ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Система подготовки учащихся
к итоговой аттестации по химии
в условиях сельской общеобразовательной школы
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” говорится о необходимости обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Это возможно осуществить через введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который совмещает в себе две функции: итоговой аттестации выпускников за курс средней школы и вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения.
Стремление решить возникающие в обучении проблемы поставило передо мной задачу: выстроить систему работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации, обеспечивающую успешность сдачи выпускниками экзаменов в любых формах.
Основой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации является личностно ориентированный подход, при котором учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Основой такого подхода к процессу обучения является деятельность познания, а не преподавание; приоритетными становятся самостоятельное приобретение знаний и их применение. Совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний, имеют значение для развития личности.
Система подготовки учащихся к итоговой аттестации – это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа. Наиболее часто в педагогической литературе встречается классификация уроков на основании дидактической цели: 1) уроки изучения нового материала; 2) уроки закрепления и совершенствования знаний и умений; 3) уроки проверки результатов усвоения. В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.
Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.
При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающе-тренировочную.
Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.
Школа, в которой я работаю, находится в сельской местности. В силу удаленности от областного центра учащиеся старших классов не имеют возможности посещать подготовительные курсы при вузах. Увеличить число часов на подготовку можно за счет спецкурсов и факультативных курсов по предмету и организации занятий в “Школе будущего абитуриента” при доме детского творчества, которая работает с 2005/06 учебного года.
Цели создания “Школы будущего абитуриента” следующие:
1) организовать углубленное изучение отдельных предметов в рамках программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
2) обеспечивать равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
3) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии организую занятия по следующим спецкурсам и факультативам (таблица).
Таблица
Спецкурсы и факультативные занятия по химии
Место проведения | Спецкурсы и факультативы | ||
9 класс | 10 класс | 11 класс | |
МОУ “Тарногская СОШ” | “Удивительный мир веществ” (17 ч) | “Решение задач повышенной трудности”(34 ч) | “Решение задач повышенной трудности” (34 ч) |
Дом детского творчества, “Школа будущего абитуриента” | “Строение и свойства органических веществ” (68 ч) | “Теоретические основы общей и неорганической химии” (68 ч) |
Главной целью спецкурсов и факультативных занятий по химии является расширение, углубление и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, получении и применении важнейших химических соединений, закономерностях протекания химических реакций с целью подготовки выпускников к сдаче экзамена за курс средней школы и поступлению в вузы соответствующего профиля.
Важным принципом дидактики является принцип самостоятельного созидания знаний, заключающийся в том, что знание ученик получает не в готовом виде, а создает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной деятельности. Для обеспечения активной самостоятельной работы всех учащихся в индивидуальном режиме на занятиях спецкурса составляю рабочие карты, содержащие алгоритм решения определенных типов заданий и подборку задач (упражнений) для отработки умений выполнять задания разного уровня сложности.
Разработаны рабочие карты по следующим темам: “Гидролиз”, “Электролиз”, “Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций ионно-электронным методом”, “Классификация химических реакций”, “Виды химических связей”, “Серная кислота”, “Азотная кислота”.
В течение учебного года я провожу четыре зачетных занятия, на которых проверяю знания по рассматриваемым вопросам и решению заданий, включаемых в содержание материалов итоговой аттестации. Это позволяет вовремя провести коррекцию знаний, умений, навыков школьников.
Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса учащихся к предмету, что в перспективе возможно за счет введения элективных курсов по химии, начиная с 8-го класса.
2. Характерная особенность естественно-научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.
3. Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на спецкурсах и факультативах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Для успешной сдачи экзамена в любой форме следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.