Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Химическое кафе

Проект внеклассного мероприятия • 10 класс

Данное мероприятие можно проводить в рамках недели химии в 10-х классах. Его продолжительность – 2 урока. Оно вызывает большой интерес у ребят и запоминается на долгое время.

Цель. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.

Подготовка к мероприятию.

1) В кабинете повесить юмористические «химические» плакаты, на дверь – вывеску «Химическое кафе».

2) Парты составить попарно, накрыть скатертями, создать вид кафе.

3) Предупредить детей, чтобы принесли сладости к столу.

4) Подготовить входные билеты – карточки с высказываниями или стихами о химии (см. приложение);

5) Подобрать фонограмму музыки к песням «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и «Что такое осень?».

6) Оформить карточки для танцев «химических формул».

7) Организовать работу отдельных учащихся по подготовке:

• сценки об открытии Д.И.Менделеевым периодической системы;

• частушек о химии;

• доклада об истории чаепития;

• химических опытов, которые будут демонстрироваться на мероприятии;

• химического фокуса у периодической системы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Ребята, вы видите, что у нас стоят столики, как в настоящем кафе, но чтобы попасть в него, необходимо иметь билет. Все в ваших руках – вы его получите, если правильно ответите на вопросы.

1. В какой капусте много йода?

(В морской.)

2. Какой драгоценный минерал по шкале твердости имеет самое большое значение?

(Алмаз.)

3. От соединения какого металла зависит красный цвет крови?

(Fe3+.)

4. Какие металлы загораются в холодной воде?

(Натрий, калий.)

5. Какие химические соединения мы постоянно употребляем в пищу?

(Сахар, соль, вода, белки, жиры, углеводы.)

6. Вещества, сходные по строению, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2.

(Гомологи.)

7. Предельные углеводороды, содержащие только одинарные связи в прямой или разветвленной цепи.

(Алканы.)

8. Название радикала СН3.

(Метил.)

9. Вещества, ускоряющие химическую реакцию, но не участвующие в ней.

(Катализаторы.)

10. Газ, поддерживающий горение.

(Кислород.)

11. Наука, изучающая вещества и их превращения.

(Химия.)

12. Вещество, которое в Бразилии называют «слезы дерева».

(Каучук.)

13. Другое название ароматических углеводородов.

(Арены.)

14. Год открытия периодического закона Д.И.Менделеевым.

(1869 г.)

15. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

(Оксиды.)

16. Ученый, разработавший основные положения теории строения органических веществ.

(А.М.Бутлеров.)

17. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

(Коррозия.)

18. Металл, жидкий при обычных условиях.

(Ртуть.)

19. Мельчайшая химически неделимая частица.

(Атом.)

20. Оксид водорода.

(Вода.)

21. Песок, с которым пьют чай.

(Сахарный.)

22. Металл, вызывающий «лихорадку».

(Золото.)

23. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

(Из алюминия.)

24. Формула поваренной соли.

(NaCl.)

25. Предельный углеводород, в молекуле которого пять атомов углерода.

(Пентан.)

26. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство?

(Соляная кислота.)

27. Газ, образующий защитную оболочку Земли.

(Озон.)

28. Газ, который выделяется при взаимодействии уксусной кислоты с содой?

(Углекислый.)

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА ОНЛАЙН". Онлайн тесты 2016 - ОГЭ по биологии, химии, алгебре, физике, информатике, истории, географии и другим школьным предметам. Статьи, онлайн уроки, видео-лекции, тренировочные работы. Узнать подробную информацию и пройти тест Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gia-online.ru.

29. Растворимые в воде основания.

(Щелочи.)

30. Какие вредные вещества накапливаются в овощах при неправильном использовании удобрений?

(Нитраты.)

Учащиеся, ответившие правильно, получают входной билет и проходят в кабинет.

Учитель. Итак, вы получили входные билеты в кафе, занимайте свои места.

Замечательные гости, отличный кабинет, феерическое настроение – в общем, все готово для того, чтобы провести это время в «химическом» кафе за чашечкой чая. А пока вы пьете чай, вашему вниманию предлагается информация об истории чаепития.

Ученик. Откуда и как появился чай – известно из легенды. Знаменитый буддийский монах Бодхитхарма как-то уснул нечаянно во время молитвы. Проснувшись, он в гневе отрезал себе веки, чтобы глаза никогда больше не закрывались. Из выброшенных ресниц выросли чайные деревья. И с тех пор, чтобы не уснуть, не требуются такие суровые меры – достаточно попить чаю.

История с ресницами, надо полагать, произошла на границе Китая с Бирмой. Именно там, в горах провинции Юнь Нань, растут самые древние дикие чайные деревья высотой около 15 м.

В середине IV в. чай уже начали культивировать. Правда, сначала его считали не основой для напитка, а скорее овощем. И только в VI в. китайская аристократия признала чай напитком, а спустя 400 лет чай стал уже национальным напитком.

Для заваривания чая нужна хорошая вода. Так, на улицах Пекина раньше продавали для чая ключевую воду, привезенную с гор. Но самой лучшей считалась «персиковая» или «сливовая» вода из снега, выпавшего весной на только что распустившиеся цветы персика или сливы. В наше время лучшей считается вода горных рек или вода проточных ледниковых озер, а лучшим чаем считается тот, который практически не оставляет на чашке коричневых следов после заваривания. Это характерное свойство сильно вяжущих чаев, а они, как правило, имеют достойный вкус и аромат.

Учитель. Выпивая стакан чая, мы поглощаем огромное количество молекул воды. А сколько именно молекул попадает внутрь, рассчитает у доски один из учеников. (Называет имя ученика, который это сделает.)

Ученик. Количество молекул воды вычислим по формуле:

N = NA,

где N – число молекул,  – количество вещества, NA – число Авогадро (61023 моль–1).

Количество вещества в стакане воды:

где m – масса воды, М – молярная масса воды.

Зная, что объем стакана равен 250 мл, а плотность воды 1 г/см3, вычислим массу воды в стакане:

m = 250•1 = 250 г.

Тогда

= 250/18 = 13,88 моль,

N = 13,88•6•1023 = 83,33•1023 молекул.

Ответ. 83,33•1023 молекул.

Учитель. Кто с доброй шуткой входит в дом?

Кто с детства с химией знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет?
И их повсюду узнают,
Скажите, как же их зовут?

Учитель представляет ребят, которые будут демонстрировать сценку об истории открытия Д.И.Менделеевым периодической системы.

Учитель.

Если ищешь новый яд и рецепт взрывчатки,
Нужно надевать халат и еще перчатки.
Чтоб не стало никогда на душе нам пусто,
Будем магии всегда постигать искусство.

Две пары учеников демонстрируют опыты.

1-я  п а р а  у ч е н и к о в.

1-й ученик. Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад, в то время, когда алхимия особенно процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, потомка великого Альберта Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово доктору алхимии.

Алхимик. Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей?

2-й ученик. Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик. О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.

1-й ученик. Так мы вам и поверили!

Алхимик. Вы осмеливаетесь не верить мне – доктору алхимии, которого знает весь мир? Дайте мне стакан воды и смотрите.

(Помешивает в стакане палочкой, вода становится малиновой, похожей на вино. В стакане – щелочь, палочка смочена фенолфталеином.)

2-й ученик. Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик. Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.

(Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида бария. Смесь мутнеет, выпадает белый осадок карбоната бария:

Na2CO3 + BaCl2 = BaCO3 + 2NaCl.)

Вот этот напиток лучше, чем вино. Молоко – очень полезный продукт для здоровья.

А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой.

(Добавляет в реакционную смесь соляную кислоту. Раствор становится прозрачным, выделяются пузырьки газа:

BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O.)

Вот видишь, получили воду, да еще газированную.

1-й ученик. Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимии, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик.

Что ж, нет ничего проще.
В чудесах химических я уже остер,
Без огня и спичек разведу костер.

(Подносит к фитилю спиртовки палочку, которая смочена в смеси перманганата калия и серной кислоты. Спиртовка зажигается.)

2-й ученик. Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас интересует, можете ли вы получить дым без огня?

Химический опыт «Дым без огня»
Химический опыт «Дым без огня»

Алхимик.

Да, это диво, так уж диво!
Чудо сделаю красиво:
Чтобы получить «дымок»,
мне не нужен огонек!

Опыт. В одном цилиндре капли концентрированной соляной кислоты, в другом – раствор аммиака. Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и поставить на цилиндр с аммиаком, то появится белый дым.

1-й ученик. Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

2-я  п а р а  у ч е н и к о в.

1-й ученик.

Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.

Приглашает одного ученика для проведения опыта «Исцеление раны».

2-й ученик.

Оперируем без боли,
Правда, будет много крови.

1-й ученик.

При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.

2-й ученик. Один момент!

1-й ученик.

Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!

2-й ученик.

Посмотрите, прямо струйкой
«Кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
от разреза ни следа!

Опыт. Сначала ученику протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа, по цвету напоминающим раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляется «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.

Химический опыт «Исцеление раны»
Химический опыт «Исцеление раны»

1-й ученик.

Вот приехали в столицу.
«Что, достал ли ты жар-птицу?» –
Царь Ивану говорит.

2-й ученик.

Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ах ты, батюшки, пожар!» …
Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар!

1-й ученик.

Сказку вспомнили слегка
Про конька, про горбунка.
Пришло время подивиться,
Как горит перо жар-птицы.

Опыт. Горение в спирте солей натрия, стронция, калия, бария. Фитиль, смоченный раствором поваренной соли, горит желтым пламенем, раствором азотнокислого стронция или лития – красным, раствором хлористого калия – фиолетовым, раствором азотнокислого бария или борной кислоты – зеленым.

2-й ученик.

А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.

Демонстрирует опыт «Извержение вулкана».

В фарфоровую чашу горкой помещает дихромат аммония, добавляет кусочки бенгальского огня. В центр капает спирт и поджигает. Происходит «извержение» вулкана.

Учитель.

Химический опыт, химический взгляд
Должен присутствовать в каждом из нас.
Сейчас мы узнаем, насколько они
Химию знают и любят расти.
Наши поэты общим трудом
Споют горсть частушек,
Порадуют дом.

(Учитель представляет учащихся, которые будут петь частушки о химии.)

«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых».

Задание. Если вы правильно назовете химические элементы, знаки которых записаны на доске, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Расшифруйте, какая это фраза?

«Au Ni N Na I Eu – S I Li Ar».

(«Знание – сила».)

Далее учитель предлагает всем вместе исполнить песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (текст песни находится у ребят на столиках).

На снегопад похожи,
Летят, как хлопья, годы –
Наперекор Ньютону
Не вниз летят, а ввысь.
Заворожила школа
Предчувствием свободы…

П р и п е в.

Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!

Нас иногда сгибало
Под непосильным грузом,
Но нас не запрягали,
А сами мы впряглись.
И как-то незаметно
Обуза стала музой…

П р и п е в.

Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!

Порой идем из школы,
Как после трудной смены,
Пока ученики мы,
Что сетовать на жизнь!
Кого из нас пугали
Открытые уроки?

П р и п е в.

Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!

Учитель.

Весь мир у нас в руках
В таблице элементов.
Поддерживайте нас,
Мы ждем аплодисментов!

Учитель представляет двух учащихся, которые будут демонстрировать фокусы у периодической системы.

Фокус «Сеанс передачи мысли на расстоянии». Ведущий завязывает глаза платком своему помощнику и поворачивает его спиной к периодической системе Д.И.Менделеева. Затем ведущий вызывает одного из зрителей и просит молча указать любой химический элемент так, чтобы его видели все зрители и сам ведущий. После этого ведущий призывает помощника сконцентрировать все свои мысли на приеме «телепатического сигнала», затем помощнику развязывают глаза, и он безошибочно называет загаданный зрителем элемент.

Секрет фокуса связан с запоминанием десяти слов, каждому из которых соответствуют цифры от 0 до 9:

0 (ноль) – назови;

1 (один) – отгадай;

2 (два) – догадайся;

3 (три) – так;

4 (четыре) – что это;

5 (пять) – подумай;

6 (шесть) – шевели мозгами;

7 (семь) – скажи;

8 (восемь) – внимание;

9 (девять) – думай.

Повторение одной и той же цифры обозначается частицей «ну».

Фразой, составленной из этих слов, ведущий подсказывает своему напарнику порядковый номер загаданного элемента. Например, он говорит: «Так, скажи, какой элемент загадал зритель?» Получена цифра 37. Это – рубидий.

Учитель.

Если взяться нам упорно
И учить все очень долго,
Тогда химию родную
Будем знать мы наизусть.

Если «атом из молекул»,
Вы нам скажете сегодня,
Мы ответим вам: «Ну что вы?
Все как раз наоборот!»

Химический фокус «Сеанс передачи мысли на расстоянии»
Химический фокус
«Сеанс передачи мысли на расстоянии»

Конкурс «Перевертыши». Ведущий читает текст «перевертыша», нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения, содержащие названия металлов.

1. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

2. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото.)

3. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

5. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том.
)

Учитель. Посмотрите, как опустела школа: в коридоре никого, в кабинетах никого, даже у директора никого нет! Где же все? Не волнуйтесь, просто все пришли посмотреть танцы «химических формул» в наше кафе!

Танцы будут исполнять пары, образующиеся необычным способом. Я раздам вам несколько карточек с символами химических элементов или групп атомов. Пара танцующих образуется тогда, когда правильно соединяются элементы или группы атомов друг с другом, т.е. образуется химическое соединение.

Для танца приглашаются 5 девочек и 5 мальчиков, включается соответствующая музыка. Например, первый ученик имеет карточку с символом Н2, а второй – О, вместе они образуют пару Н2О; H2 и SO4 – H2SO4; H3 и PO4 – H3PO4; Na и OH – NaOH; K и NO3 – KNO3.

Танцы «химических формул»
Танцы «химических формул»

Учитель.

Последний номер наш сейчас –
Представит песню 10 класс!

Звучит финальная песня (мотив песни группы ДДТ «Что такое осень?»).

Что такое химия, приятель?
Формулы, химические знаки,
К ним – эксперимент, зачет,
Контрольные в придачу.
Мы который год над нею плачем.

П р и п е в.

С нею в космос плывут корабли,
С ней живем и рождаемся мы.
Природу с ней защитить мы должны,
С химией будем дружны.

Что такое химия, приятель?
Это элементов строгих здание.
Это Ломоносов, Менделеев, и, конечно,
Для тебя средь них осталось место.

П р и п е в.

Из веществ состоим с тобой мы,
Это – сущность нашей Земли,
Это – воздух, пища, вода.
Химия с нами всегда.

Химия – прекрасная наука.
Учит нас творить она и мыслить,
Учит уважать людей науки и труда,
Учит сыном быть своей Отчизны.

П р и п е в.

С нею в космос плывут корабли,
С ней живем и рождаемся мы.
Природу с ней защитить мы должны,
С химией будем дружны.

Если осталось время, можно предложить каждому столику задание.

Изобразите пантомимой протекание химической реакции:

• реакции соединения;

• реакции разложения;

• реакции с участием катализатора;

• эндотермической реакции;

• экзотермической реакции;

• реакции с выпадением осадка.

Учитель. Всем спасибо, до новых встреч!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Высказывания и стихи с химическим содержанием
(для оформления входных билетов в кафе)

Как медь в горниле небо рдится!

М.В.Ломоносов

Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.

Ю.Кузнецов

Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом.

А.С.Пушкин

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть…

А.Ахматова

И железная лопата в каменную грудь,
Добывая медь и злато, врежет страшный путь.

М.Ю.Лермонтов

Вставало море на дыбы,
Испуская, к ужасу народа,
Огненные серные столбы.

Ю.Кузнецов

Кулак бы из свинца…
Я помню время золотое…

Ф.И.Тютчев

Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах…

С.Щипачев

И нитрат свинца, и нитроглицерин,
И бравый, с выправкою взрыва,
тринитротолуол…

С.Кирсанов

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых…

С.Щипачев

Видишь мрамор? Это просто кальций.
Химия. Породистый кристалл.

И.Сельвинский

Души не взорвать, как селитрой залежь,
Не вырыть, как заступом клад…

Н.Гумилев

Струится дорожкой в сучках и улитках
Мерцающий, жаркий кварц…

Б.Пастернак

… Наб и Пенкроф срезали весь жир с туши дюгоня и сложили его в большие глиняные корчаги. Из этого жира нужно было выделить одну из составных его частей – глицерин…

Ж.Верн

… Он наливал купоросное масло в сосуд…

Д.Васильев

Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция…

Л.Буссенар

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово…

А.Ахматова

… Огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я.

А.Конан Дойл

В озон превращается воздух…

Л.Лавренев

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...

М.В.Ломоносов

… Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…

А.Н.Рыбаков

У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет.
Чтоб жил народ и лучше, и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.
… Гораздо больше пользы, чем чистое железо, могла бы принести сталь…

Ж.Верн

Мы химию повсюду наблюдаем:
Желтеют листья, или дождь идет,
Плоды ли на деревьях созревают,
Или трава зеленая растет.

 

Л и т е р а т у р а

Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Элективный курс. Волгоград: Учитель, 2006; Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2001; Ненашева И.Г. Химический дивертисмент. Химия (ИД «Первое сентября»), 2006, № 10; Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980; Рогожников С.И. Фокусы на химических вечерах. Химия в школе, 1998, № 5.

Е.П. ЗАРУБИН,
учитель химии
тальменской средней школы № 1
(Тальменский р-н, Алтайский край)