Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Коллекционирование
как средство развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся

В течение ряда лет я выписываю вашу газету. Мне нравится, что в каждом номере много интересного, “живого” материала, так необходимого в работе учителя, и я с нетерпением жду новый номер газеты.

Убеждена, что в работе учителя очень важно пробудить у школьников интерес, “завести” механизм формирования способностей.

Умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с “чудом” – все это происходит в процессе коллекционирования.

Удивление, интерес, любознательность – вот слагаемые, которые заставляют внимательнее присматриваться к знакомым предметам, окружающим нас, помогают приобщиться к миру тайн и открытий, осознать, что в этих предметах труд многих людей, опыт многих поколений, в них отражается путь человеческой цивилизации.

Академик И.П.Павлов, сам будучи филателистом, положительно отзывался о коллекционировании, говорил о том, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом – словом, воспитывает качества, необходимые для исследовательской деятельности в любой области науки и производства.

И меня, как педагога, заинтересовала возможность использования коллекционирования в развитии у школьников качеств творческой личности, в обучении их навыкам исследовательской деятельности.

Как показывает опыт работы, познавательные способности ребят эффективно развиваются при вовлечении их в активную поисковую деятельность. При этом повышается осознанность знаний и появляется устойчивый интерес к предмету. Исследовательская деятельность переносит акценты в обучении химии с усвоения знаний на их добывание. Работа над исследовательским проектом помогает школьникам научиться выделять главное в материале, анализировать информацию, раскрывать алгоритмы построения исследовательских задач, знакомиться с прикладными аспектами химии, критически осмысливать полученные результаты и применять их на практике.

Исследовательская деятельность не только создает условия для развития творческой личности, но и вовлекает учеников в необычайно увлекательный деятельностный процесс, создает большие возможности для развития детской психики, обладает терапевтическим воздействием, развивает речь у ребят.

С результатами своих исследовательских работ учащиеся выступают на школьных научно-практических конференциях, участвуют в “Неделях защиты учебных проектов”. Авторы лучших работ становятся участниками заочного тура Всероссийского открытого конкурса исследовательских и творческих работ учащихся “Юность. Наука. Культура”, проводимого в городе Обнинске; лауреатами Российской конференции учащихся “Юность. Наука. Культура – Сибирь”, проходившей в городе Новосибирске.

Убеждена, что навыки, полученные в результате работы над темами исследования, будут востребованы и в дальнейшей жизни выпускников.

Долгие годы я коллекционирую спички. В далеком 1987 г. я, еще совсем молодая учительница, недавняя выпускница пединститута, испытала огромную радость удивления от коробка спичек, привезенного мне из Германии, такого непохожего на привычные нам советские спички. Да и коробком-то его назвать было сложно: это была маленькая книжечка-раскладушка с видом немецкого городка, а внутри непривычные для нас спички на картонной основе.

Собранная коллекция наполняет мою жизнь яркими красками, приятными воспоминаниями: этот нарядный коробок подарили родственники, это память о путешествии по Волге, эти сувенирные спички привезли ученики и коллеги из разных уголков страны и мира: Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Китая, Туниса, Болгарии, Таиланда, Греции, Австрии. Так коллекция расширяет свою географию, возрастает круг заинтересованных людей. Сейчас коллекция насчитывает около 500 спичечных коробков (фото 1).

Фото 1. Сувенирные наборы спичек, которые
вручали делегатам XXVI съезда КПСС, теперь украшают коллекцию

В школьном музее были организованы первые выставки моей коллекции (фото 2), что вызывало немалый интерес как у детей, так и у педагогов, родителей и гостей школы. Все, кто видит коллекцию, не перестают удивляться. Мне дороги их впечатления, оставленные в “Книге отзывов”, где они пишут о необычных туристических спичках, поразивших их воображение своими размерами (фото 3), суперспичках, не боящихся воды и сильного ветра; впервые узнают о космических спичках и коробке?, которому более 40 лет. Их взору предстают самые большие по размерам соломки каминных спичек и спичек-путешественниц из самых разных стран мира.

15-3.jpg (34559 bytes)

Фото 2. Автор статьи у одного из стендов
на выставке “Эти удивительные спички”

Ознакомившись с коллекцией, мои ученики с большим желанием откликнулись на предложение заниматься исследовательской деятельностью, объектом которой является эта коллекция спичечных коробков, единственная в г. Сургуте.

Фото 3. Туристические спички
всегда вызывают интерес

Предметы коллекции используются не только как объект исследовательской деятельности, но и при проведении уроков по различным темам школьного курса химии, внеклассных мероприятий, тематических недель, классных часов.

Без экспонатов своей коллекции я не могу представить изучение таких тем, как “Фосфор и его соединения”, “Сера. Соединения серы”, “Роль химии в нашей жизни”, “Простые вещества – неметаллы”, “Закон сохранения массы веществ”, “Физические и химические явления”, “Скорость химических реакций”, “Классификация реакций”.

Знакомство учащихся с производством спичек происходит с помощью фотоматериалов, полученных мною при посещении участка по производству сувенирных спичек предприятия ООО “Формат-принт” в г. Рыбинске, там же находится единственный в России небольшой музей спичек.

На основе этих фотографий ученики готовят и показывают другим ученикам презентации.

Мы гордимся тем, что именно в нашей стране в г. Рыбинске Ярославской области выпущены самые большие спички в России и мире, длина которых 1 м (фото 4). В музее хранится гигантский коробок, превышающий обычный в 20 раз. Любую спичку без труда можно зажечь.

Фото 4. Уникальный экспонат музея спичек
в г. Рыбинске – спичка-великан

Заинтересовавшись производством спичек, мы написали письмо по электронной почте (благо теперь такая возможность в школе есть). Технолог предприятия И.А.Кочкина познакомила нас с этапами технологического процесса. Но на этом переписка не закончилась. У ребят появилось много вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

В ходе исследовательской работы возникла идея и о том, что было бы интересно узнать о коллекционерах спичек – филуменистах в других городах. Какова была радость ребят, когда они получили напутственные слова от председателя Московского клуба филуменистов “Сувенир” В.Г.Бармакова. Можно сказать, что открылись новые горизонты в работе юных исследователей.

Отрадно отметить, что мы тесно сотрудничаем с председателем городского клуба “Коллекционер” Е.П.Соколовым и его заместителем А.А.Федуловым. Они стали частыми гостями в школе.

Коллекция объединяет творческих людей. И вот уже ученики 5–7-х классов приносят поделки, выполненные из спичек, а шестиклассница Махмудова Сабина принесла книгу, в которой напечатано много интересных опытов и фокусов с использованием спичек.

Коллекция оказывается интересным и своеобразным набором наглядных пособий не только по предмету, но и во внеурочной деятельности. Проведение многих внеклассных мероприятий очень оживляется при использовании предметов коллекции. Так, например, выступления ребят на классном часе, посвященном Дню космонавтики, прекрасно дополняет сувенирный набор “Звездный путь” – по этикеткам спичечных коробков можно проследить историю освоения космического пространства.

Сувенирный набор, выпущенный к 300-летию Петергофа, позволяет отправиться в воображаемое путешествие по памятным местам, насладиться красотой творения рук человеческих. Этикетки спичечных коробков городов Золотого Кольца знакомят с достопримечательностями каждого города.

При таком глубоко эмоциональном отношении к окружающему миру у учеников появляется ярко выраженный интерес к предмету “химия”.

Опыт работы убеждает в том, что если в ходе общения с детьми учителю удается показать свое чувство удивления, радости, гордости за техническое открытие, изобретение, то ответным чувством могут встрепенуться и сердца учеников. Не надо забывать, что воспитание – это в первую очередь воспитание чувств. Проходят годы, меняются ученики, классы, методы обучения, но в памяти учеников всегда остается встреча с маленьким “чудом”.

Каждый учитель прежде всего – личность. Я уверена, мы можем сделать школьные годы своих учеников запоминающимися, такими, чтобы память о школе была доброй!

(В материале использованы фотографии автора.)

Г.Г.ПЕХТЕРЕВА,
учитель химии средней школы № 11
(г. Сургут)