ИЗ ОПЫТА РАБОТА |
Химия глазами математика
Программа элективного курса
9 класс
Пояснительная записка
Основной акцент в требованиях к общеобразовательной школе сделан на усиление практической направленности преподавания. Важный резерв этого процесса при обучении химии – реализация связей между химией и математикой. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса, которым предстоит определиться в выборе профиля. Курс рассчитан на 34 ч и призван помочь учащимся увидеть связи между изучаемыми предметами, научить применять имеющиеся знания, умело использовать их при решении новых и кажущихся трудными задач.
Задачами курса являются:
• создание условий для проверки способностей и возможностей учащихся при определении будущего профиля обучения;
• устранение пробелов в знаниях, демонстрация связи между изучаемыми предметами;
• cоздание условий для подготовки к сдаче экзамена по выбору в 9-м классе;
• развитие познавательных интересов.
Особенностью содержания этого курса является знакомство учащихся с алгоритмами решения задач повышенного уровня сложности по неорганической химии. Учащимся предлагаются задачи комбинированного характера, сочетающие в себе несколько алгоритмов решения. Содержание программы может быть успешно реализовано при условии значительного увеличения доли самостоятельной познавательной деятельности учеников. Для этого необходимо использовать практические занятия.
В результате изучения прилагаемого курса учащиеся должны
знать
– типы задач, алгоритмы решения, способы решения задач;
уметь
– применять при решении задач физические законы;
– характеризовать выбранный способ решения задачи;
– объяснять сущность задач, планируемый ход решения.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теоретические занятия | Практические работы | ||
1 | Введение | 1 | 1 | – |
2 | Мы их уже решали | 2 | 1 | 1 |
3 | Задачи, которые должны решать все | 8 | 6 | 2 |
4 | Заглянем в учебники математики | 6 | 5 | 1 |
5 | Количественная характеристика растворов | 3 | 1 | 2 |
6 | Решение задач с математическим подходом | 2 | 1 | 1 |
7 | Какая соль получится? | 2 | 1 | 1 |
8 | Реакции ионного обмена | 2 | 1 | 1 |
9 | Самые сложные задачи | 6 | 4 | 2 |
10 | Курсовая олимпиада | 2 | – | 2 |
Итого | 34 | 21 | 13 |
Содержание курса
1. Введение (1 ч).
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Повторение основных понятий, формул, количественных характеристик, единиц измерения из курса химии 8-го класса.
2. Мы их уже решали (2 ч).
Повторение основных типов и способов решения задач, алгоритмов решения, изученных в курсе 8-го класса.
Практическая работа «Решение экспериментальных задач практического содержания».
3. Задачи, которые должны решать все (8 ч).
Решение задач на определение химических формул неорганических веществ на основе реакций с их участием. Нестандартные задачи на расчеты по уравнениям реакций при избытке одного из исходных веществ; если одно из веществ содержит примеси; на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. Способы решения этих задач.
Практическая работа «Решение экспериментальных задач на превращения химических веществ».
Практическая работа «Решение экспериментальных задач по количественной химии».
4. Заглянем в учебники математики (6 ч).
Решение задач из учебников математики или сборников задач по математике с химическим содержанием или подходящие под модель решения задач по химии.
Практическая работа «Подбор задач с химическим содержанием из учебников математики и сборников».
Творческая работа по оформлению брошюры: «Сборник задач по математике с химическим содержанием».
5. Количественная характеристика растворов (3 ч).
Масса раствора, растворенного вещества, растворителя. Растворимость веществ. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора, ее выражение и обозначение. Насыщенность растворов. Выращивание кристаллов. Решение задач на растворы.
Практическая работа «Приготовление растворов с заданной концентрацией из кристаллогидрата».
Практическая работа «Выращивание кристаллов».
6. Решение задач с математическим подходом (2 ч).
Решение задач с математическим подходом. Составление уравнений с одним неизвестным. Решение систем уравнений.
Практическая работа «Составление авторских задач».
7. Какая соль получится? (2 ч).
Решение задач на определение типа образующихся в реакциях обмена солей (средние или кислые). Занимательные и творческие задачи.
Практическая работа «Решение экспериментальных задач».
8. Реакции ионного обмена (2 ч).
Решение задач на составление уравнений реакций ионного обмена.
Практическая работа «Решение экспериментальных задач».
9. Самые сложные задачи (6 ч).
Задачи комбинированного типа. Способы решения этих задач. Особенности олимпиадных задач.
Практическая работа «Решение комбинированных задач по неорганической химии».
Практическая работа «Решение комбинированных задач по органической химии».
10. Курсовая олимпиада (2 ч).
Л и т е р а т у р а
Володина М.А. Сборник конкурсных задач по химии. М.: Московский университет, 1983; Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Сборник задач 9–11класс. М.: Дрофа, 2000; Гудкова А.С., Ефремов К.М. и др. 500 задач по химии. М.: Просвещение, 1981; Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. М.: Просвещение, 1987; Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001; Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 1000 вопросов и ответов. М.: Дрофа, 2002.