Я ИДУ НА УРОК |
Металлы
Урок обобщения знаний • 9 класс
Цели.
1. Опираясь на знания учащихся, добиться понимания ими понятий «металлы – химические элементы», «металлы – простые вещества».
2. Закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, об основных областях их применения.
3. Продолжить обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
4. Привить навыки использования теоретических знаний для решения практических вопросов.
Оборудование. Жетоны, выдаваемые за добавления и вопросы, таблица «Типы кристаллических решеток».
Девиз урока. «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества».
ХОД УРОКА
Учитель. Где бы мы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – видно, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене – и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдется ни один строитель.
Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Знания о металлах, их свойствах, областях применения нам и надо сегодня обобщить на уроке.
Ваша задача – продемонстрировать максимальный уровень знаний по теме «Металлы». В ходе урока вы должны заработать оценки за устные ответы и письменные задания, дополнять, задавать вопросы. Зарабатывайте дополнительные жетоны!
В качестве разминки каждый из вас называет любой металл, но чтобы не было повторений.
Ученики поднимают руки, называют металлы.
Учитель. Вопрос 1. Положение металлов в таблице. Строение атомов металлов. Особенности строения атомов металлов главных и побочных подгрупп.
Один ученик отвечает у доски.
За добавления и за вопросы другие ученики получают жетоны.
Письменное задание. Составить схемы строения атомов:
1-й в а р и а н т – алюминий, никель, стронций;
2-й в а р и а н т – магний, рубидий, кобальт.
Выполненные письменные задания проверяют консультанты – ученики, имеющие отличные отметки по химии.
Учитель. Вопрос 2. Нахождение металлов в природе. Физические свойства. Кристаллическая решетка металлов, металлическая связь.
Ученик использует при ответе таблицу «Типы кристаллических решеток». Дополнительно можно задать вопрос о самом тяжелом металле, о самом мягком, о самом твердом, о самом легком, о самом тугоплавком, о самом ковком, о самом блестящем, о самом электропроводном металле.
Учитель. Вопрос 3. Общие химические свойства металлов.
Ученики отвечают, дополняют, задают вопросы.
Письменное задание. Дать характеристику химических свойств:
1-й в а р и а н т – цинк;
2-й в а р и а н т – магний.
Учитель. Вопрос 4. Творческие задания «Что в черном ящике?»
Назовите металл (см. приложение 1).
Ученики отвечают, получают жетоны.
Учитель. Вопрос 5. Щелочные и щелочно-земельные металлы. Их сходство и различие.
Ученик отвечает у доски, остальные дополняют, задают вопросы.
Письменное задание. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
1-й в а р и а н т:
2-й в а р и а н т:
Учитель. Вопрос 6. Вспомним амфотерные металлы, их особенности.
Ученики отвечают.
Письменное задание.
1-й в а р и а н т – с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать алюминий: гидроксид железа(II), хлорид меди(II), гидроксид калия, оксид натрия, вода, соляная кислота, хлор;
2-й в а р и а н т – с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать цинк: гидроксид натрия, нитрат калия, гидроксид меди, оксид железа(III), вода, серная кислота, сера, сульфат меди.
Учитель. Вопрос 7. Повторим особенности металлов побочных подгрупп (d-элементы). Проведем мини-викторину. Вам надо не только назвать загаданный металл, но и немного рассказать о его свойствах, объяснить, относится ли он к d-элементам.
За каждый верный ответ ученик получает жетон.
В о п р о с ы м и н и-в и к т о р и н ы
1) Что означает выражение: металл, ставший жертвой «рыжего дьявола»?
(Ответ. Проржавевшее железо.)
2) Какой металл можно зажечь холодной водой?
(Ответ. Калий.)
3) О каком металле В.В.Маяковский сказал: «В грамм добыча, в год труды»?
(Ответ. Радий.)
Переход -модификации олова (белое олово) в -модификацию
(серое олово),
|
4) Какой металл может болеть «чумой»?
(Ответ. Олово.)
5) Какой металл применяется для защиты стальных изделий от коррозии?
(Ответ. Цинк.)
6) Какой металл применяется для изготовления камней для зажигалок?
(Ответ. Церий.)
7) Назовите самый распространенный металл.
(Ответ. Алюминий.)
8) Какие металлы самыми первыми были известны людям?
(Ответ. Медь, серебро и золото.)
9) Отбросив две первые буквы в названии химического элемента металла, вы получите название дугообразной кости, входящей в состав грудной клетки.
(Ответ. Серебро.)
10) В название какого химического элемента входит название дерева?
(Ответ. Дубний.)
Учитель. Вопрос 8. Перечислите способы получения металлов.
После ответа ученика можно продемонстрировать фильм «Получение металлов».
Учитель. Вопрос 9. Снова творческие задания. Я зачитаю приготовленные заранее выражения с использованием названий металлов (см. приложение 2), а вы постараетесь объяснить, как вы их понимаете.
Ученики слушают, высказывают свои мнения.
Учитель. Вопрос 10. Применение металлов.
Ученики рассказывают и получают жетоны, учитель приводит им интересную информацию по теме (см. приложение 3).
Учитель. А сейчас – металлы и астрология. Творческие задания, приготовленные вами дома по желанию.
В заключении урока один из учащихся читает стихотворение.
Химия наук царица,
Величава и умна,
На урок серьезный в школе
Собрала всех нас она.
Есть кислоты и кетоны,
Ядра есть и есть протоны,
Очень много есть веществ,
Их порою всех не счесть.
Ах, какие разные,
Все по сути важные.
Неметаллы и металлы
Химики отважные!
С прекрасным блеском металлическим,
С высокой ковкостью, пластичностью,
Зоветесь вы металлами.
Цветные вы и черные,
Тяжелые и легкие,
Мягкие и твердые –
Без вас мы никуда!
Ценим вас мы высоко,
Применяем широко.
В технике и медицине,
Есть в бензине и в вакцине,
Вы лекарство, вы и яд,
Вами человек богат.
Консультанты подводят итог урока, называют оценки за письменные задания, подсчитывают жетоны, выданные за дополнительные ответы.
Учитель. Домашнее задание будет занимательным, и выполнит его тот, кто много читает.
1-е з а д а н и е. Вовка Сидоров купил билет
«Лотто-миллион» и выиграл джек-пот. На эти деньги
он с братом решил купить шикарную яхту. Ему
предложили две яхты: одна – вся из алюминия с
медными заклепками, вторая – из меди с
алюминиевыми заклепками. Вовка выбрал первую и
решил плыть на Канарские острова. Доплывет ли
Вовка на этой яхте до Канарских островов?
А если бы выбрал вторую, то доплыл бы?
Кто не найдет ответ на эти вопросы, тому следует повторить электролиз солей, коррозию металлов и гальванический элемент.
2-е з а д а н и е. Старый контрабандист Джон решил перенести через границу слитки золота. Но таможенники установили такую аппаратуру, которая обнаруживает любой металл. Что придумал хитрый Джон? И как он снова получил свое золото?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
О каких металлах эти стихи?
Известен я давным-давно.
Меня в походы брали,
Чтоб не испортилась вода.
Мной героев награждали.
И ныне я незаменим,
Трудясь для фотодела.
Со мной знаком ты, ученик,
Так назови меня ты смело.
(Ответ. Серебро.)
Я – металл могучий,
Я летаю выше тучи.
В легендах меня ты найдешь.
Силачом меня назовешь.
(Ответ. Титан.)
Меня в составе мрамора найди.
Я твердость придаю кости.
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь.
(Ответ. Кальций.)
Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет.
(Ответ. Магний.)
Бенгальский огонь |
Хлорид его зеленый
И синий купорос.
Какой металл те соли
Дает, вот в чем вопрос.
(Ответ. Медь.)
Я почти что осьминог,
Только в море не живу.
В периодической системе
В группу платины вхожу.
(Ответ. Осмий.)
Этому металлу – хвала и честь.
С ним получается «белая жесть».
Покрывают им сталь слегка –
И для консервов посуда годна.
(Ответ. Олово.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выражения с использованием названий металлов
«Серебро добро, а золото еще лучше».
«Серебряный молоток пробьет железный потолок».
«Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго».
«Железа и змея боится».
«Железом золото добывают».
«Золото добываем, себе могилу копаем».
«Золото железо переедает».
«Золото и в грязи блестит».
«Золото моем, а сами голосом воем».
«Золото мыть – голодом ходить».
«Золото не говорит – да много творит».
«Золотой ключик все двери откроет».
«Золото не золото, не побывав под молотом».
«Золотые ручки не испортят мучки».
«Медные деньги звонче золотых».
«Родина краше солнца, дороже золота».
«Сибирь – золотое дно».
«Медной посуды – крест да пуговица, рогатой скотины – таракан да жужелица».
«Воля лучше золотой клетки».
«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка».
«Золотой был человек – мухи не обидел».
«Сказанное слово серебряное, не сказанное – золотое».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Использование металлов в медицине
• Золотая амальгама (сплав с ртутью) используется в зубоврачебном деле, ртутно-кварцевые лампы дают интенсивное ультрафиолетовое излучение (для облучения операционных залов, облучение человека в лечебных целях). Все мы знакомы со ртутным термометром, который изобрел немецкий физик Г.Д.Фаренгейт.
• Электроды из платины, вводимые в кровеносные сосуды, служат для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, а сплав платины с серебром и никелем используют для изготовления зубных протезов.
• Тантал используют в восстановительной хирургии, т.к. он обладает высокой биологической совместимостью с живыми тканями. Пластинки тантала используют при повреждении черепа, танталовую нить – для укрепления стенок брюшной полости, кровеносных сосудов. Танталовые нити заменяют сухожилия и нервы.
• Сплав кобальта, молибдена и хрома (комохром) используют для изготовления суставов.
• Сплавы титана используют для изготовления хирургических инструментов, т.к. они не подвергаются коррозии. За 10 лет нахождения в морской воде не появилось ни следа ржавчины. Подсчитано, что за 1000 лет коррозия смогла бы проникнуть на 0,02 мм.