ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ |
Сахар: за и против!
Конспект урока по химии • 10 класс
По программе О.С.Габриеляна олигосахариды на примере сахарозы не изучаются. С моно- и полисахаридами учащиеся знакомились на предыдущих уроках. Исходя из этого, данная тема может быть изучена с точки зрения прикладной химии и самостоятельно. Это позволяет использовать технологию развития критического мышления, которая содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Предлагаемый урок повышает образовательный уровень учащихся и способствует формированию потребности здорового образа жизни. Материал урока ориентирован на мотивированного ученика.
Цели. Развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся, повышение их образовательного уровня, обучение их самостоятельности и творчеству.
Задачи. Познакомить учащихся с важнейшим представителем дисахаридов – сахарозой, ее строением и значением для человека; продолжить формирование развития критического мышления, навыков работы с текстом, способности к сравнению и анализу, умению делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе, развивать познавательный интерес к предмету, формировать представления учащихся о здоровом образе жизни.
Оборудование и реактивы. Видеослайды «Природные источники сахара»; растворы сахарозы, серной кислоты, медного купороса, гидроксида натрия, резорцина, концентрированная соляная кислота.
Форма работы. Групповая, парная.
ХОД УРОКА
Повторение (3 мин)
Графический диктант по теме «Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза»:
в а р и а н т 1 – глюкоза;
в а р и а н т 2 – крахмал;
в а р и а н т 3 – целлюлоза.
Графический диктант
Оцените предложенные утверждения. Если данное утверждение подходит конкретному углеводороду, то поставьте +, если не подходит, то ставите – .
Утверждения
1. Это моносахарид.
2. Хорошо растворимое вещество.
3. Это дисахарид.
4. Образует коллоидный раствор в горячей воде.
5. Волокнистое вещество.
6. Это полисахарид.
7. Порошкообразное вещество.
8. Вступает в реакцию этерификации.
9. Дает реакцию «серебряного зеркала».
10. Используется для получения волокна.
11. С гидроксидом меди(II) образует ярко-синий раствор.
12. Подвергается гидролизу.
13. Не растворяется в воде и органических растворителях.
14. Вступает в реакции брожения.
15. Легкоплавкое вещество.
16. Не имеет точки плавления.
17. Используется в качестве топлива.
18. Применяется в кондитерском деле.
19. Используется при изготовлении зеркал.
20. Выполняет запасающую функцию в организме.
21. Применяют для получения пластмасс.
22. Выполняет энергетическую функцию в организме.
Ответы на вопросы графического диктанта
Утверждение | Вариант I | Вариант II | Вариант III |
1 | + | – | – |
2 | + | – | – |
3 | – | – | – |
4 | – | + | – |
5 | – | – | + |
6 | – | + | + |
7 | – | + | – |
8 | + | – | + |
9 | + | – | – |
10 | – | – | + |
11 | + | – | – |
12 | – | + | + |
13 | – | – | + |
14 | + | – | – |
15 | + | – | – |
16 | – | + | + |
17 | – | – | + |
18 | + | + | – |
19 | + | – | – |
20 | – | + | – |
21 | – | – | + |
22 | + | + | – |
Изучение нового материала
Стадия вызова (10 мин). На данном этапе формируется учебно-познавательная компетенция. Сюда входят знания и умения целеполагания и планирования своей деятельности. Необходимым условием является постановка познавательных задач, содержащих как известные, так и новые для учащихся данные, приводящие к созданию и развитию ситуаций, в решении которых формируется компетенция как личностное свойство.
Учитель. Углеводы занимают исключительно важное место в питании. Их доля в продуктах питания человека составляет 50–60 % (по калорийности). В повседневной жизни мы постоянно имеем дело с сахаром.
(Показ видеослайдов «Природные источники сахара».)
Шоколад, варенье, мороженое – руки так и тянутся к сладостям. В России на душу населения приходится около 30 кг сахара в год, что еще не так много по сравнению с другими странами. Диетологи нередко называют сахар «белой смертью». Не стоит слишком сгущать краски, сахар – весьма важный пищевой продукт, однако избыток его в организме, безусловно, вреден. Чем это можно объяснить?
На доске представлена таблица. Предложите ваши аргументы в пользу сахара. Теперь против сахара.
Учащиеся приводят свои доводы. Как правило, список получается небольшой.
Стадия осмысления (20 мин.) Эта стадия формирует ценностно-смысловую компетенцию, обеспечивающую самоопределение учащегося в процессе учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика. Проводя лабораторную работу, учащиеся реализуют общекультурную компетентность, которая включает в себя также культуру безопасного и ответственного обращения с веществами, материалами и реакциями. Причем лабораторная работа может содержать задания различного вида. Это могут быть химические опыты, расчетные задачи и т.д.
При работе с текстом у учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная информационная компетенция обеспечивает формирование навыков работы учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем его мире.
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю выяснить, в чем польза, а в чем вред сахара, есть ли заменители сахара и что нужно употреблять в пищу, чтобы не навредить своему здоровью. Для этого я прошу распределиться по группам.
(Учащиеся делятся на группы.)
Запишите тему урока в тетрадь. У вас есть на партах рабочая карта (см. приложение 1) и текст (см. приложение 2), нужную информацию из которого следует вносить в таблицу, подобную той, которая имеется на доске. Выполнив задание 1, переходите к заданию 2, чтобы подтвердить полученную информацию лабораторной работой, инструкции к которой приведены в рабочей карте. При выполнении опыта необходимо помнить о правилах работы с кислотами, щелочами и спиртовкой.
Представители от групп выступают у доски, где вносят данные в таблицу и делают соответствующие выводы.
Учитель. Бытует мнение, что мужчины не являются сладкоежками, поэтому сегодня на уроке юноши выступят в роли независимых исследователей и будут искать информацию, доказывающую пользу сахара. Другая группа ищет информацию о вреде сахара, третья – можно ли сахар заменить чем-то другим.
Учащиеся работают в группах.
Учитель. Итак, в чем же польза сахара?
Выступает представитель 1-й группы.
Учитель. Почему же сахар называют «белой смертью»?
Выступает представитель 2-й группы.
Учитель. Избыток сахара – это вредно. Но как без него обойтись? Человечество давно ищет вещества, способные вытеснить сахар из нашей жизни. Что это за вещества?
Выступает представитель 3-й группы.
Рефлексия (10 мин.) На этом этапе освоенность тех или иных компетенций можно оценить, используя прием «плюс–минус–вопрос». В данном случае информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести дискуссию по спорным вопросам и способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Учитель. Теперь обратимся к третьему заданию.
В о п р о с. Какая информация оказалась сегодня полезной?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
В о п р о с. Какие дополнительные вопросы возникли?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Итак, сахар недаром называют «белой смертью», но с ним можно дружить. Старайтесь употреблять в пищу больше естественного сахара, содержащегося во фруктах, сократите количество сладких напитков. Увеличьте в своем рационе количество хлеба из ржаной муки, из цельного зерна, овощей и фруктов, т.е. продуктов с повышенным содержанием крахмала, клетчатки, а не сахарозы, глюкозы и фруктозы.
Домашнее задание. Познакомить с полученной на уроке информацией членов своей семьи и подготовить минисообщения по возникшим дополнительным вопросам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочая карта к уроку по теме «Сахар: за и против!»
З а д а н и е 1.
1-я г р у п п а. Из предложенного текста выпишите в таблицу информацию о пользе сахара.
2-я г р у п п а. Из предложенного текста выпишите в таблицу информацию о вреде сахара.
3-я г р у п п а. Из предложенного текста выпишите информацию о сахарозаменителях.
Таблица
Сахар | |
За | Против |
З а д а н и е 2. Лабораторная работа.
1-я г р у п п а.
а) К раствору сахарозы добавьте несколько капель серной кислоты и прокипятите, полученный раствор разделите на две части. Если произойдет гидролиз, то в полученном растворе можно будет обнаружить два разных моносахарида.
б) К первой части раствора добавьте несколько капель раствора медного купороса и избыток щелочи, подогрейте. Образуется красный осадок оксида меди(II). Этот опыт подтверждает наличие в растворе молекул с альдегидной группой, т.е. молекул глюкозы.
в) К другой части раствора прилейте несколько капель раствора резорцина и добавьте концентрированную соляную кислоту, при нагревании появляется вишнево-красное окрашивание, подтверждающее наличие в растворе фруктозы.
2-я г р у п п а.
В каком же количестве сахар усваивается без негативных последствий? Среднее количество чистого сахара в сутки соответствует 200 ккал. Для мужчин это количество может быть несколько больше, для детей – меньше.
Рассчитайте, сколько чайных ложек сахара нужно съесть для того, чтобы компенсировать затраты суточной энергии учащегося, если при распаде 1 г сахарозы освобождается 4,1 ккал (1 чайная ложка содержит 15 г сахара)? Сделайте вывод.
3-я г р у п п а.
Исследуйте на упаковке состав предложенных вам продуктов и определите, что можно употреблять в пищу и что нельзя, чтобы не навредить своему здоровью.
З а д а н и е 3.
Обсудите в группе, какая информация оказалась для вас полезной, какая неинтересной, какие дополнительные вопросы возникли, и заполните данную таблицу.
Таблица
Плюс | Минус | Вопрос |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сахар: за и против!
• То, что мы называем сахаром, химики называют сахарозой. Привычный нам белый сахар – продукт тщательной химической очистки. Рафинированный сахар содержит 99,9 % углеводов. При попадании в организм легкоусвояемая сахароза подвергается гидролизу, при этом образуются глюкоза и фруктоза. В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии. В частности, головной мозг может функционировать только в том случае, если к нему в качестве энергетического материала поступает глюкоза. Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию молекулярных связей, которая используется на многие нужды, в том числе и на передачу нервных импульсов.
• Общее содержание глюкозы в крови человека не превышает 20–25 г. Известно, что энергии, содержащейся в 100 г сахара, велосипедисту достаточно, чтобы проехать 37 км, в пешеходу – пройти 14 км. А если так, то наличной глюкозы человеку едва хватит для одной пешей вечерней прогулки.
• Нужен ли нашему организму сахар для сбалансированного развития и существования? Потребность человека в моно- и дисахаридах связана с его энергетическими затратами и равна в среднем 50–100 г/сутки. Конечно, сахар нужен, но не в чистом виде. Для обеспечения человека необходимой энергией нам требуются углеводы, которые просто необходимы для правильной работы мозга и мышц. Углеводы, их еще называют «медленным» сахаром (вот такой нам сахар и нужен), присутствуют практически во всех продуктах питания, особенно высоко их содержание в зерновых и картофеле.
• В чем же тогда проблема? А дело в том, что сахар поставляет простые углеводы, и в большом количестве. В результате уровень глюкозы в крови резко повышается и наш организм начинает интенсивно вырабатывать инсулин, который нейтрализует сахар, более того, он «забирает» и необходимое его количество. Так, съеденные шоколадка или кусок торта вызывают в организме взрыв энергии, который быстро сменяется усталостью и раздражительностью. Нерастраченная энергия поступает в жировые ткани и откладывается «про запас». Если учесть, что сладости, как правило, изготавливаются с использованием большого количества жира (пирожные, мороженое и пр.), то лишние килограммы обеспечены. Спортсменам и людям, работающим с большой физической нагрузкой, сахар тоже пользы не приносит, т.к. вспышка энергии кратковременная и быстро сменяется противоположной реакцией, хотя калории при этом и расходуются.
• Самый сладкий сахар – белый, рафинированный, но пользы от него никакой. Самый полезный – желтоватый. Он очищен плохо. Сахарозы в нем маловато – не более 96 %. Зато много полезных микроэлементов: хром, минеральные соли калия, натрия и кальция, которые необходимы организму для поддержания кислотно-щелочного равновесия в клетках. Кальция в коричневом сахаре больше, чем в сыре и йогурте, а меди и фосфора столько же, сколько в устрицах, омарах и других морепродуктах. А у серого сахара и репутация, и сущность подмоченные. Однако любой сахар нужно употреблять умеренно.
• Сахар – самое доступное в мире психотропное средство. Если настроение ужасное и одолевают все страхи мира, достаточно съесть чего-нибудь сладенького или выпить чаю с сахаром. Очень быстро мир заулыбается, а страх отступит. Но страх, убежавший от сахара, через полчаса вернется. Механизм этого чуда прост: при взаимодействии сахара с триптофаном протеина образуется гормон серотонин. Именно он, так называемый «гормон счастья», дает нам приятные и радостные ощущения при поедании сладкого. Затем уровень глюкозы в крови резко возрастает, и человек чувствует энергетический подъем. Потом глюкоза так же стремительно «рассасывается», наступает упадок сил.
Публикация статьи осуществлена при поддержке медицинского центра «Медицентр». Если вам срочно нужен качественный медицинский осмотр в кратчайшие сроки, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «Медицентр». Перейдя по ссылке: «приказ 302-Н с изменением 2014», вы сможете, не потратив много времени, записаться на прием к врачу для прохождения медицинского осмотра. Медицинский центр «Медицентр» предоставляет широкий выбор медицинский услуг и процедур для нужд населения.
• Что бывает от неумеренного потребления сахара? Из углеводов в организме наиболее быстро расщепляется глюкоза и, таким образом, закисляет ротовую полость, что способствует кариесу. Избыток углеводов приводит к ожирению, атеросклерозу, гипертонии и сахарному диабету.
• Неужели нужно жертвовать своим здоровьем, чтобы получить несколько мгновений гастрономического наслаждения? Альтернатива сахару есть – это подсластители и сахарозаменители.
Сахар – вред или польза? |
• Подсластители – вещества несахарной природы. Самые сладкие подсластители – цикламат, сахарин, аспартам. Они не калорийны. Цикламат слаще сахара в 50 раз, аспартам – в 200, сахарин – в 500 раз. Сахарин в малых дозах безопасен, но в больших – приводит к желудочно-кишечным расстройствам. Искусственные подсластители разрушаются при высоких температурах. Американские ученые указывают на возможную связь между употреблением аспартама и опухолями головного мозга.
• Сахарозаменители – многоатомные спирты. Они приготовлены из натурального сырья. Ксилит – из древесины, кукурузных кочерыжек и хлопковой шелухи. Сорбит уступает сахару в сладости. Не рекомендуется потреблять больше, чем 30 г сорбита и ксилита, т.к. они обладают послабляющим и желчегонным действием. Кроме того, их калорийность по сравнению с сахаром велика.
• Другие заменители сахара также не лишены некоторых «но», их химический состав нельзя назвать полезным, т.к. «химический» сахар не усваивается организмом и выводится естественным путем. У нас сахарозаменители не запрещены, но увлекаться ими не стоит.
Л и т е р а т у р а
Кузнецова Н.Е. и др. Химия 10 класса. М.: Вентана-Граф, 2004; Ширшин Н.В. Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006; Дмитренко Э.Б. и др. Предметная неделя химии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.