Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2008
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Использование новых информационных технологий
на уроках химии

Время быстро бежит вперед, и если раньше школа нуждалась в создании теоретической базы и учебно-методического обеспечения, то сейчас есть все необходимое для того, чтобы повысить эффективность ее работы. И в этом большая заслуга национального проекта «Образование». Конечно, мы, педагоги, испытываем большие трудности в плане освоения современных технологий. Сказывается наше неумение работать с компьютером, а чтобы его освоить, требуется большое количество времени. Но все равно очень интересно, увлекательно! Тем более, что результат налицо. Детям интересно на уроках, разнообразные занятия проходят очень быстро и познавательно.

Люди нередко думают, что химия вредна и опасна. Мы часто слышим: «Экологически чистые продукты!», «Слышал, что вас химией травят!»… Но это же не так! Перед нами, учителями химии, стоит задача – убедить школьников в том, что химия – наука созидающая, что это производительная сила общества, а ее продукты используются во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства и без химизации невозможно дальнейшее развитие цивилизации.

Повсеместное внедрение химических средств, веществ, методов и технологических приемов требует высокообразованных специалистов, имеющих солидную базу химических знаний. Для этого в нашей школе существует профильный химико-биологический класс, который обеспечивает качественную подготовку школьников к продолжению химического образования. Для того чтобы учащиеся в старших классах выбирали именно этот профиль, в 9-м классе существует элективный курс «Химия в быту», цель которого – помочь ребятам ознакомиться с профессиями, связанными непосредственно с предметами химии и биологии. Даже если учащиеся не выберут химико-биологический профиль в старших классах, то знания о веществах, с которыми они постоянно встречаются в быту, пригодятся в жизни.

На занятиях элективного курса первое место отводится лекциям. При подготовке к ним я использую информационные интернет-ресурсы. Многие иллюстрации, схемы, видеоколлекции, материалы лабораторных работ, слайды отображаются на экране, и на их основе я веду свой рассказ. Моя технология объяснения существенно изменилась. Ребятам очень интересно, они слушают рассказ с большим вниманием и желанием.

Химия – наука экспериментальная. Большое количество времени отводится для лабораторных занятий. Но бывает так, что некоторых реактивов в лаборатории нет, и на помощь приходит виртуальная лаборатория. С помощью специальной программы ученики могут провести виртуальный эксперимент. Ребята изучают действие синтетических моющих средств на различные виды тканей, растворимость в воде минеральных удобрений, среду их раствора, качественный состав пищи (углеводы, белки, жиры). С помощью компьютера они ведут свой собственный экспериментальный дневник, где фиксируют тему лабораторной работы, свои наблюдения, выводы по правильному применению этих веществ в быту. Преимущества виртуальной лаборатории – это безопасность, отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании, да и временные затраты минимальны.

В конце курса ребята должны сдать зачет по любой изученной теме. Перед ними стоит задача – выбрать, в какой форме подвести итог. Самая традиционная – зачет в виде реферата, сообщения или доклада. Для их подготовки дети используют материалы интернет-ресурсов. В этом, конечно, я помогаю им: четко ставлю задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые ученики должны ответить, указываю адрес сайта с информацией по соответствующей теме.

Но эта форма уже немного устарела, и некоторые ребята стали выбирать проектную деятельность. Работают индивидуально, группами, коллективами. Поиск информации не обходится без привлечения возможностей Интернета. Прежде чем выпустить их в свободный поиск, даю им ориентировку: прием поиска, ключевые слова, фразы, названия поисковых систем, работа с которыми может быть полезна, адреса сайтов в Интернете.

Дети также выбирают зачет в виде игры, задания и упражнения к которой они разрабатывают сами. Это может быть зачет-вертушка, «Умники и умницы», «Как стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», различные головоломки.

Презентацию полученного продукта тоже устраиваю с привлечением дистанционных технологий. Разместив результаты деятельности в Интернете на сайте школы или класса, учащиеся получают возможность оценить свой труд не только с помощью своих одноклассников, но и ребят и учителей из других школ, обсудить эти результаты, взглянуть на них другими глазами.

С точки зрения новой медийной педагогики мы живем в чрезвычайно интересное время. Быстрое внедрение современных технологий заставляет нас подойти по-новому к старым позициям. Предпрофильное обучение у нас в школе существует четыре года, и каждый раз я пересматриваю ход уроков, т.к. открываются новые перспективы, намечаются плодотворные связи между традиционными методами обучения и новыми задачами общества, информацией и знаниями. Действительно, медийное образование стало частью общего образования. При этом у ребят развиваются коммуникативные способности, интерес к новым технологиям, увлеченность, индивидуальная активность, творчество, они активно сотрудничают, обмениваются собственным мнением.

Я убеждена, что использование информационных технологий может обеспечить развитую учебную культуру. Это успех в преподавании и учебе. Применяйте информационные технологии! Переходите от старых форм занятий, утративших свою эффективность, к более новым, продвинутым и современным!

Использование новых информационных технологий в учебном процессе можно проиллюстрировать на примере одного из уроков по общей химии в 11-м классе.

 

Механизм образования и свойства ковалентной связи

Цель урока. Вспомнить из курса 8-го класса механизм образования ковалентной связи, изучить донорно-акцепторный механизм и свойства ковалентной связи.

Оборудование. Таблица электроотрицательности химических элементов, кодограммы s- и p-связей, обучающий диск «Общая химия» из серии обучающих программ Кирилла и Мефодия со схемами и моделями молекул, шаростержневые модели молекул, рабочая карточка с заданиями и тестами, интерактивная доска, компьютер, задания для закрепления и контроля знаний с дистанционным управлением.

Ход урока

Лекция проводится с помощью обучающего диска «Общая химия».

Повторение пройденного материала

Вспомнить с учащимися, за счет чего образуется связь между атомами неметаллов. Выполнить задания 1, 2 на рабочей карточке (см. приложение).

Изучение нового материала

• Механизм образования ковалентной связи:

а) обменный (на примере Н2, Cl2, HCl);

б) донорно-акцепторный (на примере NH4Cl).

• Сразу же учащиеся записывают домашнее задание на полях. Изобразить образование иона гидроксония Н3О+ из иона Н+ и молекулы воды.

• Виды ковалентной связи: полярная и неполярная (по составу молекулы).

• Свойства ковалентной связи.

Кратность (одинарная, полуторная, двойная, тройная).

Энергия связи – это количество энергии, выделяющееся при образовании химической связи или затрачиваемое на ее разрыв.

Длина связи – это расстояние между ядрами атомов в молекуле.

Энергия и длина связи между собой взаимосвязаны. Показать на примере, как эти свойства взаимосвязаны, как они влияют на прочность молекулы (проецировать на доску):

Молекула H–F H–Cl H–Br H–I
Длина связи, нм 0,092 0,128 0,142 0,162
Энергия связи,
кДж /моль
536 432 360 299

• С увеличением числа связей между атомами в молекуле длина связи уменьшается, а ее энергия увеличивается, например (проецировать на доску):

Молекула F–F N=N
Длина связи, нм 0,141 0,109
Энергия связи, кДж/моль 159 946

• Рассмотреть в качестве закрепления материала задания 3–5 на рабочей карточке (см. приложение).

Насыщаемость – это способность атомов образовывать определенное и ограниченное число связей. Показать на примерах шаростержневых молекул Cl2, H2O, CH4, HNO3.

Направленность. Рассмотреть рисунки перекрывания электронных облаков при образовании - и -связей, проецировать на доску (рис.).

Рис. Перекрывание электронных облаков при образовании: а – -связи; б –  -связи

Рис. Перекрывание электронных облаков при образовании: а -связи; б –  -связи

 

• Закрепить заданиями 6, 7 на рабочей карточке (см. приложение).

• Небольшой п е р е р ы в!

Можно детям прочитать четверостишия о веществах с ковалентной связью, загадать загадки.

1.

Начнем же список по порядку,
Поскольку первый элемент.
(Он образует, кстати, воду –
Весьма существенный момент).

Молекулу его представим
Удобной формулой Н2.
Многозначительно добавим –
Нет в мире легче вещества!

2.

N2 – молекула азота.
Известно, он бесцветный газ.
Немало знаний, но давайте
Пополним все же их запас.

3.

Он всюду и везде:
И в камне, в воздухе, в воде,
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

(Кислород.)

4. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Что это за газ?

(Метан.)

• П р о д о л ж е н и е  у р о к а.

Поляризуемость – это способность ковалентной связи изменять свою полярность под действием внешнего электрического поля (обратить внимание на такие разные понятия, как полярность связи и поляризуемость молекулы).

Закрепление изученного материала

Контроль по изученной теме осуществляется с помощью пультов дистационного управления.

Опрос проводится в течение 3 мин., 10 вопросов ценой в один балл, на ответ отводится 30 сек., вопросы проецируются на интерактивную доску. При наборе 9–10 баллов – оценка «5», 7–8 баллов – оценка «4», 5–6 баллов – оценка «3».

Вопросы для закрепления

1. Связь, которая образуется за счет общих электронных пар, называется:

а) ионной; б) ковалентной; в) металлической.

2. Ковалентная связь образуется между атомами:

а) металлов; б) неметаллов; в) металла и неметалла.

3. Механизм образования ковалентной связи за счет неподеленной электронной пары одного атома и свободной орбитали другого называется:

а) донорно-акцепторный; б) инертный; в) каталитический.

4. В какой из молекул ковалентная связь?

а) Zn; б) СuO; в) NH3.

5. Кратность связи в молекуле азота равна:

а) трем; б) двум; в) единице.

6. Длина связи наименьшая в молекуле:

а) H2S; б) SF6; в) SO2; г) SO3.

7. При перекрывании электронных облаков вдоль оси, соединяющей ядра взаимодействующих атомов, образуется:

а) -связь;  б) -связь; в) p-связь.

8. У атома азота возможное число неспаренных электронов:

а) 1; б) 2; в) 3.

9. Прочность связи увеличивается в ряду:

а) H2O – H2S;  б) NH3 – PH3;

в) CS2 – CO2; г) N2 – O2.

10. Гибридная s-орбиталь имеет форму:

а) шара; б) неправильной восьмерки; в) правильной восьмерки.

Результаты сразу отображаются на экране, делаем отчет по каждому вопросу.

Разбор домашнего задания (см. приложение – рабочую карточку), § 6 учебника О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысова «Химия. 11 класс» (М.: Дрофа, 2006), конспект в тетради.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочая карточка

1. Соотнесите названия вещества и тип связи.

1) Хлорид калия;
2) кислород;
3) магний;
4) тетрахлорметан.
а) Ковалентная неполярная;
б) ионная;
в) металлическая;
г) ковалентная полярная.

2. Между атомами каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер?

а) N и O; б) Si и Cl; в) Na и O; г) P и Br.

3. Длина связи выражается в:

а) нм;  б) кг; в) дж; г) м3.

4. Где химическая связь наиболее прочная: в молекуле Cl2 или О2?

5. В какой молекуле больше прочность водородной связи: Н2О или H2S?

6. Продолжите предложение: «Связь, образованная перекрыванием электронных облаков по линии, соединяющей ядра атомов, называется………………………………».

7. Зарисуйте схемы перекрывания электронных орбиталей при образовании -связи.

8. Домашнее задание. «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях» О.С.Габриеляна (М.: Дрофа, 2003), работа 8А, вариант 1, 2.

 

Л.Б.АБОЯН,
учитель химии и биологии
средней школы № 10
(ст. Новопокровская, Краснодарский край)