Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Система подготовки учащихся
к итоговой аттестации по химии
в условиях сельской общеобразовательной школы

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” говорится о необходимости обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Это возможно осуществить через введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который совмещает в себе две функции: итоговой аттестации выпускников за курс средней школы и вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения.

Стремление решить возникающие в обучении проблемы поставило передо мной задачу: выстроить систему работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации, обеспечивающую успешность сдачи выпускниками экзаменов в любых формах.

Основой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации является личностно ориентированный подход, при котором учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Основой такого подхода к процессу обучения является деятельность познания, а не преподавание; приоритетными становятся самостоятельное приобретение знаний и их применение. Совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний, имеют значение для развития личности.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации – это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа. Наиболее часто в педагогической литературе встречается классификация уроков на основании дидактической цели: 1) уроки изучения нового материала; 2) уроки закрепления и совершенствования знаний и умений; 3) уроки проверки результатов усвоения. В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.

Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.

Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.

При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.

В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающе-тренировочную.

Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.

Школа, в которой я работаю, находится в сельской местности. В силу удаленности от областного центра учащиеся старших классов не имеют возможности посещать подготовительные курсы при вузах. Увеличить число часов на подготовку можно за счет спецкурсов и факультативных курсов по предмету и организации занятий в “Школе будущего абитуриента” при доме детского творчества, которая работает с 2005/06 учебного года.

Цели создания “Школы будущего абитуриента” следующие:

1) организовать углубленное изучение отдельных предметов в рамках программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

2) обеспечивать равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

3) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии организую занятия по следующим спецкурсам и факультативам (таблица).

Таблица

Спецкурсы и факультативные занятия по химии

Место проведения Спецкурсы и факультативы
9 класс 10 класс 11 класс
МОУ “Тарногская СОШ” “Удивительный мир веществ” (17 ч) “Решение задач повышенной трудности”(34 ч) “Решение задач повышенной трудности” (34 ч)
Дом детского творчества, “Школа будущего абитуриента”   “Строение и свойства органических веществ”  (68 ч) “Теоретические основы общей и неорганической химии”  (68 ч)

Главной целью спецкурсов и факультативных занятий по химии является расширение, углубление и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, получении и применении важнейших химических соединений, закономерностях протекания химических реакций с целью подготовки выпускников к сдаче экзамена за курс средней школы и поступлению в вузы соответствующего профиля.

Важным принципом дидактики является принцип самостоятельного созидания знаний, заключающийся в том, что знание ученик получает не в готовом виде, а создает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной деятельности. Для обеспечения активной самостоятельной работы всех учащихся в индивидуальном режиме на занятиях спецкурса составляю рабочие карты, содержащие алгоритм решения определенных типов заданий и подборку задач (упражнений) для отработки умений выполнять задания разного уровня сложности.

Разработаны рабочие карты по следующим темам: “Гидролиз”, “Электролиз”, “Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций ионно-электронным методом”, “Классификация химических реакций”, “Виды химических связей”, “Серная кислота”, “Азотная кислота”.

В течение учебного года я провожу четыре зачетных занятия, на которых проверяю знания по рассматриваемым вопросам и решению заданий, включаемых в содержание материалов итоговой аттестации. Это позволяет вовремя провести коррекцию знаний, умений, навыков школьников.

Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.

1. Раннее проявление интереса учащихся к предмету, что в перспективе возможно за счет введения элективных курсов по химии, начиная с 8-го класса.

2. Характерная особенность естественно-научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.

3. Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на спецкурсах и факультативах, углубляли и расширяли изученное на уроке.

Для успешной сдачи экзамена в любой форме следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.

С.А.ВАХНЕВА,
учитель химии
Тарногской средней школы
(с. Тарногский городок,
Вологодская обл.)