О ХИМИИ С УЛЫБКОЙ |
Забавная химия
Труд любого учителя многогранен. Чтобы детям было интересней постигать азы науки и изучаемый предмет не казался столь большой проблемой, как на рисунке (рис. 1), в моем учительском активе помимо задач, химических уравнений и т.п. всегда есть место химическим сказкам, химическим песням, шуткам.
Рис. 1. Изучение химии без шуток
иногда весьма проблемно… (фото с сайта www.school.com)
Использование на уроках химии смешных записей, высказываний, случайных оговорок учащихся оживляет урок. Дружный смех детей активизирует восприятие материала.
За много лет работы в школе накоплено много смешных высказываний, часть из них оформлена нами в виде газет: “Смешные случаи на уроках” (рис. 2, 3), “Забавная химия” и других. Учащиеся, знакомясь с “творчеством” ровесников, становятся более внимательными при формулировке новых понятий.
После проведения первой практической работы (с лабораторным оборудованием – спиртовкой и лабораторным штативом) зачитываю записи учеников в тетрадях для практических работ.
Рис. 2. Стенгазета с шутками (фото автора)
• Обращение со штативом: ввинтить штатив в подставку и проверить, до конца ли он взвинчен?
• Спиртовка состоит из колпака и других частей.
• Трубка с диском зажжется и … возгорится пламя.
• Прежде чем зажигать спиртовку, надо тщательно осмотреть ее: нет ли там щели?
• После трех опытов: растворения, фильтрования, выпаривания, соль стала белкой.
• Спиртовка используется для опытов, она является источником тепла, т.к. в ней быстро тратится спирт.
• Спиртовка нужна для того, чтобы поддерживать температуру в теле.
• Я научила фильтровать загрязненную воду.
• Полученный раствор взять держалкой и держать над пламенем спиртовки.
• Укрепили чашечку с водой под горящей спиртовкой.
• Прихваткой возьму чашку для выпаривания.
• Выпорю воду под огнем спиртовки.
• Полученный раствор понемногу наливать в бумажный кулечек, находящийся в воронке. Через минуту раствор будет булькать и появится пух.
• Смоченный водой фильтр вставить в ворону.
Рис. 3. Другой вариант стенгазеты (фото автора)
Изучая химические реакции, учащиеся писали.
• Нельзя пробовать химические реакции на вкус.
• Реакция размножения малахита.
• При разложении малахита на стенках пробирки выделяются капельки пота.
• Возле воды надо поставить двойку.
• Если опустить лакмусовую бумагу в кислоту, то она станет кисло-красного цвета.
• Гидролиз имеет место при освоении пищи организмом.
• При реакции хлорида железа со щелочью выпадает бурный осадок.
• Если цвет индикатора стал зеленый, значит среда неправильная.
При изучении других тем также встречаются смешные фразы.
• Металлы встречаются в природе в виде хлорида натрия NaCl в морях и океанах.
• Католический крекинг.
• Fe, Mn, Si, P закладываем туда и перевариваем (в доменную печь).
• Ученый Авогадро нашел частицу “моль”.
• Пластинки в электрофильтре вздрагиваются.
• Я шибко не обращал на жесткость внимания.
• Первый вопрос надо отвечать устно, а второй – уксусная кислота.
• У галогенов внешний вид завершен, а у кислорода – не завершен.
• Если добавить крахмал, то раствор станет цвета киселя.
• Какая валентность у этой буквы “Cl”?
• Хлорметан используется в качестве “агента” в холодильных установках.
• Сера не мочится водой.
Диалог учителя и ученика.
Учитель. Как называется человек, который отдает кровь?
Ученик. Донор.
Учитель. Следовательно, кислород в воде – “донор”? А водород как называется?
Ученик. Больной.
Проверяющий, на выпускном экзамене (когда еще не было ЕГЭ) задает вопрос школьнику: “Как делятся удобрения? Что такое навоз?”
Ученик, сильно волнуясь: “Я не знаю… Я не знаю формулу навоза”.
Многие авторы этих шедевров давно окончили гимназию и стали достойными людьми, а их перлы помогают последующим поколениям изучать замечательный предмет, который называется химия.