ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Копилка химических знаний
Урок пропедевтического курса «Химия. 7 класс»
Это итоговое занятие по систематизации и обобщению знаний, полученных учащимися за первый год обучения данному курсу. При изучении предмета «Химия» семиклассники овладевают знаниями основных химических законов и закономерностей, получают первоначальные навыки по проведению опытов и простейших химических экспериментов, учатся применять полученные знания в жизни и в быту. Пропедевтический курс готовит учащихся к изучению химии в старших классах.
Цель. Обобщение и систематизация знаний по предмету «Химия. Пропедевтический курс».
Задачи. Учебно-образовательные: обобщить знания начального курса химии и научиться применять их в жизни; продолжить формирование способностей учащихся анализировать, сравнивать.
Учебно-развивающие: развивать способности в решении расчетных задач, выполнении химического эксперимента.
Учебно-воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения, экологической культуры, трудового воспитания.
Тип урока. Комбинированный с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с элементами ролевой игры; продолжительность – 45 мин.
Форма учебной работы. Индивидуально-групповые занятия по выбору.
Оборудование и реактивы. Персональный компьютер, проектор, демонстрационный экран, компакт-диcк «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс», музыкальный центр, периодическая система химических элементов, портрет Д.И.Менделеева, лабораторное оборудование; набор реактивов для проведения качественных реакций (растворы CuSO4, NaОН, ВаСl2, Na2SО4, AlCl3), набор индикаторов (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).
Участники. Царица Химия (старшеклассница, одетая в костюм); 3 команды учащихся: «Алхимики», «Электроники», «Лакмусята».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент (0,5 мин.)
Основная часть (20 мин.)
Эпиграф (записан на доске):
«Не всякому помогает случай.
Судьба одаривает только
подготовленные умы».
(Луи Пастер)
Учитель. Цель нашего занятия – повторить и обобщить те знания, которые вы получили на уроках химии в течение года. Сегодня в гости к нам пришла сама царица Химия. Она устроит химическое состязание, по результатам которого примет решение о принятии вас в ряды Юных химиков.
Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Весна». Входит царица Химия.
Царица Химия. Здравствуйте, ребята. Я – наука-старушка, мне очень много лет. С одной стороны, я очень конкретна и имею дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, садоводу, строителю. С другой стороны, я весьма абстрактна, изучаю мельчайшие частицы, которые не увидишь в микроскоп, рассматриваю громоздкие формулы и сложные законы. Моими подопечными являются элементы, у меня их уже больше 110! А знаете ли вы названия химических элементов?
Учитель. Ребята, для того, чтобы вы вспомнили названия химических элементов, посмотрим мультимедийный ролик.
Просмотр ролика (компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс». Тема 1. «Основные понятия химии». Урок 2. «Атомы и молекулы») – 3 мин.
Учитель. Ну, а теперь покажем гостье наши знания.
Конкурс «Отгадай-ка!» (3 мин.)
Командам задаются загадки о химических элементах. Учащиеся, определив, о каком химическом элементе идет речь, поднимают карточку с символом данного элемента. Царица Химия за каждый правильный ответ выставляет команде 1 балл.
• Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – …
(Медь.)
• Из глины я обыкновенной
И на редкость современный,
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне служу без срока.
Бесстрашно в воздухе лечу.
Мне все задачи по плечу.
Горжусь я своим именем,
Зовусь я …
(Алюминием.)
• Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе. Так вот,
Легко назвать меня.
(Азот.)
Учитель. Молодцы, ребята, справились с первым заданием успешно. Мы с вами знаем, что у каждого химического элемента есть свой адрес, его местоположение. Скажите, где можно найти адрес химического элемента?
Учащиеся. Все элементы расположены в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, каждый имеет свой определенный дом, подъезд, квартиру.
Учитель. Ребята, кто автор периодической системы?
Учащиеся. Дмитрий Иванович Менделеев.
Учитель. Что вы можете рассказать об этом великом русском ученом-химике?
Учащиеся (рассказывают о Менделееве). Русский ученый, открыл периодический закон химических элементов и создал периодическую систему, которая служит ключом к открытию новых элементов.
Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал процесс приготовления бездымного пороха; изучал воздухоплавание, метеорологию. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, много сделал для развития науки об измерениях – метрологии. За свои научные заслуги Менделеев был избран членом более 70 академий и научных обществ разных стран мира. Он – автор учебника «Основы химии». А еще он известен как прекрасный чемоданных дел мастер. Мастерить чемоданы было его увлечением.
Учитель. Ребята, для того, чтобы повторить знания о положении элементов в периодической системе, мы посмотрим мультимедийный ролик, объясняющий такие понятия, как группа, подгруппа, период, порядковый номер, относительная атомная масса.
Просмотр ролика (компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс». Тема 3. «Периодический закон». Урок 20. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева») – 4 мин.
Ученик (рассказывает наизусть стихотворение, отражающее построение химических элементов в периодической системе).
Случилось в Петербурге это,
Профессор университета
Писал учебник для студентов,
Задумался невольно он:Мир состоит из элементов,
В то время знали шестьдесят,
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонку
Все похожие стоят!Кремний встал под углеродом,
Сера схожа с кислородом,
Алюминий встал под бор –
Замечательный подбор!Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.По порядку все стоит –
Вот природы алфавит!
Конкурс «Найди-ка» (5 мин.)
Каждой команде дается название одного химического элемента. Нужно определить его положение в периодической системе. Для этого командам даются заготовки, на которых написаны фразы:
1. Название элемента – … |
2. Номер периода – … |
3. Большой период. |
4. Малый период. |
5. Номер группы – … |
6. Главная подгруппа. |
7. Побочная подгруппа. |
8. Порядковый номер – … |
9. Относительная атомная масса – … |
Командам дается 3 мин. на то, чтобы на заготовках № 1, 2, 5, 8, 9 написать название и необходимые цифры, пользуясь раздаточными периодическими системами. Затем из заготовок № 3, 4, 6, 7 нужно выбрать подходящие для заданного элемента. После этого готовые ответы наклеиваются на лист картона. Пользуясь этим листом, капитаны команд по очереди выходят к таблице Д.И.Менделеева, высвеченной на экране с помощью проектора, и рассказывают о положении данного химического элемента в периодической системе.
Царица Химия выставляет за правильные ответы по 1 баллу.
Царица Химия. Ну что же, теорию вы знаете хорошо, теперь я хочу проверить, научились ли вы решать задачи и проводить химический эксперимент. Но для начала необходимо вспомнить правила техники безопасности. Предлагаю вам одновременно с повторением правил провести физкультминутку.
Физкультминутка на тему
«Правила техники безопасности в кабинете химии» (3
мин.)
Четверо учащихся выходят к доске и рассказывают четверостишия, сопровождая слова определенными движениями. Остальные ученики повторяют эти движения.
1-й ученик (делает наклоны головой вперед и назад).
Правил безопасности много есть, друзья.
Мы расскажем главные –
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить
Только с разрешения,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья.
2-й ученик (совершает движения кистями обеих рук (поочередно) к носу).
К носу совершай рукой
Легкие движенья.
Вот тогда нюхач такой –
Просто загляденье!
3-й ученик (делает круговые движения рук в локтевом суставе).
Чтоб разбавить кислоту,
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту –
Это не годится!
4-й ученик (сжимает и разжимает кисти рук в кулак).
Химик же, наоборот,
Вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает.
1-й ученик (совершает повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).
Навсегда запомните:
Правила важны.
Зная их, вы с химией
Будете дружны!
Практическая часть занятия (17 мин.)
Конкурс «Рассмотри-ка» (2 мин.)
Учитель. Ребята, чтобы успешно справиться с заданием конкурса, перечислите признаки протекания химической реакции.
Учащиеся. Изменение окраски, появление запаха, выделение газа, выпадение осадка, выделение тепла.
Учитель. Задание заключается в том, чтобы определить выданное вещество в пробирке по цвету выпавшего осадка в результате протекания химической реакции.
Задание для 1-й команды. Царица Химия сливает растворы CuSO4 и NаОН. По выпавшему ярко-синему осадку ребята определяют вещество гидроксид меди(II).
Задание для 2-й команды. Царица Химия сливает растворы ВаCl2 и Nа2SО4. По образовавшемуся белому осадку, похожему на молоко, ребята определяют вещество сульфат бария.
Задание для 3-й команды. Царица Химия сливает растворы NaОН и AlCl3. Образуется студенистый осадок, ребята определяют вещество гидроксид алюминия.
За правильно определенное вещество команды получают по 1 баллу.
Учитель. Следующий конкурс называется «Реши-ка» (5 мин.).
Задача (написана на доске).Маша и Оля набрали в лесу ведерко груздей. Бабушка решила посолить грибы и приготовила рассол: в 300 г воды растворила 50 г соли. Найдите массовую долю соли в полученном растворе.
Дано: m(соли) = 50 г, m(воды) = 300 г. |
Найти: (соли). |
Решение
= m(в-ва)/m(р-ра•100 %,
m(р-ра) = m(в-ва) + m(воды),
m(р-ра) = 50 (г) + 300 (г) = 350 г,
(соли) = 50 (г)/350 (г)•100 (%) = 14 %.
Ответ. (соли) = 14 %.
Царица Химия. Команда, которая быстрее справилась с заданием, получает 1 балл.
Учитель. Перед заключительным конкурсом давайте вспомним основные классы неорганических соединений. Поговорим об их значении в жизни человека и правилах безопасности при работе с ними. (Беседа 5 мин.)
Учащиеся. Основные классы неорганических соединений:
• кислоты,
• соли,
• основания,
• оксиды.
Кислоты используются человеком для производства минеральных удобрений, красителей, лекарств, бумаги.
Соли также широко используются. Поваренная соль незаменима для человека. Питьевую соду добавляют в выпечку. Соли используют как удобрения, а также для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Основания необходимы человеку для производства моющих средств, лекарств, пластмасс.
Нужно помнить, при работе с этими веществами необходимо соблюдать осторожность. При попадании на кожу или слизистые оболочки промыть большим количеством воды. Если на кожу попала кислота, ее нейтрализуют раствором питьевой соды.
Царица Химия. Ребята, у меня есть подопечные, которые хорошо различают названные вами вещества, при встрече с ними меняют свою окраску. Как они называются?
Учащиеся. Индикаторы.
Царица Химия (зачитывает сказку об индикаторах под названием «Любовный треугольник»). Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к Лакмусу неравнодушна, раздражала его до посинения.
Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная ее едкий характер, при малейшем к ней прикосновении становился малиновым.
Метиловый оранжевый, видя, как кислота сводит с ума Лакмус, розовел от возмущения. Сам-то он был неравнодушен к Щелочи и желтел при взгляде на нее, как лимон, от ревности!
Учитель. Ребята, названия каких индикаторов использованы в сказке?
Учащиеся. Лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Учитель. Какие вещества можно определить с помощью индикаторов?
Учащиеся. С помощью индикаторов можно отличить прозрачные растворы кислоты, щелочи от воды.
Учитель. Как меняются окраски индикаторов в различных средах?
Учащиеся. Лакмус в растворе кислоты краснеет, в щелочи синеет, в воде не меняет окраску. Фенолфталеин в кислоте и воде не меняет окраску, а в растворе щелочи становится малиновым.
Метилоранж розовый в кислоте, желтый в щелочи, оранжевый в нейтральном растворе.
Конкурс «Поэкспериментируй-ка» (2 мин.)
Ребята проводят лабораторное исследование. Каждой команде выдается на стол набор из трех пробирок с растворами кислоты, щелочи, воды. Учащиеся определяют выданные вещества.
1-я к о м а н д а – с помощью лакмуса,
2-я к о м а н д а – с помощью фенолфталеина,
3-я к о м а н д а – с помощью метилоранжа.
Царица Химия. За правильно проведенный эксперимент команда получает 1 балл.
Подведение итогов (4 мин.)
Подводятся итоги конкурсов, проходит награждение команд-победителей.
Царица Химия. Ребята, вы показали хорошие знания, и мы принимаем вас в ряды Юных химиков (звучит музыка).
Учащиеся (произносят клятву Юного химика).
Будем грызть гранит науки,
Крепко химию любить,
Чтоб Отечеству родному
Славу добрую добыть!
Л и т е р а т у р а
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5–6 классы. М.: Дрофа, 2004; Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. М.: Владос, 2004; Книга для чтения по неорганической химии. В 2-х ч. Сост. В.А.Крицман. М.: Просвещение, 1994; Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии. 8–9 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.