Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

Формирование содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности учащихся

Чтобы понять невидимое, смотри
внимательно на видимое.

(Древняя мудрость)

Познавательная самостоятельность учащихся – это качественная характеристика их интеллектуальных способностей. Содержательно-операционный компонент является существенным фактором в процессе формирования познавательной самостоятельности. Он включает в себя систему ведущих знаний и способов деятельности, отражающую «существующее состояние науки и новое содержание развивающейся науки и техники» в сочетании со знаниями об их практическом применении. Операционная сторона познавательной самостоятельности учащихся включает три группы умений: интеллектуальные, общие учебные и специальные. Ведущим интеллектуальным умением является способность выделять главное. К общим учебным умениям относятся: умение планировать (ставить цель и определять задачи и этапы деятельности, распределять время на их осуществление, отбирать пути и средства достижения поставленных целей) и самоконтроль (контроль результатов и процесса учебно-познавательной деятельности самим учащимся). Специальные умения определяются профилем обучения.

Формирование содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности учащихся – это целенаправленное создание определенных условий обучения: задачи, формирующие основы научных знаний, сочетаются со специальными воспитательными, развивающими заданиями, учитывающими реальные познавательные возможности обучаемых.

Ниже приведены условия, обеспечивающие формирование содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности учащихся на уроках химии.

1. Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в обучении логических операций.

2. Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.

3. Включение учащихся на основе их личностных особенностей в исследовательскую деятельность.

4. Внутри- и межпредметная интеграция знаний, их использование при решении комплексных задач.

5. Применение химических знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся.

6. Применение предметных знаний для решения нестандартных проблем в сферах, весьма далеких от химии (истории, археологии, искусства и т.п.).

7. Формирование у учащихся основ методологических знаний.

При изучении химии учащиеся должны не просто знакомиться с основами этой науки. Надо развивать у них наблюдательность, умения анализировать, логически мыслить, делать заключения, проецировать полученные знания на собственную жизнь.

Спецификой содержания химии является то, что при изучении уже первых тем курса учащиеся должны уметь оперировать химическими знаками, формулами, электронно-графическими схемами и другими абстрактными заместителями объектов микромира. Это требует специального обучения. Например, привить учащимся умения пользоваться плоскостными графическими моделями (объяснять их содержание, самостоятельно соотносить конкретные модели с определенной химической теорией, использовать их для выражения собственных представлений об объектах) возможно посредством применения следующих методических приемов:

• многократное использование самостоятельно изготовленных динамических пособий (рис. 1, 2);

• фронтальные тренировочные задания с применением раздаточного дидактического материала (рис. 3);

• систематическое составление химических тезаурусов, включающих описания моделей химических объектов; использование конспектов-схем (рис. 4, см. с. 4) и др.

С помощью динамического пособия на уроке можно организовать работу по построению моделей частиц и процессов с позиций электронной теории строения вещества.

Рис. 1. Состав динамического пособия по теме «Электронное строение атома»

Рис. 1. Состав динамического пособия по теме «Электронное строение атома»

Рис. 2. Состав динамического пособия «Лабораторное оборудование»

Рис. 2. Состав динамического пособия «Лабораторное оборудование»

Рис. 3. Раздаточный дидактический материал «Состав атомов. Изотопы. Химическая связь»

Рис. 3. Раздаточный дидактический материал
«Состав атомов. Изотопы. Химическая связь»

Рис. 4. Конспект-схема «Стехиометрические законы химии»

Рис. 4. Конспект-схема «Стехиометрические законы химии»

Примеры заданий для учащихся с использованием пособия «Электронное строение атома».

1. Покажите, как размещаются в пространстве р-орбитали.

2. Соберите модель электронной конфигурации атомов: водорода, кислорода, серы и др.

3. Соберите модель электронной конфигурации атома хлора, покажите размещение электронных облаков валентных электронов в пространстве.

4. Покажите возможные валентные состояния атома хлора, запишите на доске их электронные формулы.

5. Соберите схемы образования ковалентной связи в молекулах: водорода, аммиака, сероводорода и др.

Плоскостные динамические пособия можно использовать для моделирования химических экспериментов.

Примеры заданий для учащихся с использованием пособия «Лабораторное оборудование».

1. Соберите модель прибора для получения и собирания кислорода методом вытеснения воды.

2. Соберите модели приборов, в которых проводятся опыты:

а) получения углекислого газа;

б) получения кислорода;

в) разложения гидрокарбоната натрия и др.

На доске напишите соответствующие уравнения реакций.

3. Как будет выглядеть прибор для получения и собирания газа Х, если он легче воздуха? Соберите соответствующую модель.

Примеры заданий на базе раздаточного материала «Состав атомов. Изотопы. Химическая связь».

1. Объясните содержание всех записей, содержащихся в вашем варианте.

2. Найдите описания состава атомов изотопов химических элементов, определите их порядковые номера в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

3. Найдите в содержании всех вариантов записи, описывающие одни и те же химические объекты с разных позиций.

4. По имеющемуся в вашем варианте одному из способов описания электронного строения атомов (электронные и электронографические формулы, схемы электронных конфигураций) определите порядковый номер элемента и опишите его электронное строение.

5. Сравните схемы образования химической связи разных типов.

6. Проанализируйте, к каким группам периодической системы принадлежат приведенные в карточке общие формулы химических соединений. Запишите их.

Использование конспектов-схем (см. рис. 4) предполагает постоянное движение от репродуктивной деятельности к продуктивной и продуктивно-творческой. Это достигается как систематическим составлением разнообразных конспектов-схем, так и регулярным обращением к ним как к наиболее важной части учебного материала, которая является материализованной опорой для характеристики изучаемых объектов, их анализа, сравнения, а также для обобщений при повторении и закреплении знаний.

Систематическая репродуктивно-тренировочная и творческая интеллектуально-графическая деятельность учащихся на основе моделирования изучаемых химических объектов важный фактор формирования содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности.

Л и т е р а т у р а

Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии. Дис. канд. пед. наук. Кемерово: КемГУ, 2004, 220 с.; Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. СбП.: Каро, 2002, 204 с.

В.Ф.ТОРОСЯН,
учитель химии
(г. Юрга, Кемеровская обл.)