Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2009
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Практика совмещенного кабинета
химии–биологии в условиях сельской школы

Читая периодическую печать, очень редко встретишь материал о работе предметного кабинета. Это побудило меня написать статью и поделиться своим опытом работы в качестве руководителя совмещенного кабинета химии и биологии.

Оформление кабинета и его документация

Школьные кабинеты… Какие они сейчас разные: от оборудованных современной техникой до традиционных классных комнат с набором старых таблиц, муляжей, коллекций. Именно такой кабинет (со старыми таблицами, устаревшими данными) я получила в заведование в 2000 г. Мне как учителю химии и биологии нужен кабинет и химии, и биологии. Эту потребность я и постаралась реализовать в одной классной комнате. Полноценного кабинета химии у нас не может быть, потому что нет вытяжного шкафа, воды, канализации, но такие условия не освобождают нас от химического эксперимента.

Сначала я задала себе вопросы. Зачем нужен кабинет? Что должно в нем быть? Для меня существует утверждение: «Я должна быть не управленцем, а учителем-партнером, быть с детьми не рядом, а только вместе». Исходя из этих принципов, совмещенный кабинет оформлен таким образом, чтобы он стал средством обучения детей.

По левой стороне классной комнаты размещены химические стенды: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» – основа всего курса химии; «Таблица растворимости кислот, солей и оснований»; «Кислоты и их соли», где даны формулы этих соединений, их названия, классификация, валентность кислотного остатка; «Виды химической связи».

Для меня кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика. Всю работу кабинета стараюсь направить на развитие познавательного интереса детей в процессе обучения, в связи с чем стремлюсь как можно рациональнее использовать пространство кабинета. Современные учебники уделяют большое внимание биографиям и достижениям ученых, поэтому выше химических стендов развешаны портреты ученых – химиков и биологов. Над доской расположился «Электрохимический ряд активности металлов» (химия), а чуть выше – «Уровни организации жизни на Земле» (биология).

Правая сторона классной комнаты полностью посвящена биологии. Но справа (от меня) у нас расположены окна, места намного меньше, поэтому чаще пользуюсь съемными стендами или таблицами. Посоветовавшись с активом кабинета, было решено оформить один несъемный стенд «Осторожно! Грибы!» Мы считаем, что информация о съедобных и несъедобных грибах, ложных грибах, признаках отравления, об оказании первой медицинской помощи сейчас очень актуальна, и не только в сезон грибов, но и в течение года.

Основу документации кабинета составляет его паспорт, который включает: перечень нормативных документов, план развития кабинета, аттестационный лист, где производится оценка или самооценка проделанной работы.

Что касается плана развития кабинета на ближайшее будущее, необходимо поменять инструкции по технике безопасности при работе в кабинете, т.к. они тоже являются неотъемлемой частью для функционирования совмещенного кабинета. Планируем оформить на кружке? книжку-раскладушку «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева», изготовить магнитную съемную доску, завести аквариум.

Таким образом, руководство предметным кабинетом осуществляю в зависимости от поставленных целей и от имеющихся ресурсов.

Анализ работы кабинета

Предметный кабинет является совмещенным, значит, цель работы и развития кабинета должна быть поставлена с учетом специфики преподаваемых предметов. Необходимо сделать его как можно компактнее, лучше, удобнее, чтобы в нем было комфортно учиться.

Но кабинет – это не только место для учебы. Я стараюсь сделать его образовательной средой и во внеурочной деятельности. Ведь среда кабинета должна мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, развивать у него память и внимание.

В рамках выполнения этой задачи каждый год провожу подготовку к олимпиадам первого (школьного) этапа по химии во внеурочное время. Результаты неплохие, поэтому по возможности стараемся принимать участие в олимпиадах по химии и биологии на муниципальном уровне. Благодаря газете «Химия» (ИД «Первое сентября»), есть богатейший материал для подготовки детей к олимпиадам различного уровня (лекции дистанционных курсов), стимул работать дальше, лучше.

Четыре раза в год мы выпускаем газету, которая называется «Четыре сезона». Материал для нее дети отбирают и приносят сами, вместе решаем, что актуальнее осветить. Это может быть информация о заморозках летом, об аномально теплой зиме, о последствиях этих явлений для сельского хозяйства и т.д. Оформляем сменный уголок природы «Новости от Природы». Включаем туда различную интересную информацию и вопросы по теме. Каждый класс приносит на листочке ответ и кладет в кармашек. Затем наиболее правильные и интересные ответы прикрепляем булавками на всеобщее обозрение или обсуждаем на переменах или уроках.

В мою работу как руководителя кабинета входит подготовка и проведение недель биологии и химии. На активе кабинета обсуждаем план мероприятий на предметные недели, а затем готовим и проводим их согласно учебно-воспитательному плану школы.

Приведу примерный план проведения недели химии в нашей школе. Сначала я выбираю актив. Он состоит из четырех-пяти человек, учащихся 10–11-х классов. Перед неделей химии вывешиваем план проведения мероприятий. В предметной неделе участвуют учащиеся 8–11 классов.

План проведения недели химии

П о н е д е л ь н и к. Проводим лекторий по некоторым вопросам химии. Это могут быть лекции или обсуждение вопросов из рубрик «Занимательная химия», «Химия в знакомых вещах», «Химия каждый день», «Химическое производство». Это не просто лекторий или обсуждение. Это еще и просмотр презентаций, кинофрагментов, прослушивание какой-либо информации. Для реализации намеченных тем пользуемся услугами фильмофонда, приглашаем специалистов, например агронома. Он нам рассказывает о гербицидах, пестицидах, удобрениях, различных ядах, применяемых в сельском хозяйстве, показывает фотографии, рассказывает об урожайности и т.д.

В т о р н и к. Демонстрационный день. Смотрим тематический фильм. Каждый год неделя химии посвящена какой-либо теме. Если она посвящена металлам, значит, фильм о металлах. Затем обсуждаем увиденное за круглым столом.

В условиях сельской школы возможностей всегда меньше, чем в условиях городской, поэтому стараемся использовать любую возможность (даже виртуальную) для проведения экскурсий на предприятия химической отрасли промышленности.

С р е д а. Занимаемся выпуском газеты «Предметная неделя». В ней помещаем отобранный и приготовленный заранее материал с указанием источников. Вывешиваем газету на специально отведенное место.

Ч е т в е р г. Зачетный день. Все желающие приходят на заключительный тест по всему материалу, который они увидели, услышали, собрали сами. Но эта работа не ограничивается выполнением тестов. Успешно справившиеся выполняют некоторые простейшие лабораторные опыты в качестве практикума. У детей есть возможность закрепить умения работать с веществами и лабораторной посудой. За три лучшие работы в журнал выставляю оценки.

В этот день приходят практически все учащиеся. Кто-то хочет улучшить свои оценки, кто-то интересуется химией и желает поэкспериментировать, кто-то приходит на пару с подругой. Но все работы в конце дня анализируем.

П я т н и ц а. Проводим химический вечер. Это может быть заранее подготовленное мероприятие по сценарию «Суд над…», или игра-соревнование по аналогии с популярными телевизионными играми «Счастливый случай», «Слабое звено», «Своя игра» и др. После окончания игры и подведения итогов проводим дискотеку.

Поскольку материальная база не позволяет награждать детей ценными подарками, ограничиваемся сладостями, школьными принадлежностями, оценками. Самых активных, способных, награждаем освобождением от текущей контрольной работы.

В понедельник на линейке кратко подводим итог и называем лучших учащихся, победителей.

За выходные я делаю анализ проделанной работы, отмечаю, что получилось, а что нет, где детям было интересно, где не очень, стараюсь найти причины успехов и неудач, намечаю план действий на будущее.

Считаю, что предметные недели нужны, т.к. они играют роль дополнительного образования, воспитывают культуру общения, умение работать вместе, переживать друг за друга, помогать друг другу. К сожалению, в последнее время завлечь детей какой-либо дополнительной работой становится все тяжелее. По данным анкетирования, это связано с большой нагрузкой в школе. Дети не чувствуют недостатка информации. Им хочется посидеть за компьютером, у телевизора, позаниматься своими делами. Считаю, что в таких условиях главная задача преподавателя – не потерять внимания детей к предмету. Для этого прошу учеников найти в Интернете материал по той или иной теме по химии. Но чтобы ребенок не блуждал в Интернете, даю конкретные адреса. Прошу подготовить сообщения по химии на любую тему, которую они услышат из СМИ, т.е. использую всякую возможность привлечь детей к предмету.

Недостатки работы кабинета

Имеющиеся недостатки в работе кабинета во многом связаны с рядом объективных причин:

• ограниченность технических средств обучения, информационного обеспечения (учащийся должен иметь возможность знать);

• недостаточное обеспечение средствами для формирования практических, предметных, меж- и надпредметных навыков (ученик должен иметь возможность научиться уметь); сюда относится все обеспечение практических и лабораторных работ, наборы для моделирования, эксперимента.

Отсутствие химической лаборатории в условиях совмещенного кабинета в связи с требованиями современного оборудования и оснащения ведет к тому, что ребенок не в полной мере проявляет свой познавательный интерес к изучению предмета. Да и профессиональный рост учителя также осуществляется не в полной мере, если нет кардинальных изменений в оснащении кабинета.

Убедилась в этом на собственном опыте. В 2006 г. я была участницей конкурса «Учитель года». Проводя анализ своего участия в конкурсе, сделала вывод, что в число призеров не попала отчасти потому, что не применяла ни на одном из этапов информационно-коммуникационные технологии, хотя владею навыками работы на компьютере, умею работать с мультимедийными образовательными дисками. Отсутствие персональных компьютеров в кабинетах не дает возможности применения их в педагогической деятельности, а значит, не совершенствуется система преподавания в этом направлении.

Вывод напрашивается сам собой. Считаю, кабинеты биологии и химии необходимы в каждой школе, независимо от ее статуса и направления работы. И для учителя, и для ученика должны быть созданы все условия, чтобы проявить себя. Ведь и из маленьких сельских школ порой выходят прекрасные специалисты.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Микромед». Если Вы решили приобрести качественный и надежный микроскоп, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Микромед». На сайте, расположенном по адресу www.Micromed.Pro, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать школьные микроскопы по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Micromed.Pro.

Е.А.ПОТАПОВА,
учитель
(с. Красная Речка, Саратовская обл.)