Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2010
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Химические реакции

Урок-исследование

Девиз. Химические превращения,
химические реакции есть
главный предмет химии.

Н.Н.Семенов

Цели. Обучающие. Познакомить школьников с понятиями “химическая реакция”, “химическое явление”, продолжить формирование умений проводить опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Развивающие. Продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты эксперимента.

Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Методы и методические приемы.

1. Беседа.

2. Выполнение опытов.

3. Графический диктант.

ХОД УРОКА

Фронтальная беседа.

• Вспомните из курса природоведения и физики, какие изменения могут происходить с веществами.

(Таяние, испарение, замерзание воды,
горение свечи...)

• Как вы предложили бы классифицировать все явления?

(Физические и химические.)

• Что изучает химия?

(Это наука о веществах и их превращениях. Все явления можно
разделить на физические и химические.)

Учитель. Физическое явление – явление, при котором данное вещество не превращается в другое, а обычно изменяется его агрегатное состояние или форма.

Химическое явление – явление, в результате которого образуются другие вещества. Химическое явление называется реакцией.

Наша задача на уроке – выяснить признаки химических и физических явлений.

Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила техники безопасности: с веществами работать осторожно, нагревать пробирку по всей длине и отверстие пробирки не направлять на людей, все выполнять только по инструкции.

Класс делится на шесть групп, которые выполняют задания по карточкам-инструкциям и выявляют признаки физических и химических явлений: проводят опыт, записывают свои наблюдения, делают вывод. (3–5 мин.)

Карточки-инструкции.

Возьмите свечу, аккуратно подожгите ее.

Наблюдения. При горении свечи выделяется ………………, сама свеча ……………. .

Вывод. При горении свечи образуется ………….. . Это …………………… явление. Свеча плавится – это ………………….. явление.

 

Выданный сахарный песок (С12Н22О11) разделите на две части.

Поместите одну часть в пробирку, закрепите ее в пробиркодержателе и аккуратно нагрейте в пламени спиртовки до появления желто-коричневого цвета.

Вторую часть сахарного песка разотрите в ступке пестиком до сахарной пудры.

Наблюдения. При нагревании сахарного песка изменяется ……………. . При растирании сахарного песка ………………………. не меняется.

Вывод. Образование жженого сахара – ………………… явление. Образование сахарной пудры – ………………………………. явление.

 

1. Поместите в пробирку 2–3 гранулы цинка и прилейте 2 мл серной кислоты Н2SO4.

2. Откройте бутылку с газированной водой.

Наблюдения. При взаимодействии цинка с серной кислотой наблюдается выделение ……………………………………. . Он называется ……………………………………… .

При открывании бутылки с газированной водой наблюдается выделение …………… …………. .

Вывод. При взаимодействии цинка с серной кислотой наблюдается ……… …………………..… явление. При открывании бутылки с газированной водой наблюдается ……………………………. явление.

 

1. Смешайте по 1 мл два прозрачных раствора: сульфата аммония ((NH)2SO4) и хлорида бария (ВaCl2).

2. Прилейте аккуратно к осадку голубого цвета (Сu(ОН)2) раствор серной кислоты (H2SO4).

3. Налейте в стакан 10 мл воды и добавьте щепотку сульфата меди (CuSO4), перемешайте стеклянной палочкой до растворения соли.

Наблюдения. При сливании двух прозрачных растворов солей хлорида бария и сульфата аммония наблюдается образование …………………………… белого цвета.

При взаимодействии Сu(ОН)2 и раствора серной кислоты наблюдается ……………………………….. осадка.

При растворении кристаллов сульфата меди(II) в воде наблюдается образование раствора .................. цвета.

Вывод. Образование .............. или исчезновение ................ является химической реакцией.

 

Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты (H2SO4), а в другой – кристаллы аммиачной селитры (NH4NO3).

Наблюдения. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается …………………….. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………………. температуры.

Вывод. Растворение веществ – это ……………………... и ………………………….. процесс.

 

1. В двух стаканах налито коровье молоко, определите по характерному запаху, в каком сосуде молоко прокисло.

2. Добавьте в аромалампу, заправленную водой, 3–5 капель масла жасмина и зажгите свечу.

Наблюдения. В стакане под номером …………………….. молоко прокисло, так как появился характерный запах.

После того как зажгли свечу, по классу разносится характерный ……………. в результате диффузии.

Вывод. Скисание молока – ……………… ………….. процесс.

Диффузия – это ………………… процесс.

 

Отчет по группам.

Ученики рассказывают о своих наблюдениях при выполнении опытов, учитель вместе с учениками заполняет таблицу.

Таблица

Признаки физических и химических явлений


п/п
Физические явления Химические явления
1 Изменение агрегатного состояния Появление света
2 Изменение формы Изменение цвета
3 Растворение газа Выделение газа
4 Растворение твердого вещества Появление или исчезновение осадка
5 Растворение жидкости Выделение или поглощение тепла
6 Диффузия Появление или исчезновение запаха

Учитель. Что необходимо, чтобы началась реакция?

Ученик. Соприкосновение, измельчение, перемешивание, мелкое дробление при растворении.

Учитель. Опилки на воздухе не загораются. Что необходимо предпринять?

Ученик. Нагреть их до определенной температуры.

Учитель. Необходимо различать: условия возникновения химической реакции (например, дрова подожгли, они загорелись; далее они горят без нашего участия); условия течения химической реакции (разложение воды под действием электрического тока – необходимо постоянно подавать электрический ток).

Зачем нужно изучать химические реакции?

Ученик. Химические реакции используются для получения металлов, пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов, они – источник получения энергии.

Показываются коллекции.

Учитель. Проверим, как вы поняли, какие явления относятся к физическим, а какие к химическим. Проведем графический диктант. Если вы считаете правильным ответом “физическое явление”, то ставьте дугу снизу отрезка, а если – “химическое явление”, ставьте дугу сверху.

Графический диктант.

I  в а р и а н т

1. Образование инея на деревьях.

2. Ржавление железного гвоздя.

3. Испарение спирта.

4. Прогоркание масла при длительном хранении.

5. Горение дров.

6. Плавление стекла.

7. Появление в воздухе приятного свежего запаха при открывании флакона с духами.

О т в е т ы.

 

II  в а р и а н т

1. Таяние льда.

2. Прокисание молока.

3. Горение бенгальских огней.

4. Позеленение бронзового памятника.

5. Сжижение кислорода.

6. Гниение растений.

7. Воспламенение спички.

О т в е т ы.

Учащиеся проверяют правильность выполнения работы и выставляют отметки, используя предложенные критерии:

“5” – без ошибок;

“4” – одна ошибка;

“3” – две-три ошибки.

Учитель. Итак, сегодня мы узнали о признаках и условиях течения химических реакций. Пока остается неясным, как записать химический процесс на бумаге. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.

Учитель дает домашнее задание, выставляет оценки, благодарит за работу на уроке.

Е.Н.ДАНИНА,
учитель химии
университетского лицея № 2
(г. Димитровград, Ульяновская обл.)