Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2009
ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

 

Занимательные случаи из жизни Адольфа Байера

Окончание. Начало см. в № 7, 9/2009

Фамилия жены? Извините, забыл

Байер был счастлив в браке. Со своей будущей женой Адельгейдой Бендеманн он познакомился на одной из вечеринок, проходившей в доме его деда. Адельгейда была подругой его сестер и привлекла внимание Адольфа своей красотой и образованностью.

Однако в то время Байер не имел постоянного заработка и жил на средства отца. Потому мысль о браке пришлось отложить на несколько лет.

Свадьба Адельгейды Бендеманн и Адольфа Байера состоялась 8 августа 1868 г. Среди друзей ученого госпожа Байер, деликатная, тактичная, с изящными манерами, пользовалась всеобщей любовью и уважением. Часто в их доме устраивались вечера, на которые приглашались известные ученые, писатели, музыканты, художники ну и, конечно, сотрудники Байера. За большим и шумным столом звенел смех, рассказывались веселые истории, звучали песни.

Молодая жена взвалила на свои плечи не только заботы о хозяйстве, но еще и помогала мужу вести переписку. Дело в том, что Адольф не очень-то любил писать. Даже описание своих научных исследований не доставляло ему удовольствия. Что уж говорить об обычных письмах.

У четы Байеров родилось четверо детей: дочь Евгения и три сына – Ганс, Отто и Франц. Ученый очень любил жену и детей. Летом они всей семьей выезжали на природу, например на Баварские озера, где с удовольствием купались в теплой воде, ловили рыбу. Иногда отправлялись в Альпы, где снимали какой-нибудь домик в горах.

С рождением первого сына связан один курьезный случай, произошедший с Байером во время регистрации младенца. Заполняя документы, чиновник обратился к ученому с обычным вопросом о девичьей фамилии его жены.

То ли от волнения, то ли по забывчивости фамилия жены совершенно вылетела у Байера из головы. Он долго вспоминал ее, но, так и не вспомнив, смущенно пробормотал:

– Ах, понянчитесь, пожалуйста, с моим сыном. Должен же я наконец вспомнить фамилию собственной жены.

Проделки внуков

Последние годы своей жизни Байер прожил в Штарнберге, недалеко от Мюнхена, Он уже оставил преподавательскую деятельность, полностью сосредоточившись на исследованиях новых органических веществ.

В свободное время Байер любил пообщаться с внуками, веселые голоса и шутки которых согревали сердце старого ученого. Но иногда внуки в своих проделках заходили так далеко, что даже любящий дедушка не мог скрыть своего гнева.

Однажды Байера должен был посетить великий английский ученый Э.Резерфорд. Ожидая визита знаменитого гостя, Байер гулял в саду. Один из внуков крикнул деду, что Резерфорд уже пришел и давно ждет его в доме. Байер поспешил в гостиную и, кланяясь, начал долго и учтиво извиняться за то, что не встретил дорогого гостя. Тот сидел молча, лишь изредка покачиваясь из стороны в сторону. Удивленный долгим молчанием Резерфорда, Байер подошел поближе и… застыл в изумлении: в кресле перед ним, облаченное в одежду, сидело набитое соломой чучело, а за креслом притаился хихикавший внук, который, слегка покачивая чучело, придавал ему сходство с живым человеком.

Байер был страшно рассержен проделкой внуков. Гнев его усилил еще и тот факт, что Резерфорд действительно уже приехал и ждал хозяина в саду.

Я снимаю перед вами свою шляпу

Профессор Байер был человеком среднего роста, с проницательным взглядом выразительных синих глаз. От всей его представительной внешности веяло умом и спокойствием. Отсутствие волос на голове компенсировалось импозантной седой бородой, которая была всегда аккуратно подстрижена.

По утрам Байер любил совершать пешие прогулки, которые были частью его жизни. «Химик слишком много дышит парами вредных веществ, – говорил он, – и должен в виде компенсации ущерба побольше дышать свежим воздухом». Во время таких прогулок Адольф обдумывал планы на предстоящий день, размышлял о синтезах новых веществ.

У Байера была любимая шляпа-котелок. Ей было так много лет, что даже цвет ее стал неопределенным, что-то среднее между зеленым и черным.

Ученый так ее любил, что носил на своей блестящей, полностью облысевшей голове, практически никогда не снимая.

Только иногда, в особо значительных случаях, когда в его лаборатории происходило что-либо необычное – удавался новый синтез или получалось новое вещество, – Байер подходил к виновнику торжества и произносил:

– В знак восхищения вашим успехом я снимаю перед вами свою шляпу!

Заслуженное признание

Байер внес огромный вклад в химию. Все его достижения в области органической химии трудно даже перечислить. Наверное, нет такого препаративного или исследовательского метода XIX в., который немецкий ученый не применил в своей экспериментальной работе. Среди них методы окисления и восстановления, конденсации и введения функциональных групп, разделения и идентификации. Интересно, что все свои эксперименты ученый проводил, используя в основном простейшую химическую аппаратуру, а каждый опыт путем многократной проверки старался довести до 100 % воспроизводимости. Надо, однако, заметить, что в отличие от экспериментальной работы, где Байер ставил перед собой, казалось бы, неразрешимые задачи, в теоретических выводах немецкий ученый был довольно осторожен.

В 1905 г. Байеру была присуждена Нобелевская премия по химии за заслуги в развитии органической химии и химической промышленности благодаря работам по органическим красителям и гидроароматическим соединениям. К сожалению, ученый был болен в тот период и не мог лично присутствовать на церемонии вручения премии, которую вместо него вручили германскому послу. Нобелевская премия, полученная Байером в год его 70-летия, стала достойной наградой за все его открытия, сделанные в химии.

Несмотря на то, что в 1906 г. Байер оставил преподавательскую работу, он продолжал поддерживать дружеские контакты со многими выдающимися учеными Европы, тем более что профессорские должности на кафедрах во многих европейских университетах занимали его ученики. Оказываясь в Мюнхене, они не забывали посетить дом своего учителя, отдать должное его таланту и пытливому уму. В свою очередь Байер также находил возможность посетить своих коллег, поделиться идеями, узнать о достижениях других химиков. Его повсюду встречали с большим уважением, как самого дорогого гостя.

На здоровье Байера очень сильно сказалась начавшаяся Первая мировая война. Он стал быстро дряхлеть, а вскоре и совсем слег. 20 августа 1917 г. в возрасте 82 лет великий немецкий ученый умер в своем загородном доме на берегу Штарнбергского озера.

Л и т е р а т у р а

Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991; Самин Д.К. Сто великих ученых. М.: Вече, 2000; Манолов К. Великие химики. В 2-х т. Т. 2. М.: Мир, 1985; Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.

Материал подготовил С.И.РОГОЖНИКОВ