Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2010
Я ИДУ НА УРОК

 

Свойства воды

8 класс

 

Все хорошо в природе, но вода –
красота всей природы!

С.Т.Аксаков

Вода – самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода — это действительный проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было.
Академик Л.П.Карпинский

Цель. Показать школьникам, что вода – это уникальное природное соединение.

Задачи.

Проанализировать имеющиеся у учеников знания, расширить и сформировать новые знания о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека.

Развивать экспериментально-исследовательские навыки, учить анализировать и делать выводы во время химического эксперимента.

Развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.

Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы, использовать имеющиеся знания.

Воспитывать умение вести диалог.

Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

Девиз. Вода – это жизнь!

Оборудование и реактивы. Компьютер, проектор, экран; плакат, цилиндры, штатив с пробирками, стаканы с дистиллированной и соленой водой, химические стаканы, наборы для составления шаростержневых моделей молекул, лейкопластырь, спиртовка, спички, термометры; две очищенные картофелины, Li, CaO, SiO2, Fe2O3, CaCO3, HCl, KMnO4, K2Cr2O7, K2CrO4, NH4NO3, H2SO4, сахарный песок.

Методы, применяемые на уроке: групповые технологии, межгрупповая работа с элементами коллективного способа обучения, информационно-компьютерные технологии (ИКТ).

План урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Познавательная цель. Эмоциональное погружение в тему.

2. Аналитическая работа в группах.

3. Представление результатов аналитической групповой работы учащихся.

4. Изучение химических свойств воды.

5. Обсуждение результатов. Выводы.

III. Итоги урока. Рефлексивный анализ. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте! Так принято приветствовать друг друга. Улыбаясь, излучая радость от встречи, мы говорим: “Здравствуй!” И с этим словом передаем друг другу частичку собственного благополучия: здоровья, радости, счастья, как бы подзаряжая друг друга на расстоянии положительной психологической энергией. Именно этого я вам желаю.

Изучение нового материала

1. Познавательная цель. Эмоциональное погружение в тему

Учитель. В легендах народов мира это вещество символизирует первопричину, исходное состояние всего сущего. Она является одной из четырех основных стихий мироздания наряду с землей, огнем и воздухом. В мифологии – это и эквивалент всех жизненных соков человека, и очистительная сила, омывающая человека от греха и скверны, и бездна, таящая в себе чудовищ, и грозная сила.

Живая сияющая стихия неизменно пленяла художников и поэтов (слайд 1)*. Внимания же ученых это вещество удостоилось более 200 лет назад, когда Генри Кавендиш и Антуан Лоран Лавуазье доказали, что оно – не простой элемент, как полагали средневековые алхимики, а вещество, построенное из двух видов атомов. О каком веществе идет речь?

(Учащиеся отвечают, что речь идет о воде.)

Слайд 1

Записываем тему урока в тетрадь: “Свойства воды”.

Сегодня на уроке:

• вы узнаете строение молекулы воды – вещества, которое писатель Аксаков назвал красотой всей природы;

• поймете, что вода на нашей планете повсюду;

• увидите, как можно получить чистый водород;

• мы с вами поговорим о значении воды в нашем организме (слайд 2);

• обсудим некоторые аномальные свойства воды – великого художника природы.

Надеюсь, вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

22 марта – Всемирный день водных ресурсов по календарю ООН, День воды (слайд 3). Bодa. Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Посмотрите вокруг.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Учащиеся (читают по очереди с листочков).

В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае…
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

Учитель. Да. Без воды нам не прожить. Вода бывает “живая” и “мертвая”, легкая и тяжелая, целебная, минеральная – очень и очень разная. Среди необозримого множества веществ вода занимает совершенно особое, исключительное место. Очень многие свойства воды – и физические, и химические – это исключения из правила. Она самое уникальное и удивительное вещество на свете.

Вспомните, что вы знаете о воде. Повторим эти сведения.

Какая бывает вода?

Ученик. Речная, озерная...

Учитель. Мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему?

Ученик. В морской воде много соли.

Учитель. Как еще, кроме как попробовать на вкус, можно отличить морскую (или просто соленую) воду от пресной?

Учитель демонстрирует опыт: в большие стаканы с пресной и соленой водой опускает по очищенной картофелине.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Морская (соленая) вода имеет бо'льшую плотность.

Учитель. В каких агрегатных состояниях встречается вода?

Ученик. В твердом, жидком, газообразном.

Учитель. А вы знаете молярную массу воды?

Ученик. Молярная масса воды составляет 18 г/моль.

Учитель. Каков тип химической связи в молекуле?

Ученик. Ковалентная полярная.

Учитель. Тип кристаллической решетки?

Ученик. Молекулярная кристаллическая решетка.

Учитель. Каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно. Сегодня мы будем говорить об этом, казалось бы, простом, но пока еще полном нераскрытых тайн веществе.

(Учитель демонстрирует классу слайд 4.)

Слайд 4

Какое отношение слова “аквариум”, “акватория”, “акваланг”, “акварель” имеют к теме урока?

Ученик. Aqua в переводе с латинского означает вода.

Учитель. Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока “Вода – это жизнь!”

 

Учитель предлагает каждому учащемуся собрать шаростержневую модель молекулы воды, а сам с помощью магнита укрепляет на классную доску стилизованную каплю воды из голубого картона с химической формулой воды.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «vseoleni.ru». Если вы решили приобрести качественную вязаную одежду или головные уборы, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «vseoleni.ru». На сайте, расположенном по адресу www.Vseoleni.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить шерстяные носки по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Vseoleni.Ru.

Учитель. Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, угол между связями составляет 104,5 °. Он обусловливает и “рыхлость льда”, и “уплотненность” жидкой воды, и, как следствие, аномальную зависимость плотности от температуры – максимальной плотности вода достигает при 4 °C. Именно поэтому крупные водоемы не промерзают до дна, что делает возможным существование в них жизни.

Более глубокое изучение показало, что между молекулами воды связи более прочные, чем обычные межмолекулярные. Они называются водородными. Водородная связь возникает между атомом водорода одной молекулы и атомом кислорода другой, соседней.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт: глядя на плакат “Вода существует везде”, каждый собирает модели молекул воды. Потом работают в парах – собирают модель тримера, соединив атомы водорода одних молекул и атомы кислорода других непрочной связью (кусочками лейкопластыря). Учитель демонстрирует изображения тетрамеров (пентамеров, гексамеров) воды (слайды 5, 6, 7, 8).

Учитель. По предложенным вам инструкциям и справочным материалам каждой группе необходимо изучить свой вопрос, подготовиться к полному ответу. Хочется обратиться к вам с просьбой быть активными участниками на конференции, посвященной исследованию свойств воды. Итак, у нас в гостях: сотрудники химической лаборатории, биолаборатории, географы; изучайте материал и обсуждайте.

2. Аналитическая работа в группах

После такой вводной части учащиеся приступают к аналитической групповой работе (четыре группы, 10–12 мин.).

Обязательным условием успешной работы на уроке и реализации поставленных задач является обеспечение учащихся справочными материалами, инструкциями, оборудованием и реактивами. Во время аналитической работы учитель подходит ко всем группам и в случае необходимости оказывает консультативную помощь.

С п р а в о ч н ы й  м а т е р и а л  д л я  г р у п п ы  № 1

Вода в природе

Гидросфера Земли содержит около 1,4 млрд км3 воды. Вода на поверхности Земли занимает площадь 510 млн км2, или 70 % всей ее поверхности.

Основные запасы пресной воды на Земле сосредоточены в снежно-ледовых образованиях и подземных водах — около 35 млн км3, или 2,5 % всего объема воды в гидросфере. Хотя снежно-ледовые образования и подземные воды играют существенную роль в водоснабжении некоторых районов, но они труднодоступны, и в мировом масштабе их использование не имеет пока практического значения. Непосредственно доступные пресные воды (пресные озера, содержащие 91 тыс. км3 воды, и реки) составляют лишь 0,007 % всей воды на Земле, или 0,26 % общего запаса пресных вод.

Самое большое в мире по запасам пресной воды озеро Байкал содержит около 23 тыс. км3 воды, примерно столько же – Великие американские озера. Таким образом, на эти озера приходится практически половина запасов воды пресных озер всего мира.

Специальная комиссия Всемирного банка, изучавшая “водный вопрос” планеты, пришла к заключению: уже сегодня мы живем практически в пустыне. В некоторых регионах планеты 80 % заболеваний вызваны отвратительным качеством питьевой воды, из-за чего ежегодно умирают 10 млн человек.

Чистая пресная вода уходит от нас, каждый третий россиянин уже страдает от ее нехватки. У Москвы давно нет своей питьевой воды, приходится импортировать из Тверской и Смоленской областей. Но и этой воды недостаточно – в подмосковных водохранилищах уровень упал на несколько метров. Аналогичная ситуация почти во всех крупных мегаполисах нашей страны.

Распределение речного стока по территории России крайне неравномерно и не соответствует расселению жителей России и размещению производительных сил. Наиболее обеспечены водными ресурсами (80 %) малоосвоенные территории Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. В то же время хозяйственно освоенные регионы Российской Федерации испытывают недостаток пресной воды.

Неравномерность распределения ресурсов поверхностных пресных вод – одна из главных причин напряженной ситуации с водой в мире, особенно в тех регионах и странах, где отмечается быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства, значительный рост населения.

По данным ООН, в настоящее время трудности с обеспечением питьевой водой испытывают около 2 млрд человек — почти 30 % населения земного шара.

С п р а в о ч н ы й  м а т е р и а л  д л я  г р у п п ы  № 2

Значение воды для жизни организмов

Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах нашей планеты. Количество воды в организме зависит от возраста. Эмбрион человека на 97 % состоит из воды, а у новорожденных ее количество составляет уже только 77 % массы. К 50 годам человек немного “усыхает”, и вода составляет 60 % от массы его тела.

Основная масса воды – 70 % – сосредоточена внутри клеток, 7 % – это кровь и лимфа, а остальная часть омывает клетки снаружи, это вода межтканевая.

Зачем столько воды в организме?

• Вода входит в состав всех клеток и тканей тела, в ней протекают все биохимические процессы. Клетка без воды – это уже не живая клетка. Из 26 кг воды в твоем теле на внутриклеточную воду приходится 18 кг.

• Вода служит основой крови и лимфы. На это расходуется 2 кг воды.

• Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др.

• Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ и выносит их из организма, как через почки (с мочой), так и через кожу (с потом).

• Вода в твоем организме выступает и как растворитель веществ, и как переносчик веществ по организму. У нее есть еще одна важная роль – через систему потоотделения она регулирует температуру твоего тела.

С п р а в о ч н ы й  м а т е р и а л  д л я  г р у п п ы  № 3

Вода – растворитель

Из свойств воды особенно важна ее способность растворять вещества. Вода – универсальный растворитель. В ней могут растворяться вещества различной химической природы, образованные ковалентными полярными и ионными связями. В воде могут растворяться твердые, жидкие и газообразные вещества. Но не все они одинаково хорошо растворяются в воде. Вещества бывают хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые. Широко применяются водные растворы твердых веществ. Любая природная вода – раствор.

Величина, характеризующая способность веществ растворяться в воде, – это растворимость, которая определяется массой вещества, способной раствориться в 100 г воды при определенной температуре.

Растворимость зависит от температуры, но не всегда одинаково. На нее влияет агрегатное состояние вещества.

Карточка-инструкция для группы № 3

Из предложенного перечня веществ выберите те, с помощью которых можно продемонстрировать постепенность растворения веществ в воде:

CaO, SiO2, CaCO3, KMnO4, K2Cr2O7, NH4NO3.

Продемонстрируйте опыт классу.

Карточка-инструкция для группы № 4

1) Проведите лабораторный опыт: “Растворение сахара в холодной и горячей воде”. Сделайте вывод.

2) Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.

Наблюдения и выводы запишите – заполните пропуски. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается .......................... температуры;

во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается ................................... температуры.

Следовательно при растворении серной кислоты теплота ............................ . При растворении аммиачной селитры теплота .......................... .

3. Представление результатов аналитической групповой работы учащихся

Слайд 9

Группа № 1
Вода в природе

1. Велики ли запасы воды на нашей планете?

2. Чего больше на Земле – соленой или пресной воды?

3. Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

Группа № 1, используя справочный материал и слайды (слайды 9, 10, 11), рассказывает о нахождении воды в природе.

Слайд 12

Группа № 2
Значение воды для жизни организмов

1. Какова роль воды в организме человека?

2. Зависит ли количество воды в организме от возраста?

Группа № 2 показывает слайды (слайды 12, 13) и объясняет другим ученикам, для чего организму необходимо столько воды.

Слайд 13

На представленной диаграмме (слайд 13) показано, сколько воды (% мас.) содержится в крови, костях и жировой ткани, слюне, мышцах и внутренних органах взрослого человека, а также – сколько воды содержится в организме в целом.

Слайд 14

Группа № 3
Вода – растворитель

1. Почему воду называют универсальным растворителем?

2. Какой величиной характеризуется способность веществ растворяться в воде?

3. Растворимость зависит от температуры?

Группа № 3, используя слайды (слайды 14, 15) рассказывает о том, как вещества растворяются в воде, демонстрирует опыт – постепенное растворение кристаллов окрашенных солей, помещенных в цилиндры с водой.

Слайд 15

Учитель показывает классу заранее подготовленный стакан с водой, на стенках которого появились пузырьки воздуха, обсуждает с учениками растворение газов в холодной и горячей воде. Делает вывод, что при повышении температуры растворимость газообразных веществ уменьшается.

Слайд 16

Группа № 4
Химики-экспериментаторы

1. Растворимость зависит от температуры?

2. От чего еще зависит растворимость?

Группа № 4 продолжает тему “Растворимость”, отвечает на вопросы, указанные на слайде (слайд 16), рассказывает о результатах своих экспериментов.

Учитель. Вода несет информацию, и омовение у многих народов – священный ритуал.

Известно, что большинство веществ, переходя из жидкого состояния в твердое, уплотняются. Вода не подчиняется этому правилу – лед не тонет. Способность воды расширяться при замерзании спасает водоемы нашей планеты от вымерзания.

Максимальную плотность вода имеет при температуре +4 °С. При охлаждении воды с более высокой температуры до +4 °С она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода начинает расширяться, пока не перейдет в лед. (Если вынести доверху налитую и закрытую бутылку с водой на мороз, бутылка лопнет.) Эта аномалия приводит к чрезвычайно важным последствиям. Вода с температурой от 0 до 4 °С, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения. Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.

Итак, вода обладает особыми свойствами. Ответьте на вопросы (слайд 17).

Слайд 17

Особые свойства воды

1. Какое свойство воды спасает нашу планету от оледенения?

2. При какой температуре у воды максимальная плотность?

3. К каким важным последствиям приводит эта аномалия?

4. Изучение химических свойств воды

Учитель читает стихотворение, сопровождая его показом слайдов (слайды 18–27) и демонстрационным экспериментом.

Учитель.

Она необходима нам всегда.
И юный химик, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует вода
И как она в реакции вступает.

В з а и м о д е й с т в и е  в о д ы  с   п р о с т ы м и  в е щ е с т в а м и.

Опишет наша первая глава
Процессы водорода замещения,
И как с водой простые вещества
Вступают в непростые отношения.

а) Реакции с металлами.

Кусочек лития пинцетом взят.
Отметьте, что условия обычны.
Опустим в воду – тут же результат:
Пошла реакция, она экзотермична.
Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет,
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и литий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксигруппой в щелочь превращаясь:

2Li + 2HOH = 2LiOH + H2 + Q.

Обнаружить щелочь помогает индикатор – фенолфталеин.

А индикатор проливает свет
На появленье оснований сильных:
Раствор в малиновый окрасив цвет,
Групп подтвердит наличие гидроксильных.

Сделайте вывод об условиях и продуктах реакций взаимодействия различных металлов с водой. К какому типу относятся эти реакции?

(Ученики отвечают, что взаимодействие металлов с водой с выделением водорода относится к реакциям замещения.)

б) Реакции с неметаллами.

И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара.
К примеру, угольки мы можем взять,
Но предварительно задав им жару:

С + Н2О = СО + Н2.

В з а и м о д е й с т в и е  в о д ы  с о   с л о ж н ы м и  в е щ е с т в а м и.

Поговорим о сложных веществах.
С оксидами сначала разберемся.
Причем практически, не на словах
Взаимодействия с водой коснемся.

а) Реакции воды с основными оксидами.

К оксиду кальция воды прилить –
Вмиг в гидроксид случится превращение.
Так мы “пушонку” можем получить,
Ведь происходит извести гашение:

СаО + Н2O = Са(ОН)2 + Q.

В природе есть железная руда,
Железняки – осно'вные оксиды.
Так вот, не растворяет их вода.
Но мы не держим на нее обиды:

Fe2O3 + H2O ,

Fe3O4 + H2O .

Оксид железа(II, III) – магнитный железняк, оксид железа(III) – красный железняк.

Какие основания образует железо? Растворимы ли они в воде?

(Ученики отвечают, что железо способно образовать два нерастворимых в воде основания: Fe(OH)2 и Fe(OH)3.)

б) Реакции воды с кислотными оксидами.

Нам так приятен летнею порой
Вкус кислый газированной водицы!
А обусловлен он, представьте, кислотой,
И знать реакцию вам пригодится.
Оксид кислотный – углекислый газ –
С водой соединяется охотно.
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный:

CO2 + H2O = H2CO3.

А под ногами нашими песок —
Оксид кислотный.
Только он едва ли
С водой соединиться мог,
Не то бы мы по кислоте шагали:

Н2О + SiO2 .

Составьте формулу кремниевой кислоты. Растворима ли она в воде? Сравните ее с другими кислотами.

(Ученики приводят формулу кремниевой кислоты – H2SiO3, сообщают, что она нерастворима в воде.)

Так как же общий вывод прозвучит?
У вас уже есть опыт ощутимый:
С водой соединяется оксид,
Когда продукт реакций – растворимый.

5. Обсуждение результатов. Выводы

Проверь свои знания (парная работа).

1) “К р е с т и к и - н о л и к и”. Соедините одной прямой линией три вещества, которые растворяются в воде (табл. 1).

Таблица 1

Уксусная кислота Древесина Кислород
Медь Сульфат меди(II) Хлорид натрия
Сахар Речной песок Серебро

2) “У д и в и т е л ь н а я  ц и ф р а”.

прочтите следующие утверждения.

1. Формула воды – Н2О.

2. Относительная молекулярная масса воды равна 18.

3. Реакция образования воды из простых веществ – это реакция соединения.

4. Соль, называемая медный купорос, хорошо растворяется в воде.

5. Растворенную соль можно выделить из раствора фильтрованием.

6. Вода не является хорошим растворителем.

7. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо выпарить.

8. Вода – летучая жидкость.

9. Вода взаимодействует с активными металлами.

10. В воде быстро растворится железный гвоздь.

11. Чистая вода имеет цвет.

12. Чистая вода не имеет вкуса и запаха.

13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

14. Растворимость веществ в воде зависит от температуры.

15. Взаимодействие активного металла натрия с водой – это химическое явление.

Обведите номера верных утверждений кружком (табл. 2).

Таблица 2

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15

 

О т в е т ы (слайды 28, 29)

1) Сахар – сульфат меди(II) – кислород.

2) Правильными являются утверждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15; если их обвести в кружочки, получится цифра “5”.

 

III. Итоги урока. Рефлексивный анализ. Домашнее задание

Учитель. Подведем итоги: что нового вы узнали о воде? Постарайтесь за 2 мин. вспомнить и перечислить все важные научные сведения об этом веществе.

(Ученики вспоминают, что они изучили на уроке.)

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода! Ведь каждая молекула ее — неразгаданная тайна. Она несет информацию из глубины веков. Исследователи пытаются расшифровать ее. И кто знает, может быть, это сумеете сделать вы?

Рефлексия

В карточке для рефлексивного анализа (схема) оцените свою работу на уроке (“Я”), работу вашей группы (“Мы”) и результат (“Дело”) по пятибалльной шкале. Ответьте на следующие вопросы.

1) Что вам особенно понравилось на уроке?

2) В чем полезность этого урока?

3) С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4) Что не понравилось на уроке?

Схема

На память об уроке учитель дарит учащимся рисунок капли воды, выполненный на картоне. На обратной стороне ее слова Антуана де Сент-Экзюпери: “Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... Ты самое большое богатство на свете”.

Учитель. Вот и все. А на прощание – обычное домашнее задание.

На следующем уроке мы проверим, что вы запомнили (см. приложение).

Домашнее задание.

1) Определите состав зашифрованных веществ; напишите уравнения реакций, необходимых для осуществления цепочки превращений:

Р е ш е н и е
(один из возможных вариантов)

1) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2.

2) O2 + 2H2 = 2H2O.

3) 2H2O + 2K = 2KOH + H2.

4) H2O + SO3 = H2SO4.

5) 2H2O = O2 + 2H2.

6) H2 + CuO = Cu + H2O.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий листок

В а р и а н т I

1. Закончите фразу: самое распространенное сложное вещество на Земле – ………………….. .

2. Установление состава воды методом разложения называется:

а) синтез; б) гидролиз; в) анализ.

3. Агрегатное состояние воды при обычных условиях:

а) жидкое; б) твердое; в) газообразное.

4. Установите правильную последовательность слов:

а) запаха; б) чистая; в) имеет;

г) вода; д) не; е) цвета; ж) и.

5. При взаимодействии воды с активными металлами образуются:

а) оксиды; б) кислоты; в) водород.

6. Допишите уравнение реакции:

Na + Н2О —> …………………. .

7. Выберите формулу оксида, с которым вода не реагирует:

a) SiO2; б) СаО; в) SO3; г) Li2O.

8. Закончите фразы: при взаимодействии основных оксидов с водой образуются …………………… . Эта реакция относится к реакциям …………………. .

9. Выберите название продукта реакции воды с оксидом cеры(IV):

а) серная кислота; б) сернистая кислота.

10. Выберите формулу вещества, которое в цепи превращений

Н2 —> X —> KOН

обозначено как X.

а) K; б) K2О; в) Н2О; г) О2.

О т в е т ы. 1 – вода; 2 – в; 3 – а; 4 – б, г, д, в, а, ж, е; 5 – в; 6 – NaOH + H2;
7 – а; 8 – гидроксиды, соединения; 9 – б; 10 – в.

 

В а р и а н т II

1. Закончите фразу: тривиальное название оксида водорода – ………………. .

2. Установление состава воды методом получения из простых веществ называется:

а) анализ; б) синтез; в) дистилляция.

3. Агрегатное состояние воды при –5 °С:

а) жидкое; б) твердое; в) газообразное.

4. Установите правильную последовательность слов:

а) равна; б) при; в) 1 г/см3; г) максимальная;

д) воды; е) 4 °С; ж) плотность; з) чистой.

5. При взаимодействии воды с металлами средней активности образуются:

а) оксиды; б) гидроксиды; в) соли.

6. Допишите уравнение реакции:

K + Н2О —> …………………..…… .

7. Выберите формулу оксида, с которым вода не реагирует:

а) СО2; б) ВаО; в) СО; г) Na2O.

8. Закончите фразы: при взаимодействии кислотных оксидов с водой образуются ………………… . Эта реакция относится к реакциям ………………………. .

9. Выберите формулу вещества – продукта реакции воды с оксидом бария:

а) Ва(ОН)2; б) ВаО.

10. Выберите формулу вещества, которое в цепи превращений

Н2О —> X —> Li2O

обозначено как X.

a) Li; б) Н2; в) LiOH; г) О2.

О т в е т ы: 1 – вода; 2 – б; 3 – б; 4 – г, ж, з, д, а, в, б, е; 5 – а; 6 – KOH + H2;
7 – в; 8 – кислоты, соединения; 9 – а; 10 – г.

 

Л и т е р а т у р а

Бударина В.А. Головоломки, шарады по теме “Вода”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 9, с. 44–45; В гармонии с миром и средой. Из опыта работы учителей химии и биологии. Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2006; Алексеева В.Е. Вода – самое обыкновенное и необыкновенное вещество. Урок-сказка. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, № 8, с. 29–31; Залетило С.С. Вода. Очистка воды. Химия в школе, 2007, № 4, с. 36–39; Золотова Н.А. Известная и неизвестная вода. Химия в школе, 2002, № 8, с. 85–87; Маршанова Г.Л. Вода в природе и жизни человека. Аналитический семинар. 8 класс. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 18, с. 31– 37; Никитина М.А. и др. Интегрированный урок: Пресс-конференция о воде и ее свойствах. Химия в школе, 2005, № 1, с. 36–42; Трофимова Т.В. Растворение – физико-химический процесс. Урок-исследование. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 15, с. 34–35; Химия: Неорганическая химия. Книга для учителя. М.: ИД “Первое сентября”, 2003; Химия на досуге: учение с развлечением. М.: Центрхимпресс, 2006; Яковлева Н.М. Вода – сама жизнь. Дефицит пресной воды. Вода твоей земли. Урок-конференция. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, № 1, с. 39–48.


* Все слайды, указанные в тексте данной статьи, представлены в виде презентации на прилагаемом к газете (№ 8/2010) диске. – Прим. ред.

Н.В.МАЛЬКОВА,
учитель химии
средней школы № 15
(г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл)