Я ИДУ НА УРОК |
Основания
Технология:
проблемно-диалогическое обучение
Сдвоенный урок
Выписываю газету давно и решилась написать и поучаствовать в конкурсе «Я иду на урок химии». За многие годы работы накоплено большое количество разнообразного материала. В том числе и конспекты уроков, построенных с использованием современных педагогических технологий. Но особенно мне нравится использовать технологии «чтение и письмо для развития критического мышления» и «проблемно-диалогическое обучение».
Цели. Учебная: ввести определение понятия «основание»; рассмотреть типы оснований: по составу, по растворимости; изучить химические свойства и способы получения оснований.
Развивающая: помогать развитию интеллекта и творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: способствовать воспитанию активной личности.
Оборудование и реактивы.
Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: пробирки под номерами (№ 1 – любая кислота, № 2 – любая щелочь), стеклянные палочки, универсальная индикаторная бумага, вода в стакане, спиртовка, держатель, спички, пробирки, фломастеры; реактивы: растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты, свежеполученный гидроксид меди(II), различные индикаторы.
Н а с т о л е у ч и т е л я: колба для сжигания веществ, ложка для сжигания веществ, спиртовка, спички, магниты, карточки с формулами, листы для гипотез; сера, фенолфталеин, гидроксид натрия.
ХОД УРОКА
1-й у р о к п а' р ы
I. Актуализация знаний.
Ф р о н т а л ь н о. Учитель показывает карточки с опорными схемами «оксиды», «кислоты», «соли», предлагает назвать, какие это классы соединений, и дать им определения.
П и с ь м е н н о в т е т р а д я х (один ученик выполняет на скрытой доске). Учитель предлагает дописать только те уравнения реакций, которые возможны:
HCl + Mg —> … ,
Н2SО4 + Ag —> … ,
НNО3 + FeO —> … ,
Н2SО4 + NаОН —> … ,
Na2SО4 + Н2CО3 —> … ,
Nа2СO3 + НCl —> … .
По окончании работы ученики сверяют выполненные задания с решением задания на доске, при этом учитель акцентирует внимание на том, что всегда взаимодействуют вещества, противоположные по своей природе.
II. Введение новых знаний. Постановка проблемной ситуации.
Учитель. Перед вами на столах в двух пробирках под номерами находятся прозрачные жидкости. Нанесите каплю из пробирки № 1 на универсальную индикаторную бумагу и определите, что находится в данной пробирке.
Ученики выполняют работу в па'рах.
Учитель. Так что же содержится в первой пробирке?
Ученики. Какая-то кислота.
Учитель. Как вы это определили?
Ученики. Универсальная индикаторная бумага стала красной.
Учитель. Нанесите каплю из пробирки № 2. Что содержится в этой пробирке?
Ученики. Не знаем.
Учитель. В чем затруднение?
Ученики. Мы не знаем, какие вещества окрашивают универсальную индикаторную бумагу в синий цвет.
Учитель. Так какой возникает вопрос?
Ученики. Какие вещества окрашивают индикатор в синий цвет?
Учитель. Ребята, эти вещества называются основаниями. Итак, что же находится во второй пробирке?
Ученики. Основание.
Учитель. Следовательно, что мы будем сегодня изучать?
Ученики. Основания.
Учитель. Это и есть тема урока.
Учитель пишет тему урока на доске, ученики в тетрадях.
Если на вопрос, что находится в пробирке № 2, кто-то ответил – основание, то строим другой диалог.
Учитель. А остальные смогли определить?
Ученики. Нет.
Учитель. Чем этот опыт не похож на предыдущий?
Ученики. Окраска индикатора стала синей. А мы не знаем, какие вещества изменяют окраску индикаторов таким образом.
Учитель. Так какой возникает вопрос?
Возвращаемся к предыдущему диалогу.
Если на вопрос, что находится в пробирке № 2, все хором ответили – основание, то строим третий диалог.
Учитель. Вы молодцы. А пример-то был новый! Чем этот опыт не похож на предыдущий? Так какой возникает вопрос?
Возвращаемся к первому диалогу.
Учитель. Ребята, давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений?
Учитель вместе с учащимися составляет план и записывает его на левом крыле доски. Учащиеся записывают план в тетради.
П л а н
1. Определение.
2. Классификация оснований.
3. Химические свойства.
4. Способы получения.
III. Поиск решений.
На центральной доске вывешивают карточки с формулами.
Учитель. Из следующего списка выпишите в три колонки: оксиды, кислоты, соли.
СuО, Н2СО3, МgСl2, LiOH, Fe2(SО4)3, Н2SiO3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, Zn(NО3)2, SO2.
Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам.
Учитель передвигает карточки на доске в три колонки.
Учитель. Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?
Ученики. Основания.
Учитель. Запишите их в четвертый столбик.
Учитель передвигает на доске формулы оснований в четвертый столбик.
Учитель. Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?
Ученики. Сложные.
Учитель. Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?
Ученики. Атом металла.
Учитель. Что стоит на втором месте?
Ученики. Группа ОН.
Учитель. Эта группа атомов называется гидроксигруппой. Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул?
УченикИ. Разное количество.
Учитель. А атомов металла?
Ученики. Всегда один.
Учитель. Следовательно, чему равна валентность гидроксигруппы?
Ученики. Единица.
Учитель. Чем будет определяться количество гидроксигрупп?
Ученики. Валентностью металла.
Учитель. Сформулируйте определение оснований.
Ученики. Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксигрупп.
Учащиеся записывают определение в тетради.
Учитель. Начнем составлять опорную схему.
На левом крыле доски, под план, вывешивается табличка на магнит.
Учитель. Давайте дадим названия новым веществам: LiOH – гидроксид лития.
Ученики называют устно: гидроксид железа(II), гидроксид железа(III).
Учитель. Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).
Ученики составляют формулы письменно в тетрадях.
Учитель. Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось?
Ученики выполняют, зачитывают.
Учитель. По какому признаку вы их разделили?
Ученики. По количеству гидроксигрупп.
Учитель. Ребята, а что мы с вами только что сделали?
Ученики. Провели классификацию.
Учитель. Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу.
На левом крыле доски вывешивается табличка.
По составу: |
Учитель. Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент: на столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди(II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?
Ученики (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет.
Учитель. Следовательно, на какие еще группы делятся основания?
Ученики. Растворимые и нерастворимые в воде.
На левом крыле доски вывешивается схема.
Учитель. Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы Iа и IIа групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости.
Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.
Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют.
Таблички с центральной доски снимают.
2-й у р о к п а' р ы
IV. Введение знаний. Постановка новой проблемной ситуации.
Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах по четыре человека. Допишите фломастером уравнения реакций. (Учитель раздает листы.)
Учащиеся работают в группах, пытаются дописать уравнения реакций:
NаОН + Н2SО4 —> … ,
Bа(ОН)2 + CO2 —> … ,
Al(ОН)3 —> … .
По истечении пяти минут учитель собирает листы с гипотезами и вывешивает на центральную часть доски.
Учитель. Ребята, какое было дано задание?
Ученики. Дописать уравнения реакций.
Учитель. Что вас удивило?
Ученики. Задание одно, а выполнили все по-разному.
Учитель. Сколько мнений на один и тот же вопрос? А почему так получилось? Что вы еще не знаете?
Ученики. Химические свойства оснований.
Учитель. Так значит, что мы с вами сейчас изучим?
Ученики. Химические свойства оснований.
Если ошибочные ответы учеников совпали, то учитель вывешивает свой лист с ответами.
Учитель. А почему у вас не получилось? Что вы еще не знаете?
Возвращаемся к предыдущему диалогу.
V. Поиск решений.
Учитель. Ребята, давайте подумаем, с какими веществами, на ваш взгляд, реагируют основания?
Если в классе возникает большая пауза, то учитель дает подсказку: реагируют вещества, противоположные по природе. В ходе появления гипотез учащихся учитель подает реплики: «Так!», «Какие еще будут гипотезы?», «Так, вы согласны с этой гипотезой?»
Ни в коем случае нельзя употреблять реплики одобрения: «Хорошо!», «Молодец!» или неодобрения: «Нет!», «Неправильно!»
Ученики. Изменяют окраску индикатора. Реагируют с кислотными оксидами и кислотами.
В момент появления правильной гипотезы учитель вывешивает на центральную часть доски соответствующую табличку.
Учитель. Остается добавить, что некоторые основания при нагревании разлагаются. Давайте проверим эти гипотезы, а результаты будем заносить в таблицу. Для этого поработаем в па?рах. Каждой паре будет дано задание с подробным планом действий: изучить экспериментально одно химическое свойство оснований и приготовиться выступить по плану:
1) задание;
2) ход выполнения;
3) наблюдения;
4) вывод.
Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими.
После данной инструкции учитель раздает листочки с заданиями для каждой пары. (На центральной части доски учитель готовит таблицу.)
Задание 1. Проведите исследование: как изменяют окраску индикаторов щелочи и нерастворимые основания.
Ход выполнения.
1) Содержимое пробирок из предыдущего опыта (исследование на растворимость) со щелочью и нерастворимым основанием разделите на две части (т.е. немного отделите в чистые пробирки).
2) В одну пробирку со щелочью и в одну пробирку с нерастворимым основанием капните несколько капель фенолфталеина, в оставшиеся две пробирки добавьте лакмус.
3) Проследите, как и где произошло изменение окраски индикатора?
4) Сделайте вывод.
Задание 2. Проведите исследование: реагируют ли щелочи и нерастворимые основания с кислотами.
Ход выполнения.
1) В одну пробирку поместите 1 мл гидроксида натрия и капните каплю фенолфталеина (проследите, как изменилась окраска индикатора), добавьте раствор соляной кислоты (проследите, как изменилась окраска раствора).
2) Во вторую пробирку при помощи шпателя поместите из стаканчика немного гидроксида меди(II) и добавьте к нему раствор соляной кислоты. Проследите за изменениями.
3) Сделайте вывод.
Задание 3. Проведите исследование: разлагаются ли при нагревании щелочи и нерастворимые основания.
Ход выполнения.
1) В одну пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия, закрепите ее в держателе и нагрейте не сильно на спиртовке. (Долго не нагревать!) Не забудьте сначала обогреть всю пробирку! Проследите, есть ли какие-нибудь изменения.
2) В другую пробирку поместите из стаканчика немного гидроксида меди(II), закрепите ее в держателе и нагрейте не сильно на спиртовке. (Долго не нагревать!) Проследите за изменениями.
3) Сделайте вывод.
Ученики работают, готовятся к выступлению, наблюдают за демонстрационным экспериментом (проводит учитель) – опытом по изучению взаимодействия щелочей с кислотными оксидами. Например, взаимодействие сернистого газа с гидроксидом натрия в присутствии фенолфталеина.
Учитель заполняет таблицу на доске после выступления всех групп. В ходе выступления учащиеся определяют типы приведенных химических реакций и классы соединений образующихся веществ.
VI. Введение знаний. Постановка новой проблемной ситуации и поиск решений.
Учитель. Перейдем к последнему пункту плана. Вспомните химические свойства воды и допишите уравнения реакций:
Na + Н2О —> … ,
Na2O + Н2О —> … ,
Cu + Н2О —> … ,
CuO + Н2О —> … .
Один ученик выполняет у доски, остальные в тетради. На правой части доски учитель записывает: способы получения оснований.
Учитель. Почему первые две реакции возможны, а остальные – нет?
Ученики. Потому что натрий – активный металл, а медь – нет.
Учитель. Что образовалось в результате первых двух реакций?
Ученики. Щелочь.
Учитель. Так какими способами можно получать щелочи?
Ученики. Взаимодействием активных металлов и их оксидов с водой.
Учитель на правой части доски записывает опорные схемы.
Получение щелочей.
1) Взаимодействие активных металлов с водой:
2) взаимодействие их оксидов с водой:
Учитель. Определите типы этих реакций.
Ученики. Замещения, соединения.
Учитель. А нерастворимые в воде основания можно получить подобным образом?
Ученики. Нет.
Учитель. А почему?
Ученики. Их образуют неактивные металлы, которые с водой не взаимодействуют.
Учитель. Так, если для получения нерастворимых оснований нельзя воспользоваться реакциями замещения, соединения и, тем более, разложения, то каким типом реакций нужно воспользоваться?
Ученики. Обмена.
Учитель. Итак, в результате реакции обмена мы должны получить нерастворимое основание, что же для этого следует взять? Какие классы веществ должны вступить во взаимодействие? Какие есть у вас гипотезы?
На правой доске учитель продолжает записи.
Ученики. Соль. Вода. Щелочь.
Учитель. Как можно проверить ваши гипотезы?
Ученики. Экспериментально.
Учитель. Проведите эксперимент. В одну пробирку к сульфату меди добавьте воду, а в другую – сначала воду, затем гидроксид натрия.
Ученики проводят эксперимент.
Учитель. Где наблюдаете выпадение осадка?
Ученики. В той пробирке, куда добавили щелочь.
Учитель. Итак, для получения нерастворимых оснований используют реакцию обмена между соответствующей солью и щелочью.
На правой доске учитель дописывает схему реакции.
Учитель. Ребята, посмотрите, среди реагентов в последней схеме присутствует основание, следовательно, с одной стороны эту реакцию можно рассматривать как способ получения нерастворимых оснований, а с другой стороны – как химическое свойство щелочей. Поэтому эту схему и свойство допишем в таблицу химических свойств.
Ученики дописывают таблицу вместе с учителем.
Учитель. Итак, какую тему мы сегодня изучили на уроке? Весь ли намеченный план выполнили? Что мы узнали об основаниях?
Учитель и ученики проговаривают всю опорную схему.
Учитель. Домашнее задание: подготовиться к «Пресс-конференции». Подготовить вопросы по теме, выучить теорию.
Л и т е р а т у р а
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2002; Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1997.