Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2009
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Новые подходы к организации и проведению элективных курсов

В течение длительного времени элективные курсы имели единственную функцию – компенсировать во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Но современных учеников уже не устраивает роль пассивных слушателей, им необходимы такие формы занятий, где они могут проявить свою активность, деятельный характер мышления, стремление к самостоятельности. Это лишь одна из причин, требующая нового подхода к организации элективных курсов, функции которых в настоящее время существенно изменяются и дополняются новым содержанием и новыми формами проведения. Есть и другие причины, выявляющиеся при более глубоком анализе существующих проблем в вариативном образовании. Проблемные болевые точки возникают за счет противоречий между декларируемыми принципами вариативного обучения и реальным их воплощением в жизнь. Рассмотрим главные из них.

Первое противоречие связано с реализацией принципа свободы выбора. При существующей системе организации элективных курсов (постоянный состав, большая продолжительность курса, обязательность посещения, отсутствие необходимой мобильности) у старшеклассника нет возможности оперативно поменять элективный курс, если он сделал ошибочный выбор. Такие жесткие рамки слабо способствуют развитию творчества, раскрытию индивидуальности, созданию атмосферы успешности, комфорта на занятиях элективного курса. Очевидно, что решение этой проблемы связано с повышением мобильности курсов за счет их краткосрочности. Элективный курс должен состоять из завершенных по смыслу и содержанию блоков-модулей, непродолжительных, подвижных и взаимозаменяемых. При такой системе ученик может поменять в течение года несколько элективных курсов и найти тот, который в большей степени будет удовлетворять его индивидуальным запросам. Таким образом, модульный подход позволяет действительно осуществить свободный выбор элективного курса.

Второе противоречие связано с принципом деятельности.

Почему занятия элективного курса часто являются продолжением урока, хотя их цели и содержание предполагают иные, более активные, деятельностные формы проведения занятий?

Во-первых, срабатывает консерватизм учителя, привыкшего работать в стандартных условиях, стереотипно. Проведение элективных курсов требует высокой педагогической компетентности, свежего взгляда на формы и методы обучения. Учитель же не всегда методически правильно поддерживает возникший у детей интерес к содержанию элективного курса, и занятие, имеющее свою специфику, нередко превращается в привычный урок.

Во-вторых, в основе организации элективных курсов – все та же классно-урочная система, поэтому часто занятие является просто продолжением урока, загружено теоретическими знаниями и лишено практического содержания.

Как сделать так, чтобы ученику было полезно, интересно, комфортно и радостно на занятиях элективного курса? Только проектная деятельность может разрешить возникшие противоречия. Почему именно проект? Работа над проектом дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, возможность отстаивать свое мнение.

Информация, полученная в процессе осуществления проекта, не только расширяет и углубляет знания, но и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного решения проблемы. Старшие ученики, имея свободный режим посещения, смогут готовиться к проекту индивидуально и вполне самостоятельно. При этом качественно меняется роль учителя, он выступает в роли консультанта и помощника. Акцент обучения делается не на содержании учения как самоцели, а на процессе применения имеющихся знаний. В данном случае учитель перестает быть только носителем информации, а, что более актуально, дает ученику педагогический инструментарий для «добывания знаний».

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в проектных группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе.

Таким образом, анализ «болевых точек» помогает найти свежее решение обозначенных проблем и противоречий вариативного образования – совмещение двух технологий: модульной и проектной. Эти технологии не новы, но они существуют изолированно. Поэтому инновационный подход к организации и проведению элективных курсов заложен в новом сочетании трех компонентов: модуль – проект – элективный курс.

Главная идея заключается в том, что программа элективного курса разбивается на модули, изучение которых реализуется через проектную деятельность учащихся. Сформировав содержательные модули курса (их может быть не больше четырех), определяем технологию подачи материала внутри каждого модуля. Учитывая, что деятельность педагога и учащихся внутри модуля осуществляется через проектную работу, необходимо структурировать его с учетом поэтапной реализации проекта (модуль деятельности, или технологический модуль). В совокупности формируется модульная программа, состоящая из содержательного и технологического модулей, логическим завершением которой будет создание и защита учебных проектов.

Таким образом, модульная программа – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Т.Г.СОСНОВСКАЯ,
учитель химии гимназии № 1
(г. Нерюнгри, Республика Саха
(Якутия))