РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ |
С о д е р ж а н и е
Предисловие
Правила работы в лаборатории
Лабораторная работа № 1. Приготовление раствора заданного состава
Лабораторная работа № 2. Катионы, осаждаемые соляной кислотой (Ag+, Pb2+)
Лабораторная работа № 3. Катионы, осаждаемые серной кислотой (Сa2+, Sr2+, Ba2+)
Лабораторная работа № 4. Катионы, осаждаемые аммиаком (Al3+, Cr3+, Zn2+)
Лабораторная работа № 5. Катионы, осаждаемые щелочами (Co2+, Ni2+, Cu2+, Cd2+)
Лабораторная работа № 6. Катионы, осаждаемые щелочами и аммиаком (Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+)
Лабораторная работа № 7. Катионы, не осаждаемые кислотами, щелочами и аммиаком (Na+, K+, NH+4)
Лабораторная работа № 8. Определение катиона
Лабораторная работа № 9. Определение катионов в смеси
Лабораторная работа № 10. Анионы
Лабораторная работа № 11. Определение аниона
Лабораторная работа № 12. Определение анионов в смеси
Лабораторная работа № 13. Определение соли
Предисловие
Химия – наука практическая, и лабораторные работы – неотъемлемая составная часть уроков химии. Курс качественного химического анализа открывает дополнительные возможности для обучения этой дисциплине. Данный химический практикум может быть реализован в виде факультатива или элективного курса для 9-х классов, а также для 10–11-х классов химического, биологического и других естественно-научных профилей.
Цели курса:
• знакомство с методами аналитической химии;
• овладение навыками практической работы с химическими веществами;
• углубление знаний по курсу неорганической химии;
• рассмотрение некоторых вопросов из теоретических основ химии;
• приобретение новых знаний;
• обучение умению систематизировать и обобщать полученные знания.
Программа практикума рассчитана на 34 ч учебного времени (26 ч + 8 ч резервного времени, сдвоенные уроки один раз в две недели). Классы желательно разделить на две подгруппы, которые поочередно посещают химический практикум.
Курс основан на кислотно-основном методе разделения и определения ионов. Групповыми реагентами в этом случае являются соляная и серная кислоты, растворы гидроксида натрия и аммиака. В основе метода лежит различная растворимость в воде хлоридов, сульфатов и гидроксидов, амфотерные свойства гидроксидов некоторых элементов и способность к образованию растворимых комплексных соединений с аммиаком.
В рамках данного курса наиболее удобной является классификация катионов, соответствующая последовательности их разделения:
I группа: Ag+, Pb2+ – осаждаются соляной кислотой;
II группа: Ca2+, Sr2+, Ba2+ – осаждаются серной кислотой;
III группа: Al3+, Cr3+, Zn2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке щелочи;
IV группа: Co2+, Ni2+, Cu2+, Cd2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке раствора аммиака;
V группа: Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, не растворяющиеся под действием щелочи или аммиака;
VI группа: K+, Na+, NH4+ – не осаждаются под действием кислот и щелочей.
Классификация анионов основана на их отношении к солям бария и серебра:
I группа: SO42–, SO32–, S2O32–, CO32–, SiO32– – осаждаются хлоридом бария в нейтральном или слабощелочном растворе;
II группа: Cl–, Br–, I–, NCS– – осаждаются нитратом серебра в присутствии 2М азотной кислоты;
III группа: NO3–, NO2–, CH3COO– – не осаждаются солями бария и серебра.
Практические занятия начинаются с приготовления растворов, которые в дальнейшем используются для выполнения лабораторных работ. Дальнейшие уроки посвящены изучению свойств катионов и анионов различных групп. Полученные знания, умения и навыки проверяются при анализе контрольных растворов, в которых нужно обнаружить один или несколько ионов.
Проводить опыты лучше с использованием пробирок для полумикроанализа. Если пробирки бо?льшего объема, то необходимо пропорционально увеличить количества реагентов.
Каждая лабораторная работа начинается с формулировки цели и включает перечень реактивов и оборудования, подробное описание хода опытов, форму записи уравнений реакций и наблюдаемых явлений, а также вопросы и задания, которые позволяют обсудить полученные результаты и проверить усвоение материала.
Правила работы в лаборатории
Следует:
1. До выполнения опыта:
– внимательно прочитать его описание, а также рубрику “Обсуждение результатов”;
– написать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах;
– с рабочего места убрать посторонние предметы и в дальнейшем содержать его в чистоте.
2. При выполнении опыта:
– бережно относиться к оборудованию лаборатории, реактивам и материалам;
– брать только рекомендованные в описании количества реагентов;
– соблюдать последовательность введения реагентов;
– тщательно перемешивать растворы после добавления очередной порции реагентов.
3. По окончании опыта:
– вымыть химическую посуду, убрать рабочее место, выключить воду, электроприборы, газ, погасить спиртовки или сухое горючее;
– тщательно вымыть руки, так как многие вещества, с которыми приходится соприкасаться, вредны для организма человека.
Запрещается:
– нарушать комплектность приборов, установок, штативов и ящиков с реактивами;
– проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной лабораторной работой;
– принимать пищу в кабинете химии;
– пить воду из химической посуды;
– возвращать в банки и капельницы с реактивами избыточные количества сухих реагентов и растворов и оставлять сосуды с реактивами открытыми.
В случае плохого самочувствия или получения травмы (порезы, ожоги) немедленно сообщайте об этом учителю или лаборанту.
Лабораторная работа № 1.
Приготовление раствора заданного состава
Цель работы. Научиться готовить растворы заданной концентрации, используя весы и мерную посуду, определять концентрацию приготовленного раствора по его плотности.
Реактивы. Соль заданного состава (кристаллогидрат).
Оборудование. Весы, стакан, цилиндр, мерная колба, воронка, промывалка, ареометр, справочные данные о плотности и массовой доле растворов (Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. М.: Химия, 1987; www.alhimik.ru).
Описание опыта.
1) Получите у учителя индивидуальное задание на приготовление определенного объема раствора соли заданного состава. Заполните соответствующие графы таблицы.
2) Запишите в соответствующей графе таблицы молярную массу соли (кристаллогидрата).
3) Рассчитайте массу вещества, необходимую для приготовления раствора, и запишите ее в таблицу.
4) Взвесьте вещество в стакане. Высыпьте его через воронку в мерную колбу. Остатки вещества смойте струей воды из промывалки. Налейте в мерную колбу воду примерно на 1/3. Круговыми движениями перемешивайте содержимое колбы до полного растворения вещества.
5) Доведите объем раствора до метки. Мениск воды должен быть установлен так, чтобы плоскость верхнего края линии градуировки была горизонтальна и проходила через нижнюю точку мениска; линия взгляда при этом должна находиться в той же плоскости (рис. 1).
Рис. 1. Положение мениска воды, верхнего
края линии градуировки
и глаз наблюдателя при приготовлении раствора
заданного объема
6) Налейте раствор в цилиндр и измерьте его плотность ареометром, занесите полученное значение в таблицу.
7) По справочным данным о плотности растворов различного состава постройте графическую зависимость плотности раствора вещества от его массовой доли (рис. 2). По экспериментальному значению плотности найдите массовую долю вещества в растворе и рассчитайте фактическую молярную концентрацию, а затем – относительную ошибку. Занесите эти сведения в таблицу.
Рис. 2. Координатные оси для построения
графика зависимости
плотности раствора от его массовой доли
Таблица
Раство- ряемое вещество |
Заданная концен- трация с0, моль/л |
Объем, мл |
Молярная масса, г/моль | Масса, г | Плот- ность, г/л |
Массовая доля | Полу- ченная концен- трация сэ, моль/л |
Относи- тельная ошибка |
Обсуждение результатов.
Что могло послужить источником полученной погрешности?
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………… .
Печатается с продолжением