Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Посвящение в химики

Тематическое внеклассное мероприятие

Цель. Формирование и развитие у учащихся познавательного интереса к химии, расширение кругозора школьников, активизация их мыслительной деятельности.

Предлагаемая разработка может быть использована в конце года для учащихся 8–9-х классов с обязательным приглашением семиклассников. За две недели до вечера необходимо провести отборочный тур участников игры, раздать домашние задания.

Подготовительный этап игры. Создаются команды из учащихся 8-х и 9-х классов. Состав команды 4 человека, один из которых капитан. Каждая команда подбирает себе название, девиз, эмблему и готовит в качестве домашнего задания рекламу отходов пищевой промышленности и сюрприз противникам в «черном ящике».

Выбирается жюри, куда входят учитель химии, учащиеся старших классов, хорошо знающие химию, родители и т.д. Ведущим может быть учитель химии или старшеклассник.

Методика проведения игры. Игра проводится в форме КВН, с показом занимательных опытов и музыкальным сопровождением.

Оформление. Портреты ученых-химиков, знаки химических элементов, костюмы участников команд, музыкальное сопровождение, набор реактивов для опытов.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня вы присутствуете на вечере, посвященном одной из самых интересных наук – химии!

Эта наука зародилась в Египте и долгое время считалась «божественной», находилась целиком в руках жрецов. В те давние времена усилия химиков были направлены лишь на то, чтобы получить «философский камень» – вещество, превращающее все в золото. Но как мы понимаем, такого камня в природе не существует и получить его нельзя. Однако труды алхимиков не пропали даром, именно алхимия явилась прообразом науки о веществах и их превращениях.

1-й чтец. Химия – нет на свете
Прекрасней науки.
С нею готов я терпеть
Даже муки.
Может разрушить,
А может построить – химия.

2-й чтец. Химия – везде и повсюду.
Тебя мы находим в одежде, в каше,
А также в природе.
Химия – слово волшебное,
Петь даже хочется что-то душевное.
Гипохлориты, вода и оксиды – химия.
Жизнь без тебя,
Что костер без огня.

Ведущий. Сегодня, ребята, я предлагаю вам принять участие в химическом КВН. Вас ждут интересные факты из жизни науки, смешные ситуации и, конечно же, удивительные и волшебные превращения. Семиклассников мы приглашаем выступить в роли зрителей и болельщиков, а в заключении вечера я посвящу вас в «юные химики». Вы произнесете слова клятвы, и с этого момента будете иметь полное право изучать химию.

I конкурс. Приветствие

На сцену приглашаются команды для приветствия и представления.

Ведущий. Команды представлены, и жюри оценит ваши знания, юмор и артистизм. Пока ведется подсчет, я предлагаю вам демонстрацию успехов военной химии.

Это вещество может успешно использоваться на полях сражений в качестве дымовых завес. Учащиеся также могут использовать это изобретение на уроке, в целях маскировки от учителя.

Опыт «Дым без огня». Заранее ополоснуть колбу концентрированной соляной кислотой и на глазах у зрителей капнуть в нее раствор аммиака.

II конкурс. Разминка

Жюри оценивает правильность и количество ответов.

Ведущий. Я раздал командам периодические системы в качестве подсказок, а загадки мои будут связаны с химическими элементами. В конкурсе могут участвовать и зрители, принося своей команде дополнительные очки.

Загадки.

Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи,
Да и в простом карандаше
Его встречаем даже.
(Углерод.)

Гость из космоса пришел,
В воде приют себе нашел.
(Водород.)

Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе,
Но соль находит примененье
Как удобренье для растений.
(Калий.)

Он «безжизненным» зовется,
Но жизнь без него не создается.
(Азот.)

Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит,
Металл тот и белый, и яркий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний.)

Белым воздуха боится,
Покраснел, чтоб сохраниться.
(Фосфор.)

В технике сплавов нашел примененье
Как стойкий и легкий металл,
И в самолетостроении важное место занял.
(Алюминий.)

Хоть многие вещества превращает в яд,
В химии достойна всяких наград.
Встретишь подружку эту везде,
И в спичках, и в кислоте.
(Сера.)

Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций.)

Ему не страшно окисленье,
Ценностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворяться
В «царской водке» целиком.
(Золото.)

По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром.)

Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу продемонстрировать вам еще одно достижение науки – чудо-ткань. Суперновейшая ткань не тонет в воде, не горит в огне, выдерживает нагрузки современных дискотек и будет очень популярна у модниц в этом сезоне.

Опыт «Несгораемый платок». Носовой платок намочить в воде, а затем в ацетоне. На глазах у зрителей поджечь. Пары' ацетона быстро сгорают, не повредив ткань платка.

III конкурс. Вторсырье

Конкурс посвящен отходам пищевой отрасли промышленности. За 2 мин. участникам команд нужно придумать и продемонстрировать полезность следующих предметов: упаковка от яйца «Киндер-сюрприз», алюминиевая банка из-под кофе, пластиковая бутылка из-под лимонада и т.д.

Ведущий. Пока команды готовятся, я предлагаю вам отдохнуть. Музыкальная пауза!

IV конкурс. Ах, реклама!

(Конкурс домашнего задания)

Командам предлагается прорекламировать предметы, произведенные химической отраслью промышленности, и доказать их пользу и необходимость. Например, придумать рекламу полиэтиленовым пакетам, поваренной соли, извести и т.д. Жюри оценивает оригинальность рекламы, артистизм участников, знания в области химии.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю зрителям совершить экскурсию в горы, не вставая со своих мест. Ребята! Видели ли вы извержение вулкана? Я принес вулкан в наш зал, и мы насладимся интереснейшим зрелищем и ничуть при этом не пострадаем.

Опыт «Вулкан». На асбестовую сетку насыпается дихромат аммония, катализатором выступает концентрированная серная кислота. Реакция идет при нагревании.

V конкурс. Капитаны

Приглашаются капитаны команд. За одну минуту необходимо составить как можно больше слов из слова «ПЕРИОДИЧНОСТЬ». Побеждает тот, кто произнесет слово последним.

Ведущий. Ребята! Вы прекрасно знаете, что вода тушит огонь, а может ли вода зажечь огонь? Оказывается, вода в кабинете химии не только тушит, но и разжигает огонь.

Опыт «Огонь от воды». Алюминиевая пыль смешивается с кристаллическим йодом. Катализатором является вода, которую капают на реактивы перед зрителями. Реакция начинается быстро, и на глазах у зрителей поднимаются клубы фиолетового дыма – происходит возгонка йода.

В н и м а н и е! Для проведения опыта необходим вытяжной шкаф.

VI конкурс. Черный ящик

Участники конкурса выносят черные ящики со спрятанными в них веществами, произведенными химической отраслью промышленности, и в рассказе намекают на то, что спрятано. Задача противоположных команд – угадать, что там лежит.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса и всей игры, вновь музыкальная пауза.

После подведения итогов и награждения команд происходит церемония посвящения семиклассников в юные химики.

Ведущий. Дорогие семиклассники! На следующий год вы приступите к изучению химии. Сейчас вместе со мной вы произнесете слова клятвы и получите удостоверения юных химиков. Для торжественности момента я зажгу факелы, но не спичками, а волшебными палочками.

Опыт «Огонь без спичек». В фарфоровой чашке стеклянной палочкой перемешивают сухой перманганат калия и серную кислоту. Палочкой, смоченной в этой смеси, дотрагиваются до фитиля спиртовок, из-за мгновенного окисления и выделения кислорода фитили загораются.

Ведущий. Теперь, когда все готово к произнесению клятвы, я прошу семиклассников встать и произносить за мной слово «клянемся».

Вступив в ряды юных химиков, торжественно клянемся –
Менделеева таблицу знать, металл от газов отличать.
Клянемся!
Не пить ни водку, ни вино, употреблять лишь Н2О.
Клянемся!
Уметь металлы окислять, реакции все знать на пять.
Клянемся!
Без химии теперь ни дня не обходиться никогда.
Клянемся!
На свете сколько будем жить, и столько с химией дружить.
Клянемся!
Теперь без химии вперед никто из нас уж не пойдет.
Чтоб знаменитыми прослыть, мы новый элемент открыть
Клянемся!

В заключение происходит церемония награждения победителей и семиклассников и проводится опыт «Прощальный салют».

Опыт «Прощальный салют». На деревянной планшетке аккуратно смешиваются бертолетова соль и красный фосфор. При сильном ударе рядом происходит взрыв.

В н и м а н и е! Для проведения опыта необходим вытяжной шкаф.

Л и т е р а т у р а

Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. Петрозаводск: Карелия, 1974; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993; Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. М.: Аркти, 1999; Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995; Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Минск: Народная Асвета, 1972; Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990; Ольгин О.М. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Орлик Ю.Г. Химия после уроков. Минск: Народная Асвета, 1976; Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978; Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Просвещение, 1984; Урок окончен – занятия продолжаются. Внеклассная работа по химии. Под ред. Э.Г.Злотникова. М.: Просвещение, 1992.

Н.В.КРАСНОВА,
учитель химии средней школы № 2
(с. Приволжье, Самарская обл.)