Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2009
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Современный учитель готовит современный урок

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является урок, раскрывающий идеологию данного времени в соотношении двух процессов: преподавание–учение. В 1950–1970-х гг. лучшим считался урок, когда учитель показывал себя артистом. Чего учителя только не делали на таких уроках: пели, декламировали стихи, перевоплощались в главного героя сказки, изображали полководцев, готовили к уроку неожиданные наглядные пособия и т.д. Такой урок – это небольшой спектакль, где в главной роли учитель: красиво, ярко, до секунды выверено по времени. Преобладающим в это время был процесс преподавания.

Прошло совсем немного времени, и лучшим стал считаться урок, в котором учителя совсем не видно, а работают сами ученики. Ученик сам готовит доклад, сам выступает и комментирует, сам читает стихи, сам планирует, готовит и проводит эксперимент и т.д. Учитель как бы в тени, но все на уроке происходит по четко запланированному сценарию, который он написал и отрепетировал заранее. Как нельзя лучше здесь срабатывали технологии обучения, подчиняющиеся алгоритмической парадигме (для этого писались инструктивные карточки, программированные задания, отрабатывался алгоритм построения урока). Акценты в соотношении «преподавание–учение» сместились в сторону познавательной деятельности ученика, повышения роли самостоятельности учащихся в учебном процессе. Учитель-дирижер – идеал 1990-х гг.

Форма урока раскрывает идеологию своего времени…
(Русская миниатюра XVI в. «Школа»)

В настоящее время вновь меняется расстановка акцентов, подходы к анализу самого взаимодействия процессов преподавание–учение. Сегодня главным выступает совместная деятельность учителя и учащегося на уроке. Кстати сказать, в этой ситуации изменяющихся акцентов для объяснения одного и того же факта привлекаются различные обусловливающие его моменты. Например, слабая успеваемость учащихся в случае преобладания «преподавания» объясняется недостаточной педагогической требовательностью учителя; если преобладало «учение» – слабой познавательной активностью учащихся, сегодня, скорее всего, – несложившимися отношениями между учителем и учащимися.

Итак, современный урок – какой он? В первую очередь – это результат совместной деятельности учителя и учащегося. Урок рождается именно в момент его проведения. Это не сцена, на которой разворачиваются отрепетированные действия спектакля, а живое рождение, выращивание нового представления о мире. На таком уроке невозможно рассчитать время до секунды, трудно предугадать итог. Он требует от учителя не репетиций, а огромного напряжения: нужно чувствовать пульс урока, быть готовым применить любой прием из имеющихся в арсенале учителя, чтобы направить деятельность учащихся в задуманное русло. Такой урок трудно представить как открытый, ведь он может и не получиться, но в случае удачи – это лучший урок.

…Ученик сам готовит доклад, выступает, комментирует…
(Французская школа. Начало XIX в.)

Для рождения такого урока нужны соответствующие целеполагание и мотивация учения. Ставя цель конкретного урока, нужно видеть цель всего учебного процесса. Кроме «официальных» целей урока, учитель сознательно или неосознанно формулирует и личную цель. Какова истинная цель учителя, таков и сам учебный процесс. Если учитель хочет выглядеть хорошим в глазах администрации и родителей, то главная цель – подготовить к ЕГЭ (или добиться того, чтобы этот экзамен сдавали только «сильные в предмете ученики» – они не испортят картины). Иногда учитель (в основном речь идет о молодых, начинающих педагогах) своей скрытой целью ставит понравиться ученикам, быть для них лучше всех остальных. Кажется, что эта цель легко достижима хорошими отметками, «панибратским» отношением с воспитанниками, но такой «успех» ненадолго. Значит, личная цель учителя должна быть выше и чище, например привить любовь к научным исследованиям, сформировать научный стиль мышления и т.п. Такая цель, личностно значимая для учителя, становится личностно значимой для учеников. «Закономерность говорит об этом в общем виде: усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека. Бессмысленную информацию усвоить невозможно. Безразличную почти невозможно»*.

Еще один важнейший момент в подходах к современному уроку – мотивация учения. «Практика показывает, что главный мотивирующий фактор – увлеченность самого учителя, его предметные интересы, вовлеченность в процесс познания как такового»**. Совместная деятельность возможна, если есть совместная заинтересованность в предмете изучения, т.е. самому учителю интересно то, что он преподает, и в своих учениках он видит юных сподвижников, с которыми интересно поделиться чем-то очень важным.

Может ли быть интересно то, что хорошо известно, что преподаешь из года в год, «одно и то же», давно выученное и совершенно понятное? Если учитель относится к преподаванию именно так, как это сформулировано в предыдущей фразе, то скорее всего – нет. Тогда, чтобы не потерять интерес к профессии, ему остается только артистизм. Некоторым учителям нравится руководить маленьким классным оркестром, блистать у доски, иметь право, держа журнал в руках, наказывать и поощрять. Но и на артистизме в классе долго не протянешь. Вскоре оказывается, что ученики не знают и не любят предмет, не хотят его изучать… Что же делать?

Путь видится только один – сделать каждый урок интересным в первую очередь для себя. Если мне как учителю преподаваемый материал интересен, я вижу в нем непознанные аспекты, загадки, я хочу узнать и доказать себе что-то новое, а в соавторы беру класс, то этот материал станет интересным и для учащихся.

Мысль эта не нова, еще в конце XIX века Д.И.Менделеев называл одной из главных функций учителя умение «заражать» своих учеников тем, что ему самому интересно, в чем он может поделиться своими достижениями и сомнениями. «Не беда, если учитель, зная и любя одни области более других, отдаст им больше времени и внимания, так как учение есть своего рода зараза, и хорошему учителю любо видеть интерес своих учеников». Менделеев подобрал очень точное определение учителю: возбудитель. Возбудитель интереса учеников, их эмоциональной сферы, мышления. Сами же знания в виде информации можно получить и из книг (а сегодня – также из Интернета и электронных библиотек).

Если учитель внушит воспитаннику мысль о завершенности той области знания, которую он представляет, то можно быть уверенным, что ученик с пытливым, исследовательским складом ума выберет профессию, которая с этой областью не связана. Необходимо оглядывать науку с «высоты птичьего полета», видеть ее тенденции, общие законы, а частности будут постигнуты в практической работе. «Дайте только широко развиться вкусу к науке», – призывает Менделеев***.

Слышу возражения скептиков: невозможно «возбуждать» шесть уроков подряд пять дней в неделю, нужно изучать программу, готовить учащихся с 4-го класса к ЕГЭ, иначе сам будешь в «отстающих» и т.п. Но тогда давайте честно признаемся, что работаем в русле «традиционного урока», а «новые технологии» – это способ приспособиться к тяжелой доле вечно загруженного учителя: живое общение учителя с учащимися заменить карточками коллективного способа обучения, программированными заданиями, электронной презентацией, модулями, а эксперимент – видеоаналогами.

Cовременный урок – это постоянный поиск ответов на вопросы: Как сделать? Как доказать? Как проверить? В школьной практике традиционно более распространены вопросы: Что? Почему?

Что такое реакции соединения и разложения?

Почему электролиты проводят электрический ток, а неэлектролиты – нет?

А попробуйте показать восьмиклассникам горение магния и разложение дихромата аммония, не называя исходные вещества, и предложить им найти способ, как определить, какая реакция относится к реакциям разложения, а какая – к реакциям соединения. Действительно, в обоих случаях изменяется цвет, наблюдается выделение энергии в виде света и тепла, очевидно, что происходит химическая реакция. Далеко не каждый догадается, что нужно взвесить исходные твердые вещества и твердые продукты реакции, и тогда по изменению массы можно выдвинуть гипотезу о типе химической реакции: если это реакция разложения, то масса исходного вещества всегда уменьшается, а если соединения, то увеличивается. Проверкой данной гипотезы учащиеся могут заняться не только на уроке, но и дома. Это первый шаг, обучающий научной методологии. Очень важно разъяснить, за счет чего идет уменьшение или увеличение массы, что это вовсе не противоречит закону сохранения массы веществ, поскольку в реакциях участвуют или образуются газообразные вещества.

Вопросов даже в известном, казалось бы, материале можно найти много, подумать над их разрешением интересно и учителю, и ученику, тем более, что прямых ответов в современных учебниках и в Интернете нет. Фантазия учащихся безгранична. Однажды, когда я работала в школе, ко мне на химический кружок пришел шестиклассник и сказал, что может получить углекислый газ. Конечно, в этом не было ничего удивительного, но он утверждал, что смог собрать этот газ дома в полиэтиленовый пакет. Как можно это сделать в химической лаборатории, я знала, но дома… На следующий день мальчик принес стаканчик из-под йогурта, насыпал туда соды, надел полиэтиленовый пакет, отжал из него воздух и закрепил резинкой. Шприцем осторожно ввел уксусную кислоту в стаканчик, и пакет стал благополучно надуваться углекислым газом. Просто! Когда я предложила в 11-м классе придумать, как надуть пакет углекислым газом, множество предложений касались газоотводных трубок, специальных приборов и т.д. До простого решения не додумался никто.

Именно в возрасте 10–12 лет максимально проявляется изобретательство детей, они хотят все проверить сами и все могут! И это нужно использовать учителю на уроке. Это самый плодотворный возраст для изучения естественных наук, в том числе и химии, которая почему-то (наверное, из-за сложности) перенесена в 8–11-й классы (а в последние годы сведена к минимуму). Но ведь важен не предмет «химия» как таковой, а повод для развития научного стиля мышления школьника.

Начальная школа готовит ученика к обучению в среднем звене, 8–9-й классы – к обучению в старшей школе. Возраст шести-, семиклассников самый благоприятный для развития ребенка, а мы все пытаемся напичкать их суммой знаний: выучи, ответь, реши. Зачем?! Десятиклассник, если его не научили раньше, уже не захочет думать над вопросом: как? Хотя с ним и учителю химии, и учителю биологии будет интересно порассуждать о перспективах науки, поделиться своими сомнениями и надеждами в плане еще не открытых тайн науки. Это хорошая основа для современного урока в старшей школе.

Говоря об уроке XXI в., невозможно не упомянуть о современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Конечно, современный учитель не может быть «дремучим», у него должен быть свой сайт, своя электронная почта, так же как и читательский билет в лучшую библиотеку города, но это только средства, инструменты. ИКТ обязательно должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему, но их применение не делает урок современным или устаревшим. Современным урок делает только заинтересованный учитель.

Публикация статьи осуществлена компанией «Унипрок». Качественные материалы и профессиональная работа – это залог долговечности и красоты внешнего вида квартиры. Компания «Унипрок» предоставляет услуги по продаже качественных материалов для отделки и ремонта, а именно: отделочные плиты, шумоизоляционные материалы и панели из гипсокартона. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.uniproc.ru.


* Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб.: Питер, 2004, с. 145.

** Там же, с. 148.

*** Менделеев Д.И. Сочинения. Т. XXIII. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952, c. 213.

Т.И.ПЛАТОНОВА,
канд. пед. наук,
доцент химического факультета
Тверского госуниверситета