В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Информационная поддержка
выпускников современной школы
Дистанционное образование актуально и может реагировать на потребности ученика. Известно, что эта система дает возможность обучаться в любой момент и в любом месте, возможность учиться столько, сколько обучающемуся необходимо для освоения курса, решения задач.
Создание компьютерных пособий – сложная и трудоемкая работа. Чтобы она была эффективной, требуется высочайшая квалификация, поэтому пока ограничиваюсь возможностью преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика, которому предстоит сдать экзамен по химии.
В марте 2008 г. был зарегистрирован сайт нашей школы, с которым вы можете ознакомиться. Вопросы, которые излагаются на страницах сайта, подсказаны учениками и собирались на протяжении нескольких лет.
Страница коэффициентная
I. Какое уравнение реакции реально описывает окисление РbS озоном?
1) PbS + 2О3 = PbSO4 + О2;
2) PbS + 4О3 = PbSO4 + 4О2;
3) PbS + 6О3 = PbSO4 + 7О2.
Составь электронный баланс!
Верно уравнение 2.
II. Настольные книги каждого абитуриента, влюбленного в химию, – учебники под редакцией профессора Н.Е.Кузьменко и др. Московские авторы рассматривают на страницах учебников метод электронного баланса, когда сразу три элемента изменяют степень окисления, но вопросов в моей «копилке вопросов и ошибок» меньше не становится. Пришлось придумать термин монолит (объединяет оба элемента из одного вещества, изменяющих степень окисления).
• Если оба элемента в монолите изменили степень окисления, нужно обратить внимание на соотношение атомов этих элементов в молекуле, а также:
а) оба элемента отдают электроны – складывай:
б) один элемент отдает е, другой принимает е – вычитай:
• Если элемент в молекуле неэлектролита меняет степень окисления, то следует обратить внимание на его индекс в молекулярной формуле:
• Не бойся дробных коэффициентов, они легко исчезают:
3Fe3O4 + 8Al = 4Al2O3 + 9Fe,
III. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях органических соединений.
5С6Н5–СH(СН3)2 +18KMnO4 + 27Н2SО4 = 5C6H5–СООН + 10CO2 + 18MnSО4 + 9K2SO4 + 42H2O,
а) Считай, сколько атомов кислорода присоединилось (в том числе кислород в СO2): 6 атомов кислорода (всегда умножай на 2 электрона), т.е. 12e;
б) считай, сколько атомов водорода потеряла молекула кумола (изопропилбензола): 6 атомов водорода (всегда умножай на 1 электрон), т.е. 6е;
в) всего потеряно: 12е + 6e = 18е.
Страница задачная
• Внимательно читай условие и определи, какой тип задачи перед тобой.
№ 1. На «две баранки».
З а д а ч а. Cмесь сульфата железа(II) и пирита массой 20,8 г подвергли обжигу, при этом образовалось 6,72 л газообразного продукта. Определите массу поглощенного оксида серы(VI).
2 «баранки» —> 2 переменных.
№ 2. Задачи без единого данного – самые легкие. Массу веществ или объема придумывай сам! Для решения эти величины не имеют значения (как правило).
З а д а ч а. Колба заполнена сухим хлороводородом. Затем колбу заполнили водой, в которой полностью растворился хлороводород. Определите массовую долю хлороводорода в растворе.
Решение
Пусть:
V(колбы) = 22,4 л, следовательно
V(НCl) = 22,4 л, (HCl) = 1 моль, m(HCl) = 36,5 г.
V(H2O) = 22,4 л, m(Н2O) = 22,4 кг.
(HCl) = 36,5 (г)/(22,4•103 + 36,5) = 0,00163, или 0,163 %.
• Возьми другой объем колбы и убедись в совпадении ответов.
З а д а ч а. Чему равна объемная доля кислорода () в газовой смеси, полученной прокаливанием нитрата алюминия?
Решение
Пусть прокалили 4 моль Al(NО3)3.
(O2) = 3 (моль)/(12 + 3) = 0,2.
№ 3. Решение по схеме.
• Пригодится для решения задач уровня В из ЕГЭ, иногда можно использовать «при несчастном случае» – забыли уравнение.
З а д а ч а. Какую массу раствора серной кислоты с массовой долей 70 % можно получить из пирита массой 200 кг?
В задаче не указано, как получали из пирита кислоту. Воспользуйся этим.
FeS2 —> 2H2SO4 (коэффициенты нужны).
№ 4. Задачи с известными конечными результатами.
• Представь, как вычисляем конечную величину: массовую долю.
З а д а ч а. 300 г 5 %-го раствора гидроксида натрия нейтрализовали 8%-й соляной кислотой. Какую массу воды нужно удалить из этого раствора, чтобы получить 20%-й раствор поваренной соли?
Решение
0,2 (NaCl) = 0,375•58,5/300 + 171,1 – х,
х = 361,4 г.
№ 5. Условия задачи.
Что означают следующие выражения?
Какой минимальный объем углекислого газа необходим для проведения реакций (1) и (2)?
СО2 + NaOH = NaHCO3, (1)
СО2 + 2NаОН = Na2СО3 + Н2О. (2)
• Выбирай уравнение (2). Диоксида углерода в 2 раза меньше по сравнению со щелочью (см. коэффициенты).
Образовавшиеся газы отделили, а полученный раствор нагрели до прекращения выделения газа.
• Растворимость газов при нагревании уменьшается, т.е. газов в растворе нет.
Вычислите максимальную массу щелочи, которая вступит в реакцию с 1 моль хлорида алюминия.
AlCl3 + 4NaОН —> Nа[Al(ОH)4] + 3NаCl.
Масса склянки увеличилась на 1,6 г.
• Брось в стакан с раствором (100 г) монетку (m раствора стала 101,6 г). Задумайся: почему увеличилась масса склянки с раствором на 1,6 г? Это масса вещества, которое оказалось в растворе.
Масса смеси уменьшилась на 4,8 г.
Чем отличаются исходная и полученная смеси?
• Атомом О в FeO. Уменьшение на 4,8 г – это масса кислорода в оксиде железа(II), следовательно, (О) = 0,3 моль.
Страница для химических грамотеев
Т е м ы: «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Окислительно-восстановительные реакции».
• Будь внимателен: эти две темы нередко соперничают!
Реакции обмена протекают без изменения степени окисления.
Правила в помощь учащимся, изучающим «важнейшие классы неорганических соединений»:
КИС + КИС
реакция не идет
(КИС: кислота, кислотный оксид)
ОС + ОС реакция
не идет
(ОС: основание, основной оксид)
КИС + ОС = реакция обмена
(кислота + основный оксид кислота + основание)
Т е м а «окислительно-восстановительные реакции».
• Хорошо выучи важнейшие окислители и важнейшие восстановители:
P2O5 – гигроскопичный, отнимает воду.
• Обращай внимание на задания типа: обсудите возможность взаимодействия между веществами.
П о д с к а з к а:
NН3 + Н3РО4 —> … (Н3РO4 трехосновная);
CuS + H2S —> … (оба вещества – восстановители);
пропен + Cl2 —> … (сначала реакция присоединения, затем – замещения);
пентен-2 + KМnO4 —> … (cреда нейтральная – гликоль, среда кислая – карбоновые кислоты).
Страница химических превращений
Химические превращения с удлинением цепи:
Химические превращения, где цепь укорачивается:
Тема «галогены, VIIa группа».
I2 —> PI3 —> HI —> I2 —> KIO3 —> KI —> KCl —> Cl2 —> Ca(ClO)2 —> Cl2 —> KClO3 —> P2O5 <— P —> PBr5 —> HBr —> Br2 —> HOBr —> KOBr —> KBrO3.
H2SO4 —> HCl —> Cl2 —> O2 —> SO2 —> MnSO4 —> Mn + O2 —> O3 —> N2O5 —> HNO3 —> Cl2 —> KMnO4 —> I2.
Тема «халькогены, VIa группа».
K2SO3 —> SO2 —> S —> H2S
—> NaHS —> —> NaHS —> NaKS —> H2S —> (CaOH)2S
—> H2S —> CuS —> SO2 —> KHSO3
—> K2SO3 —> K2S —> SO2
—> Na2SO3 —> Na2SO4 —>
CaSO4 <— CaCl2 —> Cl2 —> SO2Cl2
—> H2SO4 —> FeSO4 —> SO2 —>
SO3 —> SO2 —> H2SO4 —> SO2
—>
—> S —> Na2SO3 —> Na2SO4 <—
Na2SO3 —> SO2 —> H2SO4.