ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Химические свойства воды
8 класс
Это третий урок в разделе «Растворы. Вода».
Цель урока. Осмысление учащимися представлений о воде как о химическом веществе.
Задачи урока. Обучающие. Cформировать представления о химических свойствах воды на основе химических экспериментов; сформировать понятия об активности металлов, реакции среды, индикаторе; продолжить формирование представлений о таких классах неорганических веществ, как щелочи и кислоты; продолжить формирование практических умений обращения с химическим оборудованием и реактивами.
Развивающие. Развивать познавательные умения: наблюдать и фиксировать данные эксперимента, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; развивать методические навыки работы с учебником, тетрадью.
Воспитывающие. Воспитывать аккуратность и привычку соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента; воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и навыки самостоятельной работы; воспитывать коммуникативные умения.
Содержание урока.
Опорные элементы содержания, изученные ранее: простые и сложные вещества, признаки химических реакций, типы химических реакций, оксиды.
Новые элементы содержания: активность металлов, индикаторы, классификация оксидов на основные и кислотные, основания, кислоты.
Дополнительными элементами содержания являются экспериментальные факты, полученные в ходе выполнения лабораторных опытов.
Между элементами содержания прослеживается логическая связь: от выяснения различия свойств основных и кислотных оксидов до получения оснований и кислот. Для изучения содержания используется опытно-экспериментальный подход.
Структура урока.
1. Определение цели урока. Для учащихся целью является постановка проблемы – выяснить опытным путем, с какими из известных им веществ будет взаимодействовать вода.
2. Изучение нового материала. Форма проведения урока: самостоятельная познавательная деятельность учащихся в парах, диалог с учителем. Методы обучения: исследовательский, словесный.
3. Закрепление нового материала проводится в виде выполнения самостоятельной работы: дополнить схемы уравнений реакций по химическим свойствам воды. В ходе урока учащиеся осуществляют взаимоконтроль при заучивании новых понятий, а также самоконтроль выполнения самостоятельной работы по образцу, данному на доске.
4. Подведение итогов урока осуществляется в форме выводов о химических свойствах воды, а также в форме рефлексивного самоанализа учащихся.
5. Инструктаж к домашнему заданию.
Организация познавательной деятельности.
Положительная мотивация обучения достигается за счет эмоционального поддержания интереса в ходе выполнения эксперимента. На уроке обеспечивается ситуация реализации социальных и личностных возрастных мотивов подростка за счет общения при работе в парах, взаимопомощи, создания ситуации успешности, возможности работать в индивидуальном темпе.
Для активизации познавательной деятельности и поддержания внимания используются приемы наглядности и разнообразия форм деятельности: работа с учебником, лабораторная работа, работа в тетради; демонстрационный эксперимент, фрагмент видеофильма.
В ходе урока учащимися используются такие мыслительные приемы, как наблюдение, анализ, сравнение, формулирование выводов.
Приемами, способствующими запоминанию информации, являются проговаривание друг другу основных формулировок новых понятий и выполнение самостоятельной работы.
Особенности взаимодействия учителя и учащихся.
Роль учителя заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и координации парной работы учащихся, оказании необходимой помощи. Большая часть времени работы на уроке – продуктивная деятельность учащихся. Стиль общения – доброжелательность в сочетании с требовательностью. Учитель организует работу, оказывает индивидуальную помощь, контролирует работу учащихся.
Общие результаты проведенного урока.
Достигнута основная дидактическая цель.
Наиболее значимые положительные результаты урока:
– все учащиеся были активно включены в познавательную деятельность;
– большинство учащихся справились с заданиями и сформулировали правильные выводы;
– урок вызвал у детей положительный эмоциональный интерес.
По причине слабого развития навыков учебной деятельности в данном классе и медленного темпа работы этот урок проводился за 1,5 учебных часа.
Некоторым детям необходима была помощь учителя, чтобы понять, что от них требуется.
В дальнейшем при проведении данного урока необходимо более тщательно и рационально составлять пары детей, работающих вместе: более сильный ученик помогает более слабому.
Оборудование и реактивы. Н а с т о л е у ч и т е л я: видеопроектор, кассета с фрагментом видеофильма; воронка, пробирка, лучинка, спички; пробирка с литием, вода.
Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: инструктивная карта, планшетки для опытов с малыми количествами веществ, кусочки металлов: литий, цинк, медь; капельница с водой, полоски универсальной индикаторной бумаги, порошки оксида кальция, оксида железа(III), оксида меди(II), стаканчик с водой.
ХОД УРОКА
Инструктивная карта с заданиями выдается на каждый стол, обучаемые работают самостоятельно, учитель дает комментарии и оказывает при необходимости помощь.
На доске заготовлены вопросы для организации рефлексивного самоанализа урока учащимися.
1. Выберите утверждение, соответствующее вашему представлению об усвоении изученного материала:
а) могу воспроизвести только часть изученной темы;
б) могу полностью воспроизвести изученный материал;
в) могу применять новую полученную информацию в других ситуациях.
2. Выберите утверждение, соответствующее вашей работе на уроке:
а) испытывал серьезные затруднения (укажите – какие);
б) испытывал небольшие затруднения (укажите – какие);
в) не испытывал затруднений.
Работа на уроке по учебнику: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8 (М.: Просвещение, 2008).
Инструктивная карта урока
Новые понятия: активность металлов, индикаторы, классификация оксидов на основные и кислотные, основания, кислоты.
Для изучения нового материала необходимо вспомнить:
1) простые и сложные вещества (с. 17);
2) признаки химических реакций (с. 11);
3) типы химических реакций (с. 41);
4) какие вещества называются оксидами (с. 57).
Изучение нового материала
(работа в па'рах)
1. Взаимодействие воды с металлами при комнатной температуре.
а) Проведите о п ы т 1 (с малыми количествами вещества). В ячейки с кусочками металлов (литием, цинком, медью) накапайте воды. Наблюдения запишите в табл. 1 (второй и третий столбцы).
Таблица 1
Исходные вещества |
Признаки реакции |
Вывод о возможности реакции |
Изменение цвета индикатора, среда раствора |
Li + H2O | |||
Zn + H2O | |||
Cu + H2O |
Н о в а я и н ф о р м а ц и я. Металлы, взаимодействующие с водой при комнатной температуре, называются активными.
Запишите эту информацию в тетрадь и запомните!
Расскажите друг другу.
б) Посмотрите д е м о н с т р а ц и о н н ы й о п ы т: собираем выделяющийся в результате взаимодействия лития с водой газ и проверяем его с помощью зажженной лучинки.
Сделайте вывод: выделяющийся газ – ………………………… .
в) Исследуйте среду растворов в ячейках, получившихся в опыте 1, с помощью полосок универсального индикатора. Определите по прилагаемой схеме среду раствора. Запишите результаты в табл. 1.
Н о в а я и н ф о р м а ц и я. Существуют вещества, которые в разной среде: нейтральной, кислой, щелочной – изменяют свою окраску, они называются индикаторами.
Запишите эту информацию в тетрадь и запомните!
Расскажите друг другу.
г) Выпишите из учебника (с. 85) уравнение реакции взаимодействия лития с водой. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сформулируйте вывод № 1. Вода при комнатной температуре взаимодействует с …………… металлами, при этом образуется раствор …………. и газ – ………… .
2. Взаимодействие воды с оксидами металлов.
а) Проведите о п ы т 2. В пробирки с оксидом кальция, оксидом железа(III) и оксидом меди(II) прилейте немного воды. Потрогайте ладонью пробирки (определите изменение температуры). Затем исследуйте растворы в пробирках универсальным индикатором. Наблюдения запишите в табл. 2.
Таблица 2
Исходные вещества |
Признаки реакции |
Вывод о возможности реакции |
Изменение цвета индикатора, среда раствора |
CaO + H2O | |||
Fe2O3 + H2O | |||
CuO + H2O |
б) Выпишите из учебника (с. 85) уравнение реакции взаимодействия оксида кальция с водой. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сформулируйте вывод № 2. Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами ………………. металлов, при этом образуется раствор …………………………… .
3. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.
а) Посмотрите видеоэксперимент «Взаимодействие воды с оксидом фосфора». Наблюдения запишите в табл. 3.
Таблица 3
Исходные вещества |
Продукт реакции |
Изменение окраски индикатора, среда раствора |
Выпишите из учебника (с. 85) уравнение реакции взаимодействия воды с оксидом фосфора. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сделайте вывод № 3. Вода при комнатной температуре взаимодействует почти со всеми оксидами …………… , при этом образуются растворы ………………………. .
4. Взаимодействие воды с менее активными металлами при повышенной температуре.
а) Прочитайте текст учебника на с. 86 пункт 2.
б) Выпишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сформулируйте вывод № 4. Вода взаимодействует с менее активными ………………. при высокой температуре, при этом образуется ……………… металла и выделяется газ – …………………….. .
5. Взаимодействие воды с неметаллами при повышенной температуре.
а) Прочитайте текст учебника с. 86 пункт 3.
б) Выпишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сформулируйте вывод № 5. Вода при высокой температуре взаимодействует с некоторыми ………………………….. , при этом продуктами реакции могут быть ………………………. .
6. Разложение воды под действием электрического тока.
а) Прочитайте текст учебника с. 86 пункт 3.
б) Выпишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.
……………………………………………………………………............ .
Сформулируйте вывод № 6. Вода под действием электрического тока ………………. , при этом образуются газы – ……………….. и ………………………….. .
Закрепление нового материала
(самостоятельная работа)
• Исходя из полученной новой информации, дополните словами схемы:
1) вода + активный металл —> ………………. + ……………………………. ;
2) вода + оксид активного металла —> …………………………... ;
3) вода + оксид неметалла —> ………………………….................. ;
4) вода + менее активный металл ……………………. + ………………………. ;
5) вода ………………………. + ………………………… .
• Перечислите, для получения каких веществ можно использовать воду?
……………………………………………………………………............……………… .
Домашнее задание. Прочитайте § 29, с. 84–87, по схеме на с. 87 составьте рассказ о значении воды в природе, быту, промышленности.