Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2008
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

«Чипсы, кока-кола и здоровье»

Занятие элективного курса
«Химия вокруг нас» • 9 класс

Реализация идеи профильности старшей ступени образования ставит выпускника основной ступени перед ответственным выбором – самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Элективный курс «Химия вокруг нас», который я разработала два года назад, как раз и призван помочь ребятам осуществить этот выбор. Курс предназначен для учащихся 9-х классов, проявляющих склонность к предметам естественно-научного цикла.

Один из разделов этого курса называется «Химия на страже красоты и здоровья», в который включено занятие с очень актуальной темой «Чипсы, кока-кола и здоровье».

В настоящее время от учителя требуется не только давать знания в чистом виде, но и учить способам деятельности. Самый эффективный из них – это, вероятно, исследовательский. Данное занятие по типу приближается к исследовательской работе. Исследовательский характер деятельности воспитывает инициативу, повышает интерес к работе, развивает творческие задатки, экспериментаторские навыки и умение выступать перед аудиторией.

Чтобы провести такое занятие, требуется определенная подготовка. Учащиеся совместно с учителем подбирают теоретический материал, повторяют качественные реакции.

Это занятие затрагивает тему здоровья. А что может быть важнее здоровья? Как сказал один мудрый человек: «Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья». Поэтому главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.

Практическую часть занятия учащиеся выполняют в парах.

Цель. Исследовать качественный состав кока-колы, чипсов и показать влияние их ингредиентов на здоровье.

Задачи. Провести качественные реакции, доказывающие наличие вредных веществ в кока-коле и чипсах, подобрать информацию о действии их на здоровье человека.

Оборудование и реактивы. Пробирки, колба, держатель, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, фильтровальная бумага, воронка, универсальная индикаторная бумага, стеклянная палочка; кока-кола, пакетик чипсов, нитрат серебра, магний, карбонат кальция (мел), древесный уголь, дифениламин, концентрированная серная кислота, известковая вода.

ХОД УРОКА

Обозначение проблемы.

1-й ведущий. Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Все необходимое для своей жизнедеятельности, кроме кислорода, человек получает из пищи. Среднее потребление ее в сутки составляет около 800 г (без воды). Это дало право И.П.Павлову при вручении ему Нобелевской премии сказать: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе».

2-й ведущий. Человечество в сутки потребляет более 4 млн т пищи, а с ростом населения ее потребление, естественно, будет возрастать. Человечество испытывало и продолжает испытывать дефицит продуктов питания, особенно не хватает продуктов с высоким содержанием белка. Однако простое увеличение потребления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. Оно должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании.

3-й ведущий. С древних времен люди понимали первостепенное значение питания для здоровья. «Ты есть то, что ты ешь», – говорили по этому поводу. Мыслители древности – Гиппократ, Цельс, Гален – посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. И.И.Мечников полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питаясь рационально, может прожить до 120–150 лет.

4-й ведущий. Чипсы и прохладительные напитки обладают отличными вкусовыми качествами. Их продажа активно поддерживается рекламой в средствах массовой информации. Но то, что вкусно, не всегда полезно. Продажу чипсов и кока-колы, например, запретили в школьных буфетах. Видимо, эти продукты вредны из-за их состава.

Учитель проговаривает цель, задачи занятия и задает вопросы учащимся.

1. Кто знает о вредном влиянии кока-колы и чипсов на здоровье?

2. Кто любит чипсы и кока-колу?

Как правило, те, кто знает о вреде этих продуктов питания (а их больше половины), покупает их достаточно систематически.

Учитель. Давайте рассмотрим этикетку кока-колы и пакетик из-под чипсов.

Ученики знакомятся с составом кока-колы и чипсов.

Учитель предлагает нескольким учащимся рассказать о вредном влиянии ингредиентов кока-колы: углекислого газа, фосфорной кислоты, сахара и кофеина, – на организм человека.

Сообщения учащихся (информация к размышлению).

1-й ученик. Сахар в народе называют «сладкой смертью». Его чрезмерное потребление ведет к разрушению зубов. Особенно вредны для зубов сладкие прохладительные напитки. Сахар обладает также способностью подавлять аппетит. Плохо, если ребенок перед едой набивает свой желудок калориями из сладостей и отказывается от более полезной еды. Существует теория, которая связывает высокое потребление сахара с развитием гиперактивности, агрессивности и необузданности. Напитки типа кока-колы вредны, т.к. в 200 г содержится около пяти чайных ложек сахара. Избыток сахара ведет к увеличению веса и заболеваниям кожи (угревой сыпи).

2-й ученик. Кофеин, содержащийся в кока-коле, вызывает нарушения сна (ребенок, выпив на ночь два стакана колы, труднее засыпает), ускоряет выведение минеральных веществ из костной ткани, что может привести к остеопорозу – заболеванию, при котором кости становятся ломкими. Но самое опасное, что к кофеину может возникнуть привыкание, т.к. это вещество по своему воздействию близко к наркотическим.

3-й ученик. Углекислый газ раздражающе действует на желудочно-кишечный тракт, вызывает слабость клапана, который находится между пищеводом и желудком. В результате содержимое желудка попадает обратно в пищевод, что вызывает изжогу и воспаление в нем. Углекислый газ также негативно влияет на желчный пузырь и печень. Кислота (фосфорная) разрушает зубную эмаль, плохо действует на желудок, особенно при повышенной кислотности.

После сообщений учащимся предлагается провести качественный анализ кока-колы.

Опыт 1. Качественная реакция на углеводы (сахар).

С помощью измельченных таблеток активированного угля ребята обесцвечивают кока-колу. В пробирку наливают 1–2 мл обесцвеченной кока-колы, добавляют 2–3 капли дифениламина. Затем с помощью стеклянной палочки по стенке пробирки осторожно приливают 1–1,5 мл H2SO4 (конц.). Тяжелый слой кислоты опускается на дно, почти не смешиваясь с кока-колой. На границе слоев образуется синее кольцо. При взбалтывании смесь разогревается и окрашивается по всему объему.

Опыт 2. Качественная реакция на CO2.

Обнаружение углекислого газа в кока-коле по помутнению известковой воды
Обнаружение углекислого газа в кока-коле
по помутнению известковой воды

В пробирку приливают 1–2 мл кока-колы. Сразу закрывают пробкой с газоотводной трубкой и нагревают содержимое пробирки. Конец газоотводной трубки опускают в известковую воду. Известковая вода мутнеет:

Ca(OH) 2 + CO2 = CaCO3 + H2O.

Опыт 3. Качественная реакция на H3PO4.

1–2 мл обесцвеченной кока-колы наливают в пробирку, чуть-чуть подкисляют азотной кислотой и приливают несколько капель раствора AgNO3.Наблюдают выпадение желтоватого осадка:

H3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3HNO3.

Дополнительно можно провести еще три несложных опыта, доказывающих наличие кислотной среды:

2H3PO4 + 3Mg = Mg3(PO4)2 + 3H2;

2H3PO4 + 3CaCO3 = Ca3(PO4)2 + 3CO2 + 3H2O;

универсальная индикаторная бумага при опускании в кока-колу указывает, что pН среды равен 4.

Учитель просит учащихся сделать короткие сообщения о вреде ингредиентов чипсов: соли и жира, – на здоровье человека.

Сообщения учащихся (информация к размышлению).

4-й ученик. Поваренную соль называют «белой смертью», особенно она вредна для гипертоников, т.е. людей, у которых высокое кровяное давление. Чрезмерное потребление соли может привести к инфарктам, заболеваниям сердца и почек. Соль нужна организму, но в малых количествах. Необходимое взрослому человеку количество соли в сутки – это чайная ложка без верха, а ребенку – еще меньше. В чипсах – 1% соли, это делает их нежелательным продуктом. Хлор, который входит в состав поваренной соли, может стать причиной заболеваний кожи.

5-й ученик. Жиры, особенно животные, увеличивают риск возникновения заболеваний сердца и сосудов (атеросклероз), а также ведут к ожирению. Жир неблагоприятно влияет на кишечник, а также создает риск появления раковых клеток. Особенно вредно есть пищу, приготовленную во фритюре, т.к. масло там многократно нагревается до высокой температуры, а значит, в нем накапливаются канцерогены. Чипсы на 1/3 состоят из жира.

Учащиеся проводят качественный анализ чипсов.

Опыт 4. Качественная реакция на NaCl.

2–3 штуки измельченных чипсов помещают в колбу, добавляют 2–3 мл воды, интенсивно встряхивают. Содержимое колбы фильтруют. К фильтрату добавляют раствор нитрата серебра. Выпадает белый творожистый осадок:

NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl.

Приготовление фильтрата для проведения качественного анализа чипсов
Приготовление фильтрата
для проведения качественного анализа чипсов
Обнаружение поваренной соли в чипсах с помощью качественной реакции на ионы Cl– раствором нитрата серебра
Обнаружение поваренной соли в чипсах
с помощью качественной реакции на ионы Cl
раствором нитрата серебра

 

Опыт 5. Определение жира.

Наличие жира доказывают простым физическим методом. Раздавливают чипсы на согнутой пополам фильтровальной бумаге: на бумаге остается большое жирное пятно.

 

Заключительное слово учителя.

Некоторые из вас, наверное, видели сюжет из телепрограммы «Максимум», в котором рассказали о 20-летней девушке, подавшей в суд на компанию «Кока-кола» и отсудившей у нее 3000 рублей. Но это, конечно, небольшая компенсация за гастрит и язву желудка, которые она заработала, выпивая по 2–3 бутылки кока-колы ежедневно.

Ответьте мне, пожалуйста, почему ребята, зная, что чипсы и кока-кола вредны для здоровья, все-таки покупают их?

В результате дискуссии выдвигается несколько версий. Оставляют, на взгляд учащихся, самую достоверную. Чипсы и кока-кола – атрибут молодежи. Именно на подростков делают ставку производители и рекламодатели кока-колы и чипсов. А подростки, как правило, не любят выделяться из своей среды. Им комфортнее быть как все. О последствиях в таком возрасте, к сожалению, не задумываются…

Учитель. Ребята, поднимите руки те, кто, прослушав сегодняшнюю информацию, откажется от покупки чипсов и кока-колы (как правило, практически все поднимают руки). Я надеюсь, что после нашего занятия вы будете более ответственно и бережно относиться к своему здоровью.

Ребята сдают тетради с отчетом о проделанной работе, убирают свое рабочее место.

Л и т е р а т у р а

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997; Габриелян О.С. Химия, 10 класс. М.: Дрофа, 2002; Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005; Класе Л. и др. Еда – наш друг, еда – наш враг. Азбука здорового питания. Пер. с англ. СПб.: Ридерз Дайджест, 1999; Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. М.: Химия, 1995; Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1998; Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Элективный курс. Волгоград: Учитель, 2006; Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. Сост. М.Г.Гольдфельд. М.: Просвещение, 1976.

Н.К.ТИХОНРАВОВА,
учитель химии
гимназии № 96 им. В.П.Астафьева
(г. Железногорск,
Красноярский край)