ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ Творчество юных |
На заправках будут цвести цветы
III Всероссийский конкурс
научно-инновационных проектов
для старшеклассников «Чистая планета для нашего
будущего»
Может ли школьник улучшить экологию родного города? Может. Доказательством тому стали итоги регионального этапа Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего», проводимого компанией «Сименс» в рамках международной образовательной программы «Поколение 21» (Generation 21).
Статья подготовлена при поддержке компании «AirySchool». Если вы решили приобрести качественные знания по испанскому языку, но у вас нет возможности посещать курсы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «AirySchool». На этом сайте: www.airyschool.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на курсы испанского языка через Скайп. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.airyschool.ru.
По сравнению с прошлым сезоном в этом году было зафиксировано рекордное количество присланных проектов: участниками со всей России, от Калининграда на западе до Камчатки на востоке страны, было подано 1115 заявок и 1005 проектов. В конкурсе приняли участие школьники 10–11-х классов и студенты 1-2-х курсов техникумов и колледжей из 7 федеральных округов России. Были присланы работы более чем из 200 различных населенных пунктов: городов, поселков, деревень, хуторов.
По словам вице-президента «Сименс» Сергея Борисовича Крылова, результаты этого года действительно ошеломляющи. «Наша компания работает над решением важнейших вопросов современного мира, вопросов масштабных и комплексных. И я рад, что в этом нас поддерживают молодые талантливые люди. Ведь количество проектов говорит само за себя – старшеклассники готовы предлагать идеи и не боятся пробовать свои силы». Эксперты отмечают глубину познаний, а также возможность использования результатов многих работ на практике для улучшения качества жизни людей.
Темы проектов, присланных на конкурс, отличаются разнообразием: школьники исследовали возможности улучшения качества питьевой воды и способы очистки почв от различных видов загрязнений, решали проблему глобального потепления и изучали психологические аспекты поведения людей и экологическое воспитание школьников. Многие участники выполнили огромное количество экспериментов для проверки теоретических умозаключений на практике, а также разработали рекомендации, способные улучшить существующую экологическую ситуацию в регионах их проживания.
Ученица 11-го класса Анна Лопес де Гереню из г. Пущино (Московская область) в своем проекте представила решение проблемы загрязнения почв различными видами автомобильного топлива. Именно эта работа была признана лучшей и заняла первое место по Центральному федеральному округу (ЦФО). Конкурсантка продемонстрировала неординарный подход к решению проблемы, представляющей огромную важность, особенно для жителей крупных городов. В рамках подготовки проекта участница конкурса провела целый ряд полевых и лабораторных экспериментов, а также представила экономическое обоснование предложенной идеи.
Экспертный совет, состоящий из представителей ведущих вузов, оценил качество исследования, актуальность выбранной темы, а также презентационные способности конкурсанта, представившего свой проект наряду с четырьмя другими участниками, чьи работы были отобраны экспертами.
Номинанты конкурса (по ЦФО) (итоги полуфинала):
Анна Лопес де Гереню (г. Пущино Московской области, проект «Ускоренная детоксикация почв, загрязненных дизельным топливом»);
Арсений Алябьев (г. Москва, проект «Современные заменители топлива»);
Яна Рыженьких, Ангелина Болгова (г. Ливны, проект «Листья желтые…»);
Марина Красавина (с. Покровское на Сити, проект «Утилизация органических отходов сельскохозяйственного производства в товарную продукцию с помощью популяций дождевых (компостных) червей вида Eisenia foetida селекции «Владимирский гибридный червь Старатель» в условиях школьной вермифермы»);
Александра Канищева (г. Белгород, проект «Микробиологическое загрязнение централизованных и локальных источников питьевого водоснабжения в г. Белгороде (район Харьковской горы)»).
Победители были награждены сертификатами на получение денежных призов в размере 110 000, 70 000 и 20 000 рублей в соответствии с занятыми местами. При этом школе, воспитавшей победителя, в качестве подарка досталось видеооборудование: жидкокристаллический телевизор и видеопроигрыватель.
Приводим содержание работы победителя регионального этапа конкурса научно-инновационных проектов Анны Лопес де Гереню, выполненной под руководством Васильевой Галины Кирилловны.
Проект «Ускоренная детоксикация почв, загрязненных дизельным топливом» |
Обоснование проекта. Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами в результате хозяйственной деятельности человека является одной из серьезных экологических проблем современности. Даже не очень высокие дозы загрязнителей, попадая в почву, делают ее фитотоксичной, т.е. непригодной для произрастания растений, убивают почвенную фауну, отравляют подземные воды и поверхностные водоемы. Невысокая степень загрязнения почв нефтепродуктами (бензин, дизельное топливо и т.п.) может наблюдаться на автозаправочных станциях (АЗС) и прилегающих к ним территориях (в радиусе нескольких десятков метров). Из-за большого количества АЗС в мегаполисах и вдоль транспортных магистралей масштабы таких загрязнений могут иметь весьма негативные последствия для окружающей среды. Так, только в Москве и Московской области в настоящее время действует более 900 автозаправочных станций.
Цель проекта. Разработка методов ускоренной детоксикации почв, загрязненных дизельным топливом, на примере газонов на автозаправочных станциях.
Суть решения. Восстановление зеленого газона, загрязненного дизельным топливом (ДТ) и другими углеводородами, предусматривает два этапа.
1. Детоксикация почвы путем внесения активированного угля (из расчета 20–30 г/м2), с последующим перекапыванием почвы, внесением комплексного минерального удобрения (~10 г/м2) и регулярным поливом с целью создания оптимальных условий для роста растений и жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, разлагающих углеводороды ДТ.
2. Посев газонных или других трав (и при необходимости полив растений) для восстановления растительности на загрязненном участке.
Научное обоснование решения. Результаты полевых и лабораторных экспериментов по внесению активированного угля в почвы, загрязненные разными дозами дизельного топлива, показали, что:
• внесение активированного угля в почву, загрязенную дизельным топливом (до 5 %), резко снижает ее фитотоксичность (с 85–90 % до 2–5 %) в течение 2–3-х недель после применения;
• природная почва содержит достаточное количество живущих в ней углеводородразлагающих микроорганизмов, которые при создании благоприятных условий обеспечивают самоочищение почвы от загрязняющих нефтепродуктов.
Достоинства проекта. Экологические и эстетические. Реализация предложенного проекта будет способствовать как оздоровлению экологической обстановки в городах и вдоль автотрасс, так и улучшению внешнего вида АЗС.
Простота реализации. Для внедрения данного метода нет необходимости проектировать и изготавливать дополнительное оборудование или создавать новые материалы. Проект может быть реализован в любое время в течение вегетационного периода (с мая по сентябрь);
Низкая себестоимость. Стоимость восстановления газона площадью 10 м2 при невысокой степени загрязнения составит 800–1000 руб.
* * *
Ознакомиться с содержанием других проектов и получить более подробную информацию о конкурсе можно на официальном сайте: www.science-award.siemens.ru.