РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ |
Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2010
Лабораторная работа № 10.
Анионы
Цель работы. Научиться распознавать анионы.
Общая характеристика анионов.
I группа:
Групповой реагент: хлорид бария.
II группа: Cl–, Br–, I–, SCN–.
Групповой реагент: нитрат серебра.
III группа: NO3–, NO2–, CH3COO–.
Групповой реагент: отсутствует.
Реактивы. Цинк металлический; растворы (0,1 М): карбоната, силиката, ортофосфата, сульфата, сульфита, тиосульфата, хлорида, бромида, йодида, тиоцианата, нитрата, нитрита, ацетата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, йодида калия, хлорида железа(III); растворы: карбоната аммония (10%-й), гидроксида натрия (30%-й); азотная, серная кислоты (1 М); известковая вода, йодная вода; молибденовая жидкость (раствор (NH4)2MoO4 в азотной кислоте); синяя и красная лакмусовая бумага.
Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка, стеклянные палочки.
Опыт 1. Взаимодействие с BaCl2
Описание опыта.
В пробирки поместите по 2–3 капли растворов карбоната, силиката, ортофосфата, сульфата, сульфита и тиосульфата натрия.
Добавьте по 2–3 капли раствора хлорида бария.
Оформление результатов. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Обсуждение результатов.
Почему некоторые осадки образуются только при использовании достаточно концентрированных растворов реагентов?
...………………………………………………………………………… .
Как определить сульфат-ион в присутствии сульфит-иона?
...………………………………………………………………………… .
Как определить сульфит-ион в присутствии сульфат-иона?
...………………………………………………………………………… .
Опыт 2. Взаимодействие с AgNO3
Описание опыта.
1) В пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлорида, бромида, йодида, тиоцианата натрия, добавьте по 2–3 капли раствора нитрата серебра и 2–3 капли азотной кислоты.
2) Каждый осадок разделите на две части. К одной части добавьте по одной капле серной кислоты и хлорида железа(III).
3) К другой части добавьте концентрированный раствор карбоната аммония.
Оформление результатов. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Обсуждение результатов.
Зачем при проведении этого опыта добавляют азотную кислоту?
...………………………………………………………………………… .
Почему только хлорид серебра при взаимодействии с карбонатом аммония переходит в раствор в виде аммиачного комплекса?
...………………………………………………………………………… .
Почему при действии соли железа(III) на тиоцианат серебра над осадком появляется окраска?
...………………………………………………………………………… .
Опыт 3. Взаимодействие с H2SO4
Описание опыта.
1) В пробирку поместите 2–3 капли раствора карбоната натрия, добавьте 1–2 капли серной кислоты и нагрейте. К отверстию пробирки поднесите стеклянную палочку с каплей известковой воды.
2) В пробирку поместите 2–3 капли раствора сульфита натрия, добавьте 1–2 капли серной кислоты и нагрейте. К отверстию пробирки поднесите сначала стеклянную палочку с каплей известковой воды, затем – влажную синюю лакмусовую бумажку.
3) То же самое проделайте с раствором тиосульфата натрия.
4) В пробирку поместите 2–3 капли раствора ацетата натрия, добавьте 1–2 капли серной кислоты и нагрейте.
5) В пробирку поместите 2–3 капли раствора силиката натрия, добавляйте по каплям серную кислоту. Нагрейте.
Оформление результатов. Заполните таблицу 3.
Таблица 3
Обсуждение результатов.
Почему выделяющиеся газы вызывают помутнение известковой воды?
...………………………………………………………………………… .
Почему окраска синей лакмусовой бумаги под действием диоксида серы изменяется? Будет ли она изменяться под действием диоксида углерода?
...………………………………………………………………………… .
Можно ли определить сульфит- и тиосульфат-ионы в присутствии карбонат-ионов?
...………………………………………………………………………… .
Чтобы определить карбонат-ионы в присутствии сульфит- и тиосульфат-ионов, к анализируемому раствору предварительно добавляют 2–3 капли разбавленного раствора пероксида водорода. Что при этом происходит?
...………………………………………………………………………… .
Почему при добавлении кислоты к раствору, содержащему ацетат-ион, появляется запах уксусной кислоты?
...………………………………………………………………………… .
Можно ли по реакции с кислотой обнаружить силикат-ион в присутствии других анионов?
...………………………………………………………………………… .
Опыт 4. Взаимодействие нитрита натрия с KI
Описание опыта.
В пробирку поместите 2–3 капли раствора нитрита натрия, добавьте 4–5 капель серной кислоты и 1–2 капли раствора йодида калия.
Оформление результатов. Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Обсуждение результатов.
Какую функцию в данном опыте выполняют нитрит-ионы?
...………………………………………………………………………… .
Опыт 5. Взаимодействие с I2
Описание опыта.
В пробирки поместите по 2–3 капли растворов сульфита и тиосульфата натрия, добавьте по 4–5 капель серной кислоты и по 1–2 капли йодной воды.
Оформление результатов. Заполните таблицу 5.
Таблица 5
Обсуждение результатов.
Какую функцию в данном опыте выполняют сульфит- и тиосульфат-ионы?
...………………………………………………………………………… .
В отличие от опыта с участием сульфит-ионов, где продуктом реакции являются сульфат-ионы, в реакции с тиосульфат-ионами образуется другой продукт – тетратионат-ионы S4O62-. Изобразите графические формулы тиосульфат-иона (рис. 1) и тетратионат-иона (рис. 2) с учетом того, что в первом имеется цепочка из двух атомов серы, а во втором – из четырех.
Рис. 1.
|
Рис. 2.
|
Опыт 6. Взаимодействие
ортофосфата натрия
с раствором (NH4)2MoO4 в HNO3
Описание опыта.
В пробирку поместите 1–2 капли раствора ортофосфата натрия, добавьте 3–5 капель молибденовой жидкости и слегка нагрейте.
Оформление результатов. Заполните таблицу 6.
Таблица 6
Обсуждение результатов.
Графическая формула образующегося аниона [PMo12O40]3– выглядит следующим образом (рис. 3):
Рис. 3. Графическая формула иона [PMo12O40]3– |
Сколько связей образуют атом фосфора и атом молибдена в этом соединении?
...………………………………………………………………………… .
В присутствии восстановителей в результате реакции образуется так называемая молибденова синь (соединения молибдена низших степеней окисления). Как можно предварительно избавиться от восстановителей, не применяя других реагентов, кроме тех, которые используются в данном опыте?
...………………………………………………………………………… .
Опыт 7. Взаимодействие нитрата натрия с Zn
Описание опыта.
В пробирку поместите 5–6 капель раствора нитрата натрия, добавьте 5–6 капель концентрированного раствора гидроксида натрия, немного цинка и слегка нагрейте.
Над пробиркой поместите кусочек влажной красной лакмусовой бумаги.
Оформление результатов. Заполните таблицу 7.
Таблица 7
Обсуждение результатов.
Почему изменяется окраска индикаторной бумаги?
...………………………………………………………………………… .
Для удаления нитрит-иона, мешающего определению нитрат-иона, к раствору предварительно добавляют твердый хлорид аммония и нагревают. Что при этом происходит?
...………………………………………………………………………… .
Продолжение cледует