УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ |
О.С.ГАБРИЕЛЯН, Т.Н.ПОПКОВА,
Г.А.СИВКОВА, С.А.СЛАДКОВ
Вода в нашей жизни
Учебно-методическое пособие к
элективному курсу
для 9 класса основной школы или 10–11 классов
базового уровня средней школы
Продолжение. Начало см. в № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16/2009
§ 13. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение жесткости воды»
Цель. Познакомить учащихся с методами определения жесткости воды, продолжить формирование экспериментальных навыков и творческого отношения к учебной деятельности.
В полном объеме данную работу провести сложно из-за ряда реактивов, здесь потребуется спонсорская помощь со стороны сотрудников высших учебных заведений химического профиля или санитарно-экспертных служб.
Оборудование и реактивы. Мерный цилиндр (100 мл), коническая колба (250–300 мл), бюретка (25 мл), пробирки; индикатор метиловый оранжевый (0,02%-й раствор), индикатор хромоген черный, раствор трилона Б, 0,1 н. раствор НСl, аммиачно-буферный раствор, кусочки хозяйственного мыла размером 1 x 1 x 1 см.
Пробы воды:
– дистиллированная;
– из водопроводного крана,
– водопроводная кипяченая,
– речная,
– из пруда или озера,
– из родника.
План занятия
Качественное определение жесткости воды с помощью раствора мыла.
Определение общей жесткости воды.
Определение карбонатной жесткости воды.
Первый опыт позволит сформировать представления о выборе воды для бытовых целей.
Опыт 1. Качественное определение жесткости воды с помощью раствора мыла
В три пробирки наливают по 10 мл воды:
1 – водопроводная,
2 – водопроводная кипяченая,
3 – дистиллированная.
В каждую пробирку бросают по одинаковому кусочку мыла, сильно встряхивают в течение 1–2 мин., добиваясь более полного его растворения. Далее вода отстаивается. Ученики измеряют высоту пены и описывают внешний вид полученных растворов: наличие хлопьевидного осадка, его количество, прозрачность раствора.
Результаты опыта записывают в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Образец воды | Характеристика полученного раствора |
Водопроводная | Раствор мутный, много осадка в виде хлопьев |
Водопроводная кипяченая | Раствор мутный, осадка почти нет |
Дистиллированная | Раствор почти прозрачный, осадка нет |
Обсуждение результатов опыта – беседа по вопросам.
а) В какой воде лучше растворяется мыло?
б) Какую воду целесообразнее использовать для стирки, мытья волос, умывания?
в) Как улучшить растворимость мыла в водопроводной воде?
г) Почему в жесткой воде мыло плохо растворяется?
д) Как можно доказать, что в жесткой воде содержатся растворенные вещества? Как можно уменьшить их количество в воде?
е) Можно ли считать, что мыло является своеобразным индикатором жесткости воды?
Работу можно усложнить – растворить в образце дистиллированной воды немного солей Са2+ или Мg2+ и проверить после этого растворимость мыла.
В быту индикатором жесткости воды могут быть даже соки некоторых ягод – черной смородины, черноплодной рябины, черники. В них содержатся органические кислоты, способные образовывать осадки с кальцием или магнием. Это приведет к небольшим отклонениям рН среды, и соответственно природный цвет ягодных соков изменится.
Опыт 2. Определение общей жесткости воды
Следующий опыт требует применения труднодоступных для школьной практики реактивов, но их можно одолжить в организациях, где проводится мониторинг воды.
В коническую колбу влить 50 мл исследуемой воды, добавить 3 мл аммиачного буферного раствора, несколько кристалликов индикатора хромогена черного и титровать, добавляя по капле раствор трилона Б, до изменения окраски красно-фиолетовой на сине-фиолетовую. Общая жесткость воды рассчитывается по формуле:
где V1 – объем раствора трилона Б, израсходованный на титрование, л; V2 – объем воды, взятой для титрования, л; c – концентрация трилона Б, ммоль/л.
Повторите опыт с каждой пробой воды.
Опыт 3. Определение карбонатной жесткости воды
В коническую колбу влейте 100 мл воды, прибавьте 2–3 капли раствора индикатора метилового оранжевого. Пробу титровать 0,1 н. раствором соляной кислоты до перехода желтой окраски в устойчивую оранжевую. Рассчитать карбонатную жесткость по формуле:
где V(HCl) – объем соляной кислоты в л; c – концентрация соляной кислоты, ммоль/л; V(воды) – объем воды, взятой для анализа, л.
Повторить опыт с каждой пробой воды.
Приведем пример заполнения таблицы по результатам анализа воды одного из регионов (табл. 2).
Таблица 2
Результаты анализа жесткости воды
Вода | Постоянная жесткость, ммоль/л | Временная жесткость, ммоль/л |
Водопроводная | 4,5 | 9 |
Дистиллированная | – | – |
Речная | 5,5 | 11 |
Озерная | 4,1 | 8,2 |
Родниковая | 3 | 6 |
По полученным в проведенных исследованиях данным учащиеся записывают вывод.
Печатается с продолжением