Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2009
ЭКЗАМЕНЫ НЕ ЗА ГОРАМИ
Подготовка к ЕГЭ по химии

 

Контрольные работы

9 класс

Пояснительная записка

Представлены четыре контрольные работы. Все задания составлены по аналогии с заданиями единого государственного экзамена (ЕГЭ, 11-й класс), государственной итоговой аттестации (ГИА, 9-й класс) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Время выполнения контрольной работы – 45 мин. В каждой работе задания сгруппированы по уровням сложности. Часть А содержит задания с выбором ответа (необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных), соответствующие базовому уровню подготовки. Правильный ответ на вопрос части А оценивается одним баллом. Часть В содержит задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности), при выполнении которых учащиеся должны выбрать несколько правильных ответов из нескольких возможных, или установить соответствие, или дописать фразу, уравнение химической реакции, произвести расчеты. Оценка за каждое задание части В – 1–2 балла. При выполнении заданий с развернутым ответом (часть С) учащиеся должны отвечать на нестандартные вопросы, решать комбинированные расчетные задачи, использовать в ответе знания из разных тем и учебных предметов, мотивировать ответ. Оценка за полное и правильное выполнение каждого задания части С – 3–5 баллов.

Стандарты по химии базового среднего образования содержат пять разделов: «Методы познания химии», «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия и жизнь». Их основу составляет система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах, о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания, об использовании веществ и химических превращений. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМов, разделены на четыре основных содержательных блока: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком». Это учитывалось при составлении заданий для входного*, тематического и итогового контроля в 9-х классах (а также для входного контроля в 10–11-х классах) и позволяет создать преемственность между ступенями образования, помочь подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии в 11-м классе.

Л и т е р а т у р а

Тесты. Химия. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004; Габриелян О.С., Воловик В.Б. Единый государственный экзамен: Химия. Сборник заданий и упражнений. М.: Просвещение, 2004; Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. Под ред. Г.С.Ковалевой. М.: Просвещение, 2002; Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 году. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004; Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2005 году. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005; Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2005; Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия. Cборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8–9 классах. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Строение вещества

Структура контрольной работы

Задания контрольной работы ориентированы на проверку знания элементов содержания двух блоков: «Химический элемент» и «Вещество». Распределение проверяемых элементов по заданиям проведено с учетом того, какой объем занимает содержание каждого из них в общей структуре курса неорганической химии, какое время отводится на изучение этого материала, а также с учетом степени трудности усвоения учащимися того или иного материала.

Виды проверяемых умений

1) Характеризовать свойства химических элементов и их соединений на основе положения элемента в периодической системе Д.И.Менделеева.

2) Составлять формулы веществ, схемы строения атомов.

3) Характеризовать свойства веществ.

4) Объяснять закономерности в изменении свойств веществ.

Система оценивания

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом, части В – 1–2 баллами. Каждое задание части С оценивается в 4 балла.

Отметка за выполнение работы определяется по пятибалльной шкале:

от 23 до 26 баллов – отметка «5»;

от 18 до 22 баллов – отметка «4»;

от 12 до 17 баллов – отметка «3»,

менее 12 баллов – отметка «2».

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1. Наибольшее число протонов содержится в ядре атома:

а) азота; б) магния; в) хлора; г) алюминия.

А2. Количество электронов на внешнем уровне атома серы:

а) 2; б) 6; в) 16; г) 32.

А3. К элементам побочных подгрупп относится каждый из указанных в ряду:

а) Al, Cu, Na; б) Fe, Co, Ba;

в) Ag, Zn, Mn; г) B, P, S.

А4. Атому кремния соответствует следующее распределение электронов по энергетическим уровням:

а) 4, 8, 2; б) 2, 6, 6; в) 2, 8, 8, 4; г) 2, 8, 4.

А5. Атомную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ:

а) графит и оксид углерода(IV);

б) вода и хлорид натрия;

в) алмаз и оксид кремния;

г) хлор и красный фосфор.

А6. Степень окисления серы в соединении H23 равна:

а) +2; б) +4; в) +6; г) –2.

А7. Кислотные свойства проявляет высший оксид:

а) кальция; б) алюминия; в) натрия; г) хлора.

А8. Неметаллические свойства усиливаются в ряду:

а) Te, Se, S; б) Cl, O, N; в) F, Cl, Br; г) P, Si, B.

А9. Атомы какой из указанных пар не являются изотопами?

А10. Хлор имеет одинаковую степень окисления в ряду:

а) Сl2O, HCl, CuCl2; б) Cl2O7, HClO4, Cl2O3;

в) HClO, HCl, Сl2O; г) Cl2O5, HClO3, KClO3.

А11. Ионная химическая связь образуется в соединении:

а) СО2; б) О2; в) NaF; г) SiO2.

А12. Два газообразных вещества с ковалентной неполярной связью образовали новое соединение с ковалентной полярной связью, формула нового соединения:

а) СО2; б) СН4; в) SiO2; г) H2O.

Часть В

Ответом заданий части В может быть набор букв или цифр, число, слово или формула.

В1. Установите соответствие между названием вещества и типом кристаллической решетки. (Ответ запишите в виде последовательности букв.)

1) Хлорид калия. а) Молекулярная.
2) Алмаз. б) Металлическая.
3) Йод. в) Ионная.
4) Железо. г) Атомная.

О т в е т: ……………………………….. .

В2. Расположите формулы следующих веществ по убыванию степени окисления атома азота. (Ответ запишите в виде последовательности цифр.)

1) N2; 2) N2O; 3) NH3; 4) N2O5.

О т в е т: ……………………………….. .

В3. В периодах с возрастанием порядкового номера радиусы атомов ………………… .

В4. Оксиду SO2 соответствует гидроксид, формула которого ……………. .

Часть С

С1. Почему химический элемент водород занимает в периодической системе Д.И.Менделеева две клетки – в Iа группе и VIIа группе?

………………………………………………………

…………………………………………………….. .

С2. Кислород представляет собой смесь трех изотопов (), водород – смесь двух стабильных изотопов (, ). Сколько различных видов молекул воды может быть из них получено? Запишите их формулы.

………………………………………………………

…………………………………………………….. .

О т в е т ы

Часть А.

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12
в б в г в б г а а г в г

Часть В.

B1 в г а б
B2 4 2 1 3
B3 уменьшаются
B4 H2SO3

Часть C.

С1. Атом водорода может отдавать один электрон, подобно атомам щелочных металлов:

Н0 – 1e —> H+ (HCl, H2S).

Атом водорода может принимать один электрон, подобно атомам галогенов:

H0 + 1e —> H(NaH, CaH2).

C2. Девять различных видов молекул воды:

Продолжение следует

Н.Э.ДУБИНИНА,
учитель химии
лицея № 22 (г. Иваново)


* Входной контроль служит для выявления уровня подготовленности обучаемого к усвоению содержания последующих тем.