Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

“… заставить ученика поверить
в себя и в свои силы”

Окончание. См. № 21, 22/2009; 07/2010

Работа в па'рах как методический прием

Парная работа является основой для организации самостоятельной работы учащихся на уроках: в каждый момент времени половина из них говорит, а вторая половина слушает и контролирует. Затем они меняются ролями. Это значительно повышает активность школьников. Доказано, что при обучении других (ребенок обучает ребенка) качество знаний улучшается, обучаемость составляет 90 %. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.

Парную работу я часто использую при закреплении материала, при проверке домашнего задания. Например, в 8-м классе после изучения темы “Оксиды” задаю вопрос: “Что такое оксиды?” Ребята рассказывают друг другу. Затем спрашиваю: “Что тебе рассказал сосед?”, затем: “Чей сосед не знает, что такое оксиды?” и т.д. За ответ одного из учащихся оба получают оценки. Оценки ставят в ведомость.

Или после изучения темы “Основания” даю задание: записать уравнения реакций (см.: “Задания для самоконтроля”, № 2 а, б, в). Уравнения записывает и комментирует тот ученик из пары, кто понял, а второй смотрит, затем сам записывает и комментирует уравнения (№ 2 г, д, е).

Такая организация работы дисциплинирует ребят, воспитывает ответственность перед товарищами.

Спонсор публикации статьи: компания «Maxceiling», специализирующаяся на изготовлении и монтаже натяжных потолков. Вы хотите изменить интерьер квартиры, офиса, дачи? Это легко, достаточно посетить официальный сайт компании по адресу http://maxceiling.ru/, рассчитать стоимость работ и заказать услуги высококлассных специалистов, не покидая кресла. Так же на сайте можно ознакомиться с примерами выполненных работ и связаться с онлайн консультантом.

Задания для самоконтроля

Основания

1. Из приведенного списка веществ выписать отдельно формулы щелочей и нерастворимых оснований: Н3PO4, LiОН, SО2, Мg(ОН)2, Fе(ОН)3, Nа24, KОН, ZnСl2, Аl(ОН)3, NаОН, NaNО3, Ва(ОН)2.

2. Дописать уравнения возможных реакций:

а) Са(ОН)2 + СО2 —> … ;

б) NаОН + МgО —> … ;

в) Al(ОН)3 + НСl —> … ;

г) KОН+ Мg(ОН)2 —> … ;

д) Ва(ОН)2 + P2O5 —> … ;

е) H34 + KOH —> … .

3. Составить уравнения реакций по схемам:

а) Са —> СаО —> Са(ОН)2 —> СаСl2;

б) Fе(ОН)3 —> Fе2O3 —> Fe.

4. С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать гидроксид лития: серная кислота, оксид магния, оксид фосфора(V), вода, соляная кислота, хлорид меди(II), сульфат калия?

Составить уравнения реакций.

5. Какой объем углекислого газа необходим для взаимодействия с 8 г гидроксида натрия (н.у.)? (В реакции образуется карбонат натрия.)

(Ответ. 2,24 л.)

6. Из 280 г оксида кальция получили 358 г гидроксида кальция. Найти массовую долю выхода гидроксида кальция.

(Ответ. 96,75 %.)

7. К раствору, содержащему 20 г гидроксида натрия, прилили раствор, содержащий 33 г хлороводорода. Какая масса соли образовалась?

(Ответ. 29,25 г NaCl.)

8. К 400 г 5%-го раствора сульфата железа(III) прилили 200 г 3%-го раствора гидроксида натрия. Найти массу образовавшегося осадка.

(Ответ. 5,35 г Fe(OH)3.)

Использование обучающих алгоритмов

Чтобы поступить в вуз и в дальнейшем не испытывать трудностей при изучении общей и неорганической химии на первом курсе, выпускнику школы очень важно уметь решать задачи. Своего рода психологический страх перед задачами появляется, как правило, в случае большого количества исходных данных в условии – учащийся не знает, с чего начать решение. Поэтому весьма полезно бывает выработать определенную систему умственных действий – алгоритм.

Решение задачи состоит из многих операций, которые связаны между собой и применяются в некоторой логической последовательности. Выявление этих связей и определение последовательности логических и математических операций лежат в основе умения решать задачи. Главное, чтобы ребята увидели ход решения задачи. Дальше, на мой взгляд, – “дело техники”. Покажу на примере простой задачи.

Задача. К раствору, содержащему избыток хлорида железа(III), прилили раствор, содержащий 240 г гидроксида натрия. Определите количество и массу образовавшегося гидроксида железа(III).

Х о д  р е ш е н и я  з а д а ч и

Записываем схему:

По этой схеме четко видна последовательность действий. Ребята с математическим cкладом ума тут же видят последовательность действий при решении задачи и становятся моими помощниками при объяснении решения.

Формулы для нахождения количества, массы вещества и т.д. мы повторяем во время актуализации знаний, так же как физические и химические величины и единицы их измерения.

Составление обобщенного алгоритма решения, сравнение задач способствует выделению общих действий, характерных для расчетных задач по уравнению реакции, комбинированных задач.

Сравнение – одно из условий осознания и понимания материала. Например, предлагаю решить следующие задачи из сборника: Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 10–11 классы. (Итоговые.) М.: Дрофа, 2002.

Задача № 1. Из 0,5 моль этанола получили 38,0 г бромэтана. Найдите выход продукта в процентах от теоретически возможного.

Задача № 2. Из 2,50 г мрамора было получено 448 мл (н.у.) углекислого газа. Чему равна массовая доля (в %) карбоната кальция в мраморе?

Задаю вопросы, например: в какой задаче практический выход равен теоретическому? (Во второй.) Какая схема соответствует первой задаче, какая – второй? Записать схемы и т.д.

При решении задач часто возникает проблема – ребята путают единицы измерения таких величин, как количество вещества, число структурных единиц, молярная и относительная молекулярная массы, объем и молярный объем, массовая доля вещества. Я составила карточки “Физические и химические величины и единицы их измерения”. На обратной стороне карточек прикреплены магнитики. На магнитную доску слева столбиком прикрепляю обозначения физических и химических величин – “V”, “N”, “Mr”, “M”, “VM”, “”, “”, а справа ребята должны собрать их единицы измерения: “л”, “атомов, молекул, ионов”; “г/моль”; “л/моль”; “% или доли единицы”; “моль”.

Получается такая картина:

Физические и химические величины закрашены красным цветом, а единицы измерения – синим.

Перед уроком слабые ученики собирают карточки, и на уроке они уже не ошибаются. Такая работа проводится в 8-м классе, и в старших классах уже не бывает проблем с единицами измерения. Ребятам эта работа очень нравится, они с удовольствием перемещают карточки не только на уроках, но и на переменах.

Творческие работы

Одна из врожденных потребностей человека – утверждение себя среди окружающих. Удовлетворить эту потребность он может, выполняя творческие работы. Кроме того, такая работа развивает учеников, учит мыслить. Я часто задаю ребятам задания творческого характера: составить рассказ, сказку, задачу, рекламу различных веществ, тесты, рефераты (чаще всего воспитательного характера) о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Выделяются работы ребят с гуманитарным уклоном.

Нет предела фантазии детей. Группа ребят ставит сценку из жизни, кто-то пишет стихотворение (эти выпускники учатся на отделениях журналистики в университетах), кто-то сочиняет сказку. Ребята учатся друг у друга.

В качестве примера приведу сказку ученика 10-го класса В.Докторова. Он написал ее до изучения темы “Ароматические углеводороды”.

Углеводороды-дикари

Весь окутан химией,
Абсолютно весь,
Островок Органика
В кабинете есть.
Там живут несчастные
Углеводороды-дикари.
С виду простоватые –
Сложные внутри.

На материке Органика проживали несколько племен. Раньше все они жили вместе и именовались углеводородами, но по неизвестной причине вскоре они разделились. Племена сохраняли очень хорошие отношения между собой и в знак дружбы использовали в начале своих названий единую букву: Алканы, Алкены, Алкадиены, Алкины и Арены. Даже при взаимном дружелюбии все пять племен по интересам разделились на три группы: предельные углеводороды (алканы), непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) и ароматические углеводороды (арены). Алканы объединились под знаменем СnH2n+2 и избрали своим вождем Метан. Метан был очень опасен, так как не имел ни цвета, ни запаха, быстро замещал водород хлором, воспламенялся со злости, разлагался.

Следующие три племени тоже объединились, но так как у них было два вождя – Этилен и Ацетилен, – то и флагов у них было два – СnH2n и СnH2n–2. Кандидат в вожди со стороны диенов проиграл на выборах и был вынужден встать под знамя Ацетилена.

Этилен по своей внешности был похож на Метан. Он тоже был бесцветным и почти не имел запаха. При малейшей возможности прибирал к своим грязным рукам галогены, водород, воду и галогеноводороды. Еще он быстро окислялся и полимеризовался.

Ацетилен – второй вождь и друг Этилена. Ацетилен от Этилена мало чем отличался. По характеру и поведению Ацетилен был полной копией Этилена.

Племя диенов было под властью Ацетилена и старалось во всем подражать ему.

Единственное племя, о котором мало что известно, – это племя Аренов. В настоящее время ведется исследование этих дикарей и еще существует надежда, что о них мы узнаем поподробнее.

Решение и составление тестовых заданий

На формирование навыков самоконтроля оказывают влияние тестовые задания.

Самооценка знаний после выполнения таких заданий помогает повысить ответственность за учебу и является источником обратной связи. Кроме того, тестовые задания позволяют быстро определить степень усвоения материала, пробелы и планировать дальнейшую работу. Подготовить обучающихся к работе с тестовыми материалами, привить навыки работы с тестами стало необходимостью и в связи с введением ЕГЭ.

Я применяю тесты при повторении, закреплении и контроле изученного материала. Мною составлены и собраны тесты с 8-го по 11-й класс. Для работы в 11-м классе я приобрела множество сборников с тестовыми заданиями, начиная с 2002 г. по 2008 г., составила тематические тесты.

Материалы для подготовки к ЕГЭ
(фото автора)

Пример тематического теста

Гидролиз

1. Дана схема органического синтеза:

Какое вещество было исходным в этой схеме?

а) Бензол С6Н6;

б) толуол С6Н5СН3;

в) бензилхлорид С6Н5СН2Сl;

г) метанол СН3ОН.

2. Дана схема органического синтеза:

Х СН3СООН.

Какое вещество было исходным в этой схеме?

а) Хлорэтан;

б) карбонат калия;

в) этиловый эфир уксусной кислоты;

г) этиловый эфир муравьиной кислоты.

3. В растворе нитрата цинка метилоранж имеет окраску:

а) красную; б) желтую;

в) оранжевую; г) бесцветную.

4. Установите соответствие между формулой соли и ее способностью к гидролизу.

Ф о р м у л а  с о л и С п о с о б н о с т ь  к  г и д р о л и з у
1) NH4Cl. а) По катиону.
2) KI. б) По аниону.
3) CH3COONa. в) По катиону и аниону.
4) Al2S3. г) Гидролизу не подвергается.
5) Ba(NO3)2.  

 

1

2

3

4

5

         

5. Значение рН меньше 7 имеется в растворе соли:

а) цианида бария; б) хлорида натрия;

в) карбоната натрия; г) нитрата цинка.

6. Только катион гидролизуется в растворе соли:

а) нитрата натрия; б) нитрита натрия;

в) нитрата железа(III); г) сульфата калия.

7. Кислая среда образуется при растворении в воде каждой из двух солей:

а) ZnCl2, AlCl3; б) Na2S, NаCl;

в) KBr, Ca(NO3)2; г) СаSО4, Li2SO4.

8. Как изменится степень гидролиза соединений:

1) FeBr3; 2) NН4Сl; 3) Al2S3; 4) K2SiO3

при внесении в раствор соляной кислоты?

а) 1, 2 – повышается, 3 – не влияет, 4 – понижается;

б) 1, 2, 4 – повышается, 3 – понижается;

в) 1, 2 – понижается, 3 – не влияет, 4 – повышается;

г) 1, 3 – повышается, 2, 4 – понижается.

9. Для подавления гидролиза сульфида натрия к раствору следует добавить:

а) гидроксид натрия;

б) дистиллированную воду;

в) азотную кислоту;

г) соляную кислоту.

10. Какие ионы присутствуют в водном растворе фосфата натрия?

11. К реакциям ионного обмена относят:

а) горение сероводорода;

б) разложение гидроксида железа(III);

в) гидролиз карбоната натрия;

г) алюминотермию.

12. Нейтральную среду имеет раствор только второй соли набора:

а) сульфат калия, сульфат хрома(III);

б) нитрат алюминия, нитрат цезия;

в) хлорид натрия, бромид калия;

г) хлорид бария, сульфид бария.

13. Различить растворы карбоната, ортофосфата и хлорида калия можно действием:

а) хлорида бария и индикатора;

б) индикатора и хлороводородной кислоты;

в) нитрата свинца(II) и индикатора;

г) индикатора и нитрата меди(II).

14. Не гидролизуется соль:

а) нитрид рубидия; б) перманганат калия;

в) метасиликат натрия; г) нитрат свинца(II).

15. Анион гидролизуется в растворе:

а) ортофосфата натрия; б) нитрата бария;

в) хлорида алюминия; г) перхлората калия.

16. Лакмусовая бумажка краснеет в водном растворе:

а) KCl; б) СuSО4; в) СН3СООNН4; г) Nа23.

17. В воду для отопительных систем добавляют соду. Это связано с:

а) дезинфекцией;

б) защитой от коррозии;

в) умягчением воды;

г) удалением углекислого газа.

18. Гидролиз соли относят к типу реакции:

а) обмена; б) замещения;

в) соединения; г) разложения.

19. Какой из ионов определяет реакцию среды в растворе карбоната натрия:

а) Н+; б) ; в) ; г) ОН?

Ответы.

1 – в; 2 – в; 3 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – а; 11 – в; 12 – б; 13 – б;
14
– б; 15 – а; 16 – б; 17 – в; 18 – а; 19 – г; задание 4: 1 – а; 2 – г; 3 – б; 4 – в; 5 – г.

При составлении тестовых заданий изучила много литературы, много размышляла над содержанием и грамотным изложением материала. В свою очередь это натолкнуло меня на мысль – а почему бы не дать ребятам задание самим составить тесты? Ученикам 10-х классов я поручила составить тесты: первой группе по теме “Предельные углеводороды” для второй группы, а второй группе по теме “Этиленовые углеводороды” для первой группы. Ответы записать на отдельных листочках для самоконтроля.

Результаты превзошли все мои ожидания:

– ребята тщательно поработали с учебником и полностью раскрыли темы;

– составили интересные вопросы из дополнительной литературы, включив тривиальные названия органических веществ;

– обратили внимание на каждую мелочь, на каждую дополнительную информацию, записанную мелким шрифтом в учебнике;

– грамотно изложили свои мысли (ведь их должны понять ребята из другой группы, учитель-то в любом случае поймет);

– атмосфера на уроке была доброжелательная, творческая;

– работа всех учеников оценена и самими учащимися, и учителем (нет проблем с нехваткой оценок);

– ребятам очень понравился такой урок, они настроились на дальнейшую работу по химии, ожидая повторения такого урока.

С тех пор составление тестов я включаю в домашнее задание после изучения тем.

* * *

Основной функцией процесса обучения в последние годы все чаще считают не передачу учащимся определенной совокупности знаний, а целенаправленное воздействие на процесс становления и развития личности. Реально оценивая положение дел в системе образования и возможный вклад обучения химии в достижение поставленных целей, я не ставлю перед собой задачи создания у учащихся устойчивой познавательной потребности как высшей стадии формирования и развития мотивации учения, а ограничиваюсь лишь созданием познавательного интереса к предмету и включением ученика в процесс индивидуального движения относительно собственных предшествующих достижений.

Мною составляется “Мониторинг обученности” – специальная таблица, в которую я заношу текущие оценки всех учеников и определяю % качества (оценки “4” и “5”) и % успеваемости (оценки “3”, “4”, “5”). Из таблицы видно: идет ли рост успеваемости ученика или спад (и тогда можно организовать работу с родителями на родительском собрании, но сугубо лично, а не во всеуслышание). Можно также определить степень самостоятельности по улучшению или ухудшению успеваемости.

Каждому учащемуся необходимо дать возможность пережить, почувствовать, что достижение успехов в решении познавательных задач способно доставить ему немалое удовлетворение.

Конечно, идеальный вариант сделать невозможно, тем более что часы на химию сокращаются. Проблема еще и в том, что количество жителей в селах уменьшается, все трудоспособное население в связи с отсутствием работы уезжает, остаются, в основном, те, кому безразлична судьба детей, кто утешение находит в спиртных напитках. Тяжело детям таких родителей. Думаю, что моя работа позволяет мне понять учеников, говорить с ними на их языке, избегать конфликтов, организовывать многократную проработку изучаемого материала, продвигаться вперед в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося.

Л.В.ГЛУХАРЕВА,
учитель химии
(д. Ст. Ильдеряково, Аксубаевский р-н,
Республика Татарстан)