сделаем выводы.

1) Назовите три формы существования химических элементов.

2) Почему свойства неметаллов резко отличаются от свойств металлов?

3) Что называют аллотропными модификациями? Приведите примеры аллотропных модификаций неметаллов.

Ученик.

1) Три формы существования химических элементов – это атомы, простые и сложные вещества.

2) Физические и химические свойства неметаллов различаются между собой и резко отличаются от свойств металлов, т.к. они имеют разное строение и тип химической связи.

3) Аллотропная модификация – это один из нескольких способов существования химического элемента в форме простого вещества, например кислород и озон.

6. Домашнее задание. По учебнику (Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002): § 19, с. 241, задание 5. Дополнительно: получение неметаллов.

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 1999; Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Методическое пособие. 10–11 класс. М.: Дрофа, 2002.


* При горении серы на воздухе образуется сернистый ангидрид – SO2. При его дальнейшем окислении на катализаторе получается газ SO3 – ангидрид серной кислоты, о котором идет речь в стихотворении. – Прим. ред.

Т.М.ГОРЯЙНОВА,
учитель химии школы № 195,
г. Новосибирск