Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2009
НОВОСТИ НАУКИ

Новости астрохимии

Алмазы и камни с неба

Археологи до сих пор не могут прийти к единому мнению, происходило ли падение на Северную Америку чего-то из космоса приблизительно 12 900 лет назад, в результате чего погибло немало представителей животного мира.

Группа из 17 ученых во главе с археологом Д.Дж.Кеннеттом из университета штата Орегон нашла в отложениях на островах у Калифорнии синтезируемые сильным ударом гексагональные алмазы, имеющие возраст 12 900 лет. Крошечные алмазы и их скопления находились в осадке на глубине четырех метров в Арлингтонском каньоне на о. Санта Роза, который тогда представлял единое целое с тремя другими островами.

Возраст этого явления в точности соответствует исчезновению карликовых мамонтов на островах Чаннел, так же как и многих других млекопитающих Северной Америки, включая лошадей. Всего в конце плейстоцена погибло 35 видов млекопитающих и 19 видов птиц.

Алмазы были найдены в соседстве с сажей, которая формируется при чрезвычайно высоких температурах, хотя такой тандем весьма редок в геологических отложениях. Их обнаружили, например, в осадках, датирующихся временем, когда 65 миллионов лет назад произошло столкновение Земли с массивным астероидом, в слое пород, известном палеонтологам как граница K/T (граница мелового и палеогенового периодов).

Такой тип алмаза – минерал лонсдейлит (lonsdaleite) – образуется в результате мощных ударов, которые и определили гексагональную структуру его кристаллов. Он образуется при очень высоких температурах и давлениях, возникающих при космическом столкновении. Такие алмазы были найдены только в метеоритах и ударных кратерах на Земле; они являются самыми надежными индикаторами того, что имело место космическое столкновение.

(Источник – www.universetoday.com/2009/07/21/Heat-Shoched Diamonds Provide New Clue of Horse-Killing Impact.)

Внеземная платина перемешалась в Земле

С.Барнес и его группа собрали большое количество данных о наличии платины в потоках лавы, называемых коматитами, в которых зафиксированы также и наибольшие отложения никеля.

Наиболее старые коматиты имеют самое низкое содержание платины. Оно постепенно увеличивалось в период с 3,5 до 2,9 миллиардов лет назад. Это означает, что источник, откуда прибыли коматиты, расположенный между мантией и земным ядром, постепенно получал платину в течение этого периода.

В процессе формирования земного ядра туда опустилась вся платина, оставив оболочку и кору без нее. После этого устойчивый поток метеоритов создал тонкий поверхностный слой из обломков метеоритов, богатых платиной. С течением времени благодаря конвекции это вещество опускалось внутрь Земли.

(Источник – http://ntrs.larc.nasa.gov/search.jsp?No-50&N-4294928999&Ns=HarvestDate%7 C0&as-false.)

Перхлораты, вода и жизнь на Марсе

Арктическая область Марса, изучаемая приборами, установленными на посадочной ступени межпланетного зонда Phoenix, может быть средой, благоприятной для жизни микробов. Ученые обнаружили там не только водяной лед, но такой химический состав грунта и минералов, который дает возможность считать, что это место имело более влажный и более теплый климат в недавнем прошлом, например в последние несколько миллионов лет.

Научная группа Phoenix открыла в марсианском грунте перхлорат, существование которого возможно во влажной атмосфере. Во всех трех образцах грунта, проанализированных лабораторией Phoenix’а, содержание перхлората составляет несколько десятков процентов. Влага могла поступать из марсианского воздуха. При достаточно высоких концентрациях перхлорат мог объединиться с водой, образуя нечто похожее на морскую воду, которая остается жидкой при температурах марсианской поверхности. Некоторые микробы на Земле используют перхлорат как пищу. Он мог бы быть полезен как топливо для ракет или для производства кислорода.

Phoenix прорыл несколько канавок и нашел лед под поверхностью Марса. Каково происхождение найденного льда? Это могли быть остатки большой ледяной полярной шапки, которая теперь стала меньше, часть замерзшего океана, снег, вмороженный в грунт. Наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что лед – это водяной пар из атмосферы, медленно поглощаемый поверхностью и превратившийся в лед на уровне, где температура соответствует точке замерзания.

В марсианском грунте, помещенном в небольшую «духовку» посадочной ступени и затем нагретом или смешанном с кислотой в «лаборатории влажной химии», был обнаружен карбонат кальция. Содержание карбоната кальция таково, что можно предположить его образование в прошлом в результате взаимодействия диоксида углерода атмосферы с жидкой водой, расположенной в виде пленки на поверхности частиц грунта.

Новые исследования пока оставляют нерешенным вопрос, содержали ли образцы грунта, изученные с помощью Phoenix, молекулы каких-либо органических веществ. Перхлорат мог разрушить простые органические молекулы во время нагревания образцов грунта в печах-анализаторах (духовках), поэтому их и не обнаружили.

(Источник – www.universetoday.com/2009/07/02/Perchlorates and Water Make for Potential Habitable Environment on Mars.)

Экзотическая жизнь могла вырасти на Титане

Титан – самый большой спутник Сатурна – не самый хороший кандидат для поиска там жизни, похожей на земную, потому что на его поверхности мало жидкой воды. Но одна из многообещающих особенностей Титана – озера, заполненные жидкими углеводородами типа метана и этана.

Эти озера были открыты недавно в результате полета космического корабля Cassini-Huygens, созданного совместными усилиями NASA, Европейского и Итальянского космических агентств. Титан – единственное космическое тело в нашей Солнечной системе, кроме Земли, на поверхности которого есть жидкость.

В озерах Титана мог реализоваться тип химических реакций, приводящих к возникновению жизни. Результат зависит от химического состава озер. Озеро, состоящее из смеси этана, метана и азота, может существовать много лет, и в этой среде возможны химические реакции, которые приведут к возникновению живого.

Ученые пока не смогли определить глубину озер, их состав, хотя углеводородных озер в полярной области Титана выявлено немало. Были использованы компьютерные модели для анализа возможных наборов условий в озере, чтобы найти наиболее обещающие для такой химии, которая могла привести к образованию и развитию внеземной жизни. Оказалось, что вероятность возникновения биохимических процессов в озерах на Титане зависит не только от их состава, но и от их размеров. Если озеро слишком мелкое, оно может испариться прежде, чем там произойдут какие-нибудь существенные изменения. Если озеро слишком глубокое, то в нем могло произойти расслоение различных по плотности соединений, а в отсутствие турбулентного перемешивания вероятность протекания нужных химических реакций станет практически нулевой.

Титан может оказаться хорошим кандидатом на существование там жизни, основанной на кремнии, потому что на спутнике постоянно царят низкие температуры, там мало кислорода и жидкой воды. Такая жизнь использовала бы для построения клеток кремний, а не углерод, как на Земле. Поскольку кремний тяжелее углерода и связи с химическими элементами у него образуются по-другому, то клетки, вероятно, выглядели и функционировали бы иначе, чем знакомые нам клетки на Земле. Вместо воды «кремниевая» форма жизни могла использовать другую жидкость. Углеводородные смеси озер Титана могли действовать как растворитель для экзотических форм жизни.

(Источник – www.saturndaily.com/reports/Exotic Life Could Sprout From Chemistry On Titan.)

Материал подготовил В.Ф.КАРТАШОВ,