Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2009
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Элементы инновационных технологий на уроках
и во внеклассной деятельности

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача учителя состоит в изменении условий обучения таким образом, чтобы большинство школьников учились на основе усиливающихся познавательных интересов, и лишь по отношению к меньшей части из них, и то как исключение, требовались бы меры побуждения.

Повышение качества образования напрямую зависит от того, какие педагогические технологии в своей работе использует учитель. Технологии личностно ориентированного обучения, на мой взгляд, в полной мере соответствуют современным требованиям. Профессиональная позиция учителя состоит в том, чтобы уважительно относиться к любому осмысленному высказыванию ученика по обсуждаемой теме. Нужно продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала уже имеется в субъективном опыте учащихся. При этом обсуждать версии детей необходимо в равноправном диалоге. Выделять и поддерживать те из них, которые соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываться по обсуждаемой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты.

При проведении урока необходимо учитывать не только личностные особенности, но и особенности межгруппового взаимодействия, предвосхищать возможные изменения в организации коллективной работы класса, корректировать их по ходу урока.

К личностно ориентированным технологиям относят технологии разноуровневого обучения, модульного обучения, коллективного взаимообучения (например, коллективные способы обучения), интегральные технологии (например, проектное обучение), новые информационные технологии.

В своей практике я широко использую технологию разноуровневого обучения. Авторы этой технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. В связи с этим были изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. В результате выделены следующие категории обучаемых:

• малоспособные (5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

• талантливые (5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

• учащиеся, составляющие большинство (90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

Совершенствование образования в традиционной школе понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. В 1950–1960 гг. в учебном плане было 14 учебных дисциплин, сейчас их более 20. Усложняются программы. Ученики сориентированы на максимальный уровень усвоения содержания предметов без учета их индивидуальности. Но ведь еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

В качестве основных принципов педагогической технологии разноуровневого обучения были выбраны следующие:

• всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятие не своим делом;

• взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это «лучше» нужно искать;

• неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Образовательная интегральная технология сочетает личностно деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Примером интегральных технологий является проектное обучение. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть независимыми при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

В средней школе № 26 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамска, где я работаю, проводятся «Дни науки», в ходе которых учащиеся выступают со своими научными проектами по предметам естественно-научного цикла. Межпредметные проекты выступают в школе в роли интегрирующих факторов, преодолевающих традиционную раздробленность и фрагментарность нашего образования. С помощью этой технологии реализуется проблемный метод обучения.

Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно ориентированной педагогики, т.к. при работе над проектом каждый ученик может найти направление, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетенций, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных знаний. Совершенно очевидно, что при таком методе обучения целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний.

Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения.

Учебная литература нового поколения на электронных носителях не так давно начала поступать в школы города. Выпущен замечательный диск «Химия. Виртуальная лаборатория». Он имеет ряд интересных особенностей, которые в целом направлены на повышение мотивации детей при обучении химии. В него включены 150 химических опытов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного химического образования. «Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из предоставленного набора атомов химических элементов, что дает возможность глубже понять пространственное строение молекул и прогнозировать свойства веществ. Предлагаются многовариативные тесты, типовые задачи, коллекции.

Диск может быть использован как на уроках, так и во внеурочной работе по химии. В условиях виртуальной лаборатории можно провести практические работы, которые нельзя осуществить по тем или иным причинам (например, использование реактивов 1-й и 2-й групп опасности) в реальной школьной лаборатории. Все это повышает интерес у учащихся к предмету и, как следствие, приводит к улучшению качества знаний.

Мир вступил в новую фазу развития, перейдя от индустриального общества к постиндустриальному информационному, в котором технологии обучения не только личностно ориентированы, но и основаны на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «BaonShop.ru». Если Вы решили приобрести качественную и надежную горнолыжную одежду, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «BaonShop.ru». Перейдя по ссылке: «женская горнолыжная одежда», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать женскую горнолыжную одежду по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www. BaonShop.ru.

С.В.ЛАРИНА,
учитель химии
средней школы № 26
(г. Нижнекамск, Республика Татарстан)