Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2009
ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ

 

Обобщающие уроки в курсе химии

Каждый урок своеобразен, отличается от другого своими целями, содержанием, методами, структурой, поведением учителя и учащихся и многими другими параметрами. Нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или иному признаку, не определив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач. До сих пор наблюдаются различные подходы к классификации уроков. Но чаще всего в теории и практике во многих вариантах встречается классификация уроков по основной общеобразовательной цели.

Дидактическая цель обобщающего урока сводится к обобщению и систематизации знаний изученного материала. Обычно эти уроки близки по своему типу к урокам повторения. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом. Особенностью этого типа уроков является и то, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков.

Мне, как и любому учителю, хотелось, чтобы мои ученики умели аргументировать свои действия при выполнении любого задания. Чисто академические уроки часто утомляют, а введение в урок игровых моментов способствует повышению интереса к химии. Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности».

Одна из форм обобщения-закрепления – это театрализованный урок.

Ученики одного из одиннадцатых классов, обладая артистическими способностями, показали возможность проведения такого урока по теме «Металлы».

Москву прославили металлы…

Этот урок – пример возможной интеграции курсов химии, литературы и истории. Наибольший интерес содержание урока представляет для гуманитарных классов.

Основное внимание уделяется практическому применению металлов в виде простых веществ и соединений. Дополнительную ценность уроку придает тщательно отобранный краеведческий материал.

Для проведения урока выбираются ученики, хорошо читающие стихи, способные играть роли предложенных им «металлов». Всего участников – семь человек: ведущий и шесть учеников, играющих роли соответствующих металлов – Золота, Железа, Меди, Алюминия, Натрия и Кальция.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Raybans.Pro». Если Вы решили приобрести стильные солнцезащитные очки, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Raybans.Pro». Перейдя по ссылке: «магазин очков», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать солнцезащитные очки по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Raybans.Pro.

Ход урока

Москва златоглавая…

Урок начинается с музыкального вступления (музыка и слова О.Газманова «Москва, звонят колокола…»). На доске прикреплены цветные репродукции золотых куполов Москвы, на экране по ходу выступления «металлов» меняются слайды.

После вступительного слова учителя ведущий читает стихи о Москве. Звучит вопрос: какие химические элементы послужили прославлению нашего города?

Конечно, сразу вспоминаются строки:

Над Москвою как владыко,
Жаром золота облит
Весь в лучах Иван Великий
Прямо на небо глядит.

Слово предоставляется «Золоту». Ученик, играющий эту роль, рассказывает о золотых покрытиях куполов церквей и соборов, о рубиновых звездах, в стекло которых добавлены соединения золота, о самородках, хранящихся в Алмазном фонде. Он подчеркивает, что золото – царь металлов, но есть и другие металлы, которые тоже прославили Москву.

Приглашаются другие «металлы».

Следующее выступление у «Железа». Железо тоже знаменито в Москве. Ученик рассказывает о первых металлургических мастерских, где варили сталь, об изделиях, которые делали кузнецы и которые дожили до наших дней.

Рассказ о меди начинается с литья цветных металлов, о бронзе и изделиях из нее. Примеры: Царь-пушка и Царь-колокол – уникальные памятники.

Московский белокаменный Кремль.
С картины А.М.Васнецова

Кальций прославил себя не в виде простого вещества, а в соединении, ведь белокаменный Кремль был из известняка.

Натрий прославил себя в соединении с хлором, т.е. в виде поваренной соли. Соль очень ценили в старые времена. Она была источником пополнения казны и важным предметом торговли.

Последний металл – алюминий. Ученик, играющий эту роль, пришел не с пустыми руками, а с сундучком, к которому приковано внимание всех актеров-«металлов». Различные предположения звучат по поводу содержимого сундучка – и алюминиевая посуда, и глиняные черепки. Но «Алюминий» не спешит открыть свой секрет. И каково же было удивление «металлов», когда из сундучка достаются «драгоценные камни» (рубины и сапфиры – разновидности корунда, т.е. минералы, основу которых составляет оксид алюминия), а затем – «Большая императорская корона», которая украшена 4936 бриллиантами и колоссальной шпинелью*.

Большая императорская корона.
Алмазный фонд Московского Кремля.
Мастер И.Позье, 1762 г.

Ведущий подводит итог уроку, звучат стихи.

* * *

Я думаю, что и актеры, и все, кто присутствовал на этом уроке, получили много положительных эмоций, а главное — пополнили копилку знаний о металлах и их соединениях.


* Минерал подкласса сложных оксидов MgAl2O4.

И.Н.ТИЩЕНКО,
учитель химии
средней школы № 1987
(г. Москва)