Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2010
Я ИДУ НА УРОК

 

Химические реакции. Атомно-молекулярное учение

Атомоход “Ломоносов”

Урок-путешествие • 8 класс

Обучающиеся должны знать: правила составления уравнений химических реакций, формулировку закона М.В.Ломоносова.

Обучающиеся должны уметь: расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, составлять формулы веществ, определять тип связи в веществах, производить расчеты по химическим уравнениям.

Оборудование. На доске висит плакат со штурвалом атомохода, где указан маршрут следования; две таблицы “крестики-нолики”; карточки с вопросами; жетоны.

ХОД УРОКА

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот я и вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе. Вы – команда, я – капитан. Ваши тетради будут “судовыми журналами”. в них мы будем записывать маршрут следования (табл. 1). Пора отправляться в путь, но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать его? Ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд – вписать в клетки названия элементов, чьи символы указаны под кроссвордом. Ключевым словом является название нашего корабля. За правильные ответы вы получаете жетоны.

Учащиеся решают кроссворд, записывают в таблице 1 в столбце “Прохождение маршрута” ответ.

Кроссворд

Ответ. Ломоносов.

Таблица 1

Этапы маршрута

Прохождение маршрута Количество жетонов
Кроссворд    
Бухта основных понятий    
Рифы формул    
Река химических уравнений    
Поток явлений    
Канал расчетных задач    

Учитель. Итак, отправляемся в путь на атомоходе “Ломоносов”.

Мы прибыли в Бухту основных понятий.

Учитель проводит фронтальный опрос.

1) Что изучает химия?

2) Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3) Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4) Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5) Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6) Что такое индекс?

7) Что показывает коэффициент?

8) Какие виды химической связи вам известны?

За правильные ответы ученики получают жетоны.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно отдохнуть и поиграть.

(На доске записаны таблицы (табл. 2, 3) для игры “Крестики- нолики”.)

Найдите выигрышные пути на следующих таблицах. Выигрышный путь проходит через клетки с формулами веществ, у которых одинаковый тип связи.

Таблица 2

NaCl CaO BaCl2
N2 SO3 I2
HCl K2O Br2

Таблица 3

H2 CaO N2
Cl2 CO2 KOH
O2 NaI FeO

Ученики разгадывают “крестики-нолики” в тетрадях, затем двое выходят к доске, показывают путь, отвечают на вопросы по карточке 1.

Карточка 1

В о п р о с ы.

1. Какие типы связи представлены в таблицах?

2. Дайте названия веществам.

3. Как можно классифицировать вещества?

4. К каким классам веществ их можно отнести?

Учитель. Внимание, впереди Рифы формул. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.

К доске выходят ученики и записывают на ней формулы под диктовку учителя:

1) сульфид калия;

2) оксид железа(III);

3) гидроксид натрия;

4) оксид кальция;

5) оксид углерода(II).

Затем отвечают на вопросы по карточке 2.

Карточка 2

В о п р о с ы.

1. Какие классы веществ представлены?

2. Дайте названия веществам.

3. Как можно классифицировать вещества?

4. К каким классам веществ их можно отнести?

Учитель. Корабль держит курс на Реку химических уравнений. Просьба к членам команды: сделать пометки в своих “судовых журналах”. Перед вами поставлена задача: перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций.

Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения.

1) Р + О—> Р2О5;

2) СuO + C —> CO2 + Cu;

3) Fe + Cl2 —> FeCl3;

4) AgBr —> Ag + Br2.

Учитель проверяет выполнение задания, раздает жетоны.

Учитель. С этим заданием мы справились, но перед нами снова препятствие – Поток явлений. Помогите, пожалуйста, мне разделить химические и физические явления, поднимая правую, если это химическое явление, или левую руку:

1) ковка металла;

2) образование снежинок;

3) горение спирта;

4) прокисание яблочного сока;

5) обугливание лучинки;

6) замерзание воды;

7) ржавление гвоздя;

8) подгорание пищи на сковороде;

9) плавление парафина;

10) переход газа в твердое состояние;

11) измельчение стекла;

12) испарение бензина;

13) сжатие пружины;

14) гниение растительных остатков.

Берем курс на последний пункт нашего путешествия. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал расчетных задач. Если вы справитесь с заданиями, то получите право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как “Летучему Голландцу”.

Учащиеся самостоятельно работают над задачами. Решения сверяются с экраном, на котором с помощью мультимедийного приложения (выполненного в “конструкторе задач”) выведен правильный ответ. Примеры таких решений приведены на рисунках (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пример задачи, решаемой с использованием числа Авогадро и понятия “количество вещества”

Рис. 2. Пример задачи – расчет по уравнению реакции

По количеству полученных жетонов учитель выставляет отметки в журнал. Но плохие отметки не ставит, а говорит о том, что очень жаль, что во время нашего путешествия некоторые члены команды проспали и пропустили много интересного.

Н.В.БАГРОВА,
учитель химии
(г. Волжский,
Волгоградская обл.)