ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Коллекционирование
как средство развития исследовательской
деятельности и творческой личности учащихся
В течение ряда лет я выписываю вашу газету. Мне нравится, что в каждом номере много интересного, “живого” материала, так необходимого в работе учителя, и я с нетерпением жду новый номер газеты.
Убеждена, что в работе учителя очень важно пробудить у школьников интерес, “завести” механизм формирования способностей.
Умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с “чудом” – все это происходит в процессе коллекционирования.
Удивление, интерес, любознательность – вот слагаемые, которые заставляют внимательнее присматриваться к знакомым предметам, окружающим нас, помогают приобщиться к миру тайн и открытий, осознать, что в этих предметах труд многих людей, опыт многих поколений, в них отражается путь человеческой цивилизации.
Академик И.П.Павлов, сам будучи филателистом, положительно отзывался о коллекционировании, говорил о том, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом – словом, воспитывает качества, необходимые для исследовательской деятельности в любой области науки и производства.
И меня, как педагога, заинтересовала возможность использования коллекционирования в развитии у школьников качеств творческой личности, в обучении их навыкам исследовательской деятельности.
Как показывает опыт работы, познавательные способности ребят эффективно развиваются при вовлечении их в активную поисковую деятельность. При этом повышается осознанность знаний и появляется устойчивый интерес к предмету. Исследовательская деятельность переносит акценты в обучении химии с усвоения знаний на их добывание. Работа над исследовательским проектом помогает школьникам научиться выделять главное в материале, анализировать информацию, раскрывать алгоритмы построения исследовательских задач, знакомиться с прикладными аспектами химии, критически осмысливать полученные результаты и применять их на практике.
Исследовательская деятельность не только создает условия для развития творческой личности, но и вовлекает учеников в необычайно увлекательный деятельностный процесс, создает большие возможности для развития детской психики, обладает терапевтическим воздействием, развивает речь у ребят.
С результатами своих исследовательских работ учащиеся выступают на школьных научно-практических конференциях, участвуют в “Неделях защиты учебных проектов”. Авторы лучших работ становятся участниками заочного тура Всероссийского открытого конкурса исследовательских и творческих работ учащихся “Юность. Наука. Культура”, проводимого в городе Обнинске; лауреатами Российской конференции учащихся “Юность. Наука. Культура – Сибирь”, проходившей в городе Новосибирске.
Убеждена, что навыки, полученные в результате работы над темами исследования, будут востребованы и в дальнейшей жизни выпускников.
Долгие годы я коллекционирую спички. В далеком 1987 г. я, еще совсем молодая учительница, недавняя выпускница пединститута, испытала огромную радость удивления от коробка спичек, привезенного мне из Германии, такого непохожего на привычные нам советские спички. Да и коробком-то его назвать было сложно: это была маленькая книжечка-раскладушка с видом немецкого городка, а внутри непривычные для нас спички на картонной основе.
Собранная коллекция наполняет мою жизнь яркими красками, приятными воспоминаниями: этот нарядный коробок подарили родственники, это память о путешествии по Волге, эти сувенирные спички привезли ученики и коллеги из разных уголков страны и мира: Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Китая, Туниса, Болгарии, Таиланда, Греции, Австрии. Так коллекция расширяет свою географию, возрастает круг заинтересованных людей. Сейчас коллекция насчитывает около 500 спичечных коробков (фото 1).
Фото 1. Сувенирные наборы спичек,
которые
|
В школьном музее были организованы первые выставки моей коллекции (фото 2), что вызывало немалый интерес как у детей, так и у педагогов, родителей и гостей школы. Все, кто видит коллекцию, не перестают удивляться. Мне дороги их впечатления, оставленные в “Книге отзывов”, где они пишут о необычных туристических спичках, поразивших их воображение своими размерами (фото 3), суперспичках, не боящихся воды и сильного ветра; впервые узнают о космических спичках и коробке?, которому более 40 лет. Их взору предстают самые большие по размерам соломки каминных спичек и спичек-путешественниц из самых разных стран мира.
Фото 2. Автор статьи у одного из
стендов
|
Ознакомившись с коллекцией, мои ученики с большим желанием откликнулись на предложение заниматься исследовательской деятельностью, объектом которой является эта коллекция спичечных коробков, единственная в г. Сургуте.
Фото 3. Туристические спички
|
Предметы коллекции используются не только как объект исследовательской деятельности, но и при проведении уроков по различным темам школьного курса химии, внеклассных мероприятий, тематических недель, классных часов.
Без экспонатов своей коллекции я не могу представить изучение таких тем, как “Фосфор и его соединения”, “Сера. Соединения серы”, “Роль химии в нашей жизни”, “Простые вещества – неметаллы”, “Закон сохранения массы веществ”, “Физические и химические явления”, “Скорость химических реакций”, “Классификация реакций”.
Знакомство учащихся с производством спичек происходит с помощью фотоматериалов, полученных мною при посещении участка по производству сувенирных спичек предприятия ООО “Формат-принт” в г. Рыбинске, там же находится единственный в России небольшой музей спичек.
На основе этих фотографий ученики готовят и показывают другим ученикам презентации.
Мы гордимся тем, что именно в нашей стране в г. Рыбинске Ярославской области выпущены самые большие спички в России и мире, длина которых 1 м (фото 4). В музее хранится гигантский коробок, превышающий обычный в 20 раз. Любую спичку без труда можно зажечь.
Фото 4. Уникальный экспонат
музея спичек
|
Заинтересовавшись производством спичек, мы написали письмо по электронной почте (благо теперь такая возможность в школе есть). Технолог предприятия И.А.Кочкина познакомила нас с этапами технологического процесса. Но на этом переписка не закончилась. У ребят появилось много вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.
В ходе исследовательской работы возникла идея и о том, что было бы интересно узнать о коллекционерах спичек – филуменистах в других городах. Какова была радость ребят, когда они получили напутственные слова от председателя Московского клуба филуменистов “Сувенир” В.Г.Бармакова. Можно сказать, что открылись новые горизонты в работе юных исследователей.
Отрадно отметить, что мы тесно сотрудничаем с председателем городского клуба “Коллекционер” Е.П.Соколовым и его заместителем А.А.Федуловым. Они стали частыми гостями в школе.
Коллекция объединяет творческих людей. И вот уже ученики 5–7-х классов приносят поделки, выполненные из спичек, а шестиклассница Махмудова Сабина принесла книгу, в которой напечатано много интересных опытов и фокусов с использованием спичек.
Коллекция оказывается интересным и своеобразным набором наглядных пособий не только по предмету, но и во внеурочной деятельности. Проведение многих внеклассных мероприятий очень оживляется при использовании предметов коллекции. Так, например, выступления ребят на классном часе, посвященном Дню космонавтики, прекрасно дополняет сувенирный набор “Звездный путь” – по этикеткам спичечных коробков можно проследить историю освоения космического пространства.
Сувенирный набор, выпущенный к 300-летию Петергофа, позволяет отправиться в воображаемое путешествие по памятным местам, насладиться красотой творения рук человеческих. Этикетки спичечных коробков городов Золотого Кольца знакомят с достопримечательностями каждого города.
При таком глубоко эмоциональном отношении к окружающему миру у учеников появляется ярко выраженный интерес к предмету “химия”.
Опыт работы убеждает в том, что если в ходе общения с детьми учителю удается показать свое чувство удивления, радости, гордости за техническое открытие, изобретение, то ответным чувством могут встрепенуться и сердца учеников. Не надо забывать, что воспитание – это в первую очередь воспитание чувств. Проходят годы, меняются ученики, классы, методы обучения, но в памяти учеников всегда остается встреча с маленьким “чудом”.
Каждый учитель прежде всего – личность. Я уверена, мы можем сделать школьные годы своих учеников запоминающимися, такими, чтобы память о школе была доброй!
(В материале использованы фотографии автора.)