Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2008
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Виртуальная экскурсия
на крупнейшее предприятие по
изготовлению елочных украшений

Внеклассное мероприятие по химии

Цели. Ознакомление учащихся со стекольным производством и появлением первых елочных игрушек в России; развитие творческих способностей учащихся; формирование культуры речи.

Задачи. Знакомство с открытием первого в России стекольного завода и с продукцией данного предприятия; знакомство с легендой о появлении первого елочного шара и с технологией производства елочных игрушек.

Проблемный вопрос. Можно ли обойтись в Новый год без новогодних игрушек?

Предварительная работа.

Класс делится на три группы, в каждой группе свой экскурсовод. За две недели до проведения урока каждая группа получает необходимый комплект фотографий для подготовки и проведения экскурсии. Кроме того, каждая группа должна приготовить сюрприз классу: экспозицию из елочных игрушек, фотографий, иллюстраций на конкурс «У кого лучше».

Первая группа готовит экскурсию на тему «Край стекольщиков. Продукция, выпускаемая предприятием».

Вторая группа: «Причина появления первой елочной игрушки. Первая елочная игрушка на Руси».

Третья группа: «Технология стекольного производства».

В течение двух недель проводились консультации с экскурсоводами.

ХОД УРОКА-ЭКСКУРСИИ

Учитель. Ребята, сегодня мы проведем виртуальную экскурсию на крупнейшее предприятие по изготовлению елочных игрушек. Напоминаю вам об умении говорить и умении слушать! Предоставляю слово экскурсоводам.

1-й экскурсовод. Край стекольщиков. Клинский район издревле считается краем стекольщиков. Еще в 1818 г. князь А.С.Меньшиков открыл здесь первый в России стекольный заводик, где работали 80 крепостных крестьян. В конце XIX в. подобных небольших производств были уже десятки. В 1892 г. клинский крестьянин Иван Титов организовал стекольное производство посуды для аптек. На этом месте и вырос в будущем завод «Медстекло».

Продукция, выпускаемая предприятием. В годы войны в этих стенах стали выпускать еще и бутылки для зажигательной смеси – «коктейля Молотова». В 1941 г. во время налета вражеской авиации одна из бомб попала прямо в цех, где люди работали у стекловаренной печи.

После войны предприятие получило статус ведущего в своей области. С конвейеров сходили миллионы ампул и шприцев в год. Посудой для аптек клинский стекольный завод снабжал обе столицы нашего государства. Позже завод производил лампы, бутылки, изделия из цветного стекла.

Один из учеников группы комментирует содержание экспозиции елочных игрушек, подготовленной этой группой.

2-й экскурсовод.Причина появления первой елочной игрушки. Легенда гласит, что первый стеклянный елочный шар выдули в Тюрингии (Саксония) в XVI в., и произошло это из-за неурожая яблок. Дело в том, что настоящие яблоки были тогда главным украшением елок. Но однажды случился неурожай, и к Рождеству запасы яблок закончились. Стеклодувы небольшого немецкого городка решили вместо яблок изготовить круглые шары.

Первые елочные игрушки на Руси. На Руси первые елочные украшения делали из соломы, лучины, теста, тряпок, цветных ленточек, а позже из бумаги, картона и фольги. Их производством занимались уже специальные картонажные мастерские.

С появлением цветного стекла впервые начали выдувать бусы как елочное украшение.

Ученик рассказывает об экспозиции елочных игрушек, подготовленной этой группой.

3-й экскурсовод. Технология производства. Стеклянные украшения в России вошли в моду в середине XIX в. Технология изготовления игрушек достаточно сложна. Сначала стеклодув выдувает из разогретой до высокой температуры стеклянной трубки шар или другую фигурку. Форма будущей игрушки зависит от диаметра колбы и от умения мастера.

Все этапы производства ручные. Сначала стеклянную заготовку (трубочку) нагревают в пламени газовой горелки, затем выдувают игрушку нужной формы и медленно охлаждают (очень горячий и шумный цех).

Грунтовка изделий. Грунтуют стеклянные изделия специальными лаками, окуная каждую игрушку в раствор; сушат на подставке с песком. После этой процедуры на будущей игрушке появляется зеркальная поверхность.

Раскрашивание игрушек. Изделия окрашивают в разные цвета с помощью пульверизатора или вручную. Работа чрезвычайно кропотливая, после нанесения каждого цвета игрушка должна высохнуть.

Художник-оформитель раскрашивает игрушку кисточкой и посыпает мелкой блестящей крошкой участки, предварительно смазанные клеем.

Любой промысел славится своими мастерами. Благодаря высокому профессионализму стеклодувов рождаются игрушки, которые своим изяществом и легкостью не перестают удивлять и радовать, а кисть художника совершенствует их, подчеркивает выразительность и особенности, свойственные традиционной русской елочной игрушке.

Роспись игрушки ведется вручную, все рисунки уникальны, поскольку мастера постоянно импровизируют, варьируют форму и цветовую гамму.

Ученик комментирует экспозицию, собранную этой группой.

Учитель. Ребята, сегодня вы подготовили и сообщили много нового, интересного о появлении и технологии производства елочных игрушек. А теперь я дополню ваши выступления.

2 марта 2008 г. на старейшем в России заводе новогодних украшений, расположенном в подмосковном городе Клин, открылся музей елочных игрушек. В экспозицию вошли более трех тысяч елочных игрушек, сделанных клинскими стеклодувами в разные годы.

По елочным игрушкам можно проследить историю страны: здесь и кремлевские звезды, и стеклянные космонавты, и всевозможные звери, и царица полей – кукуруза, и различные фрукты и овощи, и даже наши богородские матрешки.

Самой старой игрушке, представленной в музее, более 100 лет.

Благодарю экскурсоводов за проведенную экскурсию. Спасибо всем за подготовленные сюрпризы!

Учитель объявляет оценки. После этого просит учащихся ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос.

Школьники пришли к выводу, что Новый год без елочных игрушек был бы серым и скучным. Игрушки поднимают настроение, воспитывают вкус к прекрасному. Экскурсия расширила кругозор учащихся, сформировала интерес к технологии производства игрушек.

Г.И.МАНАЕНКОВА,
учитель химии и биологии
средней школы № 17
(пос. Богородское, Московская обл.)