Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2008
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Методические основы подготовки
к олимпиадам по химии

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. Основные цели и задачи олимпиадного движения в контексте современного образования в России. История химического олимпиадного движения в России. Система химических олимпиад и творческих конкурсов в России. Роль химических олимпиад в образовании и науке. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
18 Лекция № 2. Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня. Организация химических олимпиад: от простого к сложному. Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад. Система действующих лиц олимпиады, их роль. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
19 Лекция № 3. Концептуальная основа содержания олимпиадных задач. Примерная программа содержания различных этапов химических олимпиад: жесткие границы или ориентиры для подготовки? Классификация олимпиадных задач. Задачи химических олимпиад: от этапа к этапу, от тура к туру. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)
20 Лекция № 4. Методика решения задач, включающих «цепочку» превращений. Классификация задач со схемами превращений. Тактика и стратегия решения олимпиадных задач с «цепочками». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
21 Лекция № 5. Методика решения задач по физической химии (1). Задачи по термохимии. Задачи с использованием понятий «энтропия» и «энергия Гиббса». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
22 Лекция № 6. Методика решения задач по физической химии (2). Задачи на химическое равновесие. Задачи по кинетике. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2008 г.)
23 Лекция № 7. Методические подходы к выполнению экспериментальных задач. Классификация задач экспериментального тура. Практические навыки, необходимые для успешного выполнения экспериментальных задач. (Тюльков И.А.,
Архангельская О.В., Павлова М.В.)
24 Лекция № 8. Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам. Использование современных педагогических технологий при подготовке к олимпиадам различного уровня. Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах. Организационно-методическая работа учителя-наставника. Методические подходы к составлению олимпиадных задач. Олимпиады как средство повышения квалификации педагогов-наставников. Роль интернет-общения и средств массовой информации в обмене педагогическим опытом. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
Итоговая работа.
Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г. (Подробнее об итоговой работе будет напечатано после лекции № 8.)

И.А.ТЮЛЬКОВ,
О.В.АРХАНГЕЛЬСКАЯ

 

ЛЕКЦИЯ № 2
Методика подготовки и проведения олимпиад
различного уровня

 

Организация химических олимпиад: от простого к сложному

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников от 2007 г. олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (рис. 1).

Рис. 1. Этапы Всероссийской олимпиады
Рис. 1. Этапы Всероссийской олимпиады

Каждый этап олимпиады состоит из нескольких туров: одного или двух теоретических и экспериментального.

Процессуальная сторона олимпиады часто остается в тени. Ошибочно полагать, что достаточно разработать комплект заданий – и творческий интеллектуальный форум готов. Олимпиада любого уровня – глобальное по своему охвату мероприятие, оно является результатом долгой кропотливой работы многих людей, и его организации необходимо уделять должное внимание. За несколько десятилетий накопился опыт организации и проведения всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии. Было бы ошибкой считать, что олимпиада – это несколько дней (от одного до семи), когда школьники решают задачи, выполняют эксперимент, жюри проверяет результаты, подводит итоги и т.д. Как и у любого мероприятия, любой этап олимпиады имеет несколько организационных стадий, каждая из которых важна.

Мы постарались обобщить опыт организации и проведения всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад

Подготовка и проведение школьного (первого) этапа

Школьный этап олимпиады проводится образовательными организациями в октябре по четырем возрастным параллелям (8–11-е классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии (ЦМК) по химии.

Подготовительная стадия. Организаторами школьного этапа создаются оргкомитет и жюри.

Привлекать учащихся к осмысленной и плодотворной работе в период подготовки к олимпиаде следует по принципу добровольности. Возникновению интереса к олимпиаде способствуют создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, наличие ежегодно пополняющейся картотеки с подборкой задач химических олимпиад предыдущих лет. Если в школе нет дополнительных занятий по химии, то необходимо провести 1–2 занятия для тех, кто собирается участвовать в олимпиаде: ознакомить школьников с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий.

Информационная поддержка школьного этапа олимпиады заключается в доведении до каждого школьника через Интернет (при наличии у школы собственного интернет-сайта) или через внутришкольные средства массовой информации сведений о времени и месте проведения олимпиады.

Очному туру может предшествовать проведение заочной олимпиады. На стенде (или на школьном сайте) вывешиваются задания и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои решения. На очный тур в первую очередь приглашаются ребята, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура.

Преимущества проведения заочного тура заключаются в:

1) стимулировании учащихся к самостоятельной работе, чтению популярной литературы, предоставлении возможности выйти за рамки учебника, расширить свой кругозор;

2) возможности решать задания в удобное время и в менее жесткие, нежели на очном туре, временные рамки;

3) расширении разнообразия форм организации деятельности учащихся – доклады, рефераты, конструирование моделей, проведение экспериментов.

Несмотря на то, что положение о Всероссийской олимпиаде регламентирует проведение школьного этапа в октябре, целесообразно проводить его для 8-х классов в марте–апреле, когда у них уже будут сформированы некоторые основные понятия химии.

При подготовке заданий ЦМК рекомендует использовать примерную программу содержания предыдущей олимпиады. Число заданий на школьном этапе должно быть достаточно большим (более шести)! Сами задания – разнообразными по содержанию и типу. Одни задачи должны быть довольно простыми, не выходящими за рамки изученного материала. Это могут быть задания из контрольных или самостоятельных работ в школе или подобные им, но в целом комплект задач должен охватывать весь материал, освоенный школьниками к моменту олимпиады. Уровень сложности заданий школьного этапа должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, носить в большой степени занимательный характер, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Например, в Приморском крае, в заочной олимпиаде учащимся обычно предлагается 8–12 задач, среди которых обязательно присутствуют задачи обычного школьного уровня сложности (такие задачи по силам практически всем участникам олимпиады, поэтому ни один из них не будет считать себя обделенным, ущербным, совершенно ни к чему не годным). В то же время обязательно включаются задачи, для решения которых учащимся приходится пользоваться дополнительной литературой, консультироваться с химиками высокой квалификации (школьными учителями, учеными, преподавателями вузов). Решение таких задач стимулирует у учащихся целеустремленность, волю к победе и, что самое главное, интерес к химии.

Основная стадия. Школьный этап олимпиады обычно проводится после уроков, во время факультативных занятий или в воскресенье.

Участников олимпиады приветствуют администрация школы и учителя химии. После этого участники олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса.

На теоретический тур отводится не более 4-х астрономических часов.

Центральная методическая комиссия настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур. Если это невозможно, то в комплект должна быть включена задача, требующая мысленного химического эксперимента.

Работы собираются, шифруются, затем жюри, в состав которого входят учителя данной школы, проверяет олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к оцениванию заданий и отбору победителей.

Призеры и победители школьного этапа определяются по результатам, сведенным в ранжированные таблицы по каждой параллели (по мере убывания набранных участниками баллов). Участники, набравшие менее половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами.

Это ни в коей мере не предполагает, что должно быть только одно первое, одно второе и одно третье место.* Олимпиада по химии – интеллектуальный форум, а не спортивное соревнование.

После составления итоговой таблицы жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на второй (муниципальный) этап.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители и призеры отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии. Победителей и призеров необходимо обязательно поощрять уже на этом этапе, причем торжественно, на глазах у всей школы (линейка или общее собрание) с вручением грамот (обязательно) и подарков (по мере возможности). Дополнительным стимулом может быть отличная оценка по предмету за четверть. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения.

Заключительная стадия. С целью повышения эффективности школьного тура по окончании олимпиады целесообразно вывесить на стенде подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Местный оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения первого этапа олимпиады и на основании этого готовит отчет, который передает в местные органы управления образованием, а также высылает на адрес центральной методической комиссии по химии (arkh@general.chem.msu.ru). К отчету прилагаются:

• списки учащихся, отобранных на муниципальный этап;

• сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу;

• условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.

Подготовка и проведение муниципального (второго) этапа

Второй этап олимпиады проводится органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования в ноябре-декабре по четырем возрастным параллелям (8–11-е классы) по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа с учетом рекомендаций ЦМК по химии. В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 8–11-х классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года.

Подготовительная стадия. Организаторами муниципального этапа создается оргкомитет и жюри из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. Информационная поддержка муниципального этапа олимпиады заключается в широком оповещении – телефонограммы в каждую школу, уведомления через Интернет и по муниципальным каналам СМИ.

Основная стадия. Муниципальный этап олимпиады обычно проводится в один из выходных дней.

Участников олимпиады приветствуют члены оргкомитета и жюри. После этого участники олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного и того же образовательного учреждения.

На теоретический тур отводится не более 4-х астрономических часов. ЦМК рекомендует проводить и экспериментальный тур. Если это невозможно, то в комплект заданий теоретического тура обязательно должна быть включена задача, требующая мысленного эксперимента.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяет олимпиадные работы. Один и тот же член жюри проверяет одну и ту же задачу во всех работах. Тем самым достигается единый подход к оцениванию заданий и последующему отбору победителей.

Определение победителей и призеров муниципального этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные в порядке убывания набранных баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. Победителями и призерами могут быть участники, набравшие более половины от максимально возможных баллов. После составления итоговой таблицы жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на третий (региональный) этап согласно квотам, утвержденным Рособразованием (Федеральным агентством по образованию).

Закрытие олимпиады проводится в торжественной обстановке, что имеет большое воспитательное значение, победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников, учителей и родителей, отмечают в приказе директора школы. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения, а также в муниципальных СМИ.

Заключительная стадия. По окончании муниципального этапа олимпиады целесообразно довести до сведения участников и наставников подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Оргкомитет муниципального этапа анализирует итоги и, на основании этого, готовит отчет, который передает в региональные органы управления образованием и высылает на адрес ЦМК по химии (arkh@general.chem.msu.ru).

К отчету прилагаются:

• списки команд, отобранных на региональный этап по утвержденной Рособразованием форме;

• сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу;

• условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился муниципальный этап.

Для работы в жюри на всех этапах олимпиады поощряется привлечение работников НИИ, вузов, аспирантов, студентов – в прошлом участников олимпиад. На школьном и муниципальном этапах полезна помощь старшеклассников.

Подготовка и проведение регионального (третьего) этапа

Подготовительная стадия. Третий этап (региональный) проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в январе–феврале, в течение 3–4 дней, одновременно во всех регионах России. В региональном этапе олимпиады участвуют до нескольких тысяч школьников.

Задания регионального этапа разрабатываются рабочей группой ЦМК для трех параллелей – учеников 9–11-х классов.

В ноябре–декабре текущего года оригинал-макет сборника заданий передается в Рособразование для окончательного утверждения и рассылки в регионы.

Необходимо провести работу по решению проблемы экспериментального тура третьего этапа олимпиады. Это вопрос довольно сложный. Мы считаем, что экспериментальный тур и на самых ранних этапах, а уж тем более на третьем, очень полезен. Прежде всего, в ходе школьного химического эксперимента учащиеся реально, на деле, а не на бумаге, соприкасаются с химией. Это не может не сказаться на их понимании и увлеченности этим предметом. К сожалению, из-за отсутствия нормальной материальной базы наши школьники, как правило, не обладают экспериментальными навыками работы. Немаловажно и то, что из-за этого они теряют баллы на последующих этапах и очень сильно проигрывают в этом отношении другим странам. Однако составление центральной методической комиссией единых заданий по практическому туру проблематично из-за отсутствия информации о материальной базе и количестве рабочих мест в химических практикумах регионов.

Во многих регионах проводится так называемый заочный тур олимпиады. Этот тур является как бы подготовительной стадией перед третьим этапом олимпиады. Считаем, что это интересная и полезная практика. А для регионов с большой территорией и малой плотностью населения, например Республики Саха (Якутия), Сибири и Дальнего Востока, этот тур является просто необходимым в связи с плохо налаженной или слишком дорогостоящей транспортной инфраструктурой.

Основная стадия. После заезда всех участников олимпиады и завершения церемонии открытия наступает время проведения непосредственно туров олимпиады. Региональный этап олимпиады проводится в два тура – теоретический и экспериментальный.

Если экспериментальный тур приходится на субботу или воскресенье, когда свободны лаборатории высших учебных заведений областного или районного центра, его реально можно проводить сразу же после теоретического. В отдельных случаях возможно проводить эти два тура с большим разрывом во времени, как это делается, например, в Московской области, где экспериментальный тур проводится на базе химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова через две недели (в воскресенье) после теоретического тура. К сожалению, на него попадает не более трети школьников, участвовавших в теоретическом туре.

После проведения туров и проверки работ жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на федеральный окружной этап.

Заключительная стадия. Местный оргкомитет и жюри подводят итоги, анализируют положительные и отрицательные стороны проведения третьего этапа олимпиады и на основании этого готовят отчет, который передают в Рособразование, федеральные округа и председателю ЦМК по химии.

ЦМК анализирует присланные сводные ведомости (результаты олимпиады), подводит итоги, вносит необходимые коррективы в методические рекомендации на будущее.

Подготовка и проведение заключительного (четвертого) этапа

Подготовительная стадия. Четвертый этап организует Федеральное агентство по образованию. Проходит он в апреле.

Этот этап Всероссийской олимпиады является заключительным. Все участники четвертого этапа олимпиады, награжденные дипломами победителей и призеров, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», имеют право поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования без вступительных испытаний.

Место проведения заключительного этапа всегда выбирается с особой тщательностью. Это должен быть крупный научный центр с богатыми образовательными и культурными традициями, с учеными и педагогами самого высокого уровня, способный принять всех участников олимпиады, их наставников, членов жюри и оргкомитета.

Одновременно ЦМК ведется интенсивная работа для издания комплекта сборников заданий и решений, с системой оценки и методическими рекомендациями. Комплект состоит из пяти сборников.

1) Задания теоретического обязательного тура.

2) Решения заданий теоретического обязательного тура.

3) Задания теоретического тура по выбору.

4) Решения заданий теоретического тура по выбору.

5) Задания и решения экспериментального тура.

Работа над этими материалами начинается в сентябре, когда рассылаются предложения всем заинтересованным лицам присылать задания, которые затем до декабря анализируются рабочей группой. Как правило, рабочая группа состоит из заместителя председателя методической комиссии, ученого секретаря и кураторов. Ведется переписка с авторами для внесения необходимых исправлений, составляются тренировочные комплекты по классам.

В конце января на базе химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова проводится сессия методической комиссии в полном составе.

Таким образом, подготовительная работа к проведению четвертого этапа олимпиады начинается за несколько месяцев до его проведения. В подготовительной работе участвуют: Рособразование, местные органы управления образования, базовый вуз и ЦМК.

Основная стадия.

1. Заезд, встреча, размещение участников, сопровождающих, представителей оргкомитета и жюри.

2. Их регистрация.

Обращаем внимание участников и сопровождающих на правильность заполнения регистрационных данных. Просим также ответственно отнестись к заполнению различных анкет и опросников.

3. Предварительное заседание оргкомитета и жюри.

4. Торжественное открытие олимпиады.

Любое официальное мероприятие проводится по определенному регламенту. Одна из воспитательных составляющих подготовки юных участников олимпиады заключается в ознакомлении их с основами этикета.

5. Консультации для школьников.

Это очень важный пункт программы олимпиады. Он способствует созданию спокойной обстановки во время проведения олимпиады. Школьники могут задавать вопросы не только по регламенту олимпиады, но и по интересующим их вопросам по химии.

6. Проведение теоретических туров.

Инструкция для проведения теоретического тура

После рассадки участников (рассадка участников осуществляется таким образом, чтобы в аудитории рядом не оказались участники из одного субъекта РФ, одного района или школы):

1) раздать тетради,

2) проследить за правильным заполнением обложки:

• фамилия, имя отчество (ФИО) участника полностью,

• полное наименование общеобразовательного заведения (согласно уставу),

• населенный пункт, название субъекта Российской Федерации,

• ФИО преподавателя-наставника,

• домашний адрес с индексом,

• координаты для связи (телефон, e-mail).

3) на первую страницу (не обложку!) каждой тетради прикрепить бланк для шифрования и оценивания работы,

4) раздать задания,

5) записать на доске время начала и окончания тура (5 ч). ///

После окончания теоретического тура тетради отдают на шифровку председателю или сопредседателю жюри.

7. Шифрование работ (рис. 2).

ШИФР _______________

 

№ задачи Баллы Подписи
     
     
     
     
     
     
     

 

Рис. 2. Форма бланка
для шифрования и оценивания работ

 

8. Проверка работ.

Проверка работ должна проводиться унифицировано. Однако обращаем внимание на то, что любой школьник может решить задачу по-своему, поэтому необходимо также уметь понять логику участника и оценить ее. Результаты сводятся в лист проверки (рис. 3).

Лист проверки обязательного теоретического тура ___________ класс

 

Шифр Результаты решения задач, баллы Сумма баллов
1 2 3 4 5 6
               
               
               

 

Рис. 3. Сводная таблица результатов
теоретического тура (по параллелям)

При сравнении и сопоставлении решений выявляются общие ошибки: становится понятным, чего не знают или не умеют участники олимпиады. Эти данные лучше фиксировать, т.к. они лягут в основу анализа выполнения заданий.

В заключение необходимо провести итоговую сверку результатов. Это дает возможность не только исправить возможные недочеты, но и сравнить работы между собой и выявить «слабые места» как в решениях ребят, так и в самих условиях, решениях и системе оценивания, разработанных ЦМК.

9. Проведение экспериментального тура.

На экспериментальный тур и школьники, и члены жюри допускаются только в халатах. В каждой лаборатории должны быть защитные очки, аптечка и средства для тушения пожара (огнетушитель, сухой песок, асбестовое одеяло).

Тур проводится в течение пяти астрономических часов, один из которых отводится на беседу с членом жюри. Перед началом тура в каждом практикуме член жюри проводит инструктаж школьников по технике безопасности.

На химических олимпиадах высокого уровня принято знакомить участников олимпиады с результатами экспериментального тура сразу после его окончания. Таким образом, участник олимпиады покидает практикум, уже зная свои баллы за этот тур.

10. Показ работ.

Почему-то его часто называют апелляцией. Это разные мероприятия. И участники об этом должны знать. На показе работ школьнику на некоторое время выдается его работа, он может внимательно ее просмотреть, перепроверить сумму баллов, пообщаться с членами жюри по интересующим его вопросам. Учителям-наставникам необходимо психологически подготовить своих подопечных, чтобы показ работ не превратился в интеллектуальную дуэль участника и члена жюри. Обоюдная доброжелательность способствует разрешению любых вопросов.

11. Заседание жюри и оргкомитета.

На итоговом заседании жюри подводятся итоги олимпиады. В итоговой ведомости, ранжированной по убыванию результатов (без указания фамилии участника) определяется число победителей и призеров. Также на основе предложений номинируются участники, наиболее ярко проявившие себя в олимпиаде.

12. Торжественное закрытие олимпиады.

13. Совещания с руководителями региональных команд, круглые столы, конференции и семинары.

Насыщенный график проведения олимпиады оставляет очень мало времени для общения членов жюри, оргкомитета, руководителей команд и наставников. Тем не менее проведение семинаров, мини-конференций, круглых столов по актуальным проблемам образования способствует обмену опытом, профессиональному росту всех участников педагогического процесса.

14. Отъезд участников.

Заключительная стадия. После отъезда участников и членов жюри ЦМК подробно анализирует результаты олимпиады по каждому заданию. Выявляются причины различного качества выполнения задач, особенно если за какое-либо задание низкие баллы получило абсолютное большинство участников олимпиады, делаются соответствующие выводы.

Оргкомитет готовит итоговый отчет.

Кроме того, оргкомитет готовит и представляет в соответствующие инстанции бумаги для благодарностей и награждений достойных организаторов олимпиады и наставников ребят.

Подводя итоги, следует еще раз повторить, что любая олимпиада – это не просто несколько дней, когда школьники решают задачи.

В первую очередь, это подготовительная стадия. Она обязательно включает в себя нормативное сопровождение мероприятия, информационное обеспечение, подготовку задач с решениями и системой оценивания. Важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки того или иного этапа олимпиады.

Основная стадия проведения олимпиады – это четкая и слаженная работа по подготовленному заранее плану, в который входят: проведение туров, проверка и показ работ, реализация культурной программы, организация питания, проживания и других больших и малых дел, которые остаются скрыты для глаз большинства участников олимпиады.

После подведения итогов и торжественного награждения победителей олимпиада не заканчивается, а переходит в заключительную стадию: готовятся отчеты, анализируются результаты, делаются выводы о комплектах задач и т.д. Причем эта стадия для некоторых людей переходит в подготовительную стадию следующего этапа олимпиады.

Система действующих лиц олимпиады, их роль

Прежде чем говорить о системе действующих лиц олимпиады, необходимо показать саму современную систему Всероссийской олимпиады школьников по химии (ВОШ(х)).

За последние годы выстроилась четкая структура взаимодействия при организации Всероссийской олимпиады школьников (схема 1).

Схема 1

Организационная система Всероссийской олимпиады

Эта структура, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой, определяет целостное организационное пространство подготовки и проведения олимпиады. Таким образом, мы можем говорить об организационной системе Всероссийской олимпиады.

Все нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады, можно найти на портале: www.rusolymp.ru.

Олимпиада школьников по химии – это творческий и интеллектуальный форум многих людей – и непосредственных участников, и их наставников, и членов оргкомитета, жюри, и многих других (схема 2).

Схема 2

Система «действующих лиц» ВОШ(х)

В заключение хотим обратить внимание на некоторые важные вопросы, касающиеся организации и проведения олимпиады.

Во-первых, это касается определения победителей и призеров. Согласно положению, основным критерием является успешность выполнения школьниками заданий олимпиады (победителями и призерами могут быть те участники, которые набрали не менее 50% от максимально возможного балла). Это не говорит о том, что должно быть только одно первое, одно второе и одно третье место. Олимпиада по химии – это интеллектуальный форум.

Во-вторых, подчеркнем необходимость проведения экспериментального тура олимпиады на всех этапах.

В-третьих, мы приглашаем всех желающих к написанию олимпиадных задач. Наверняка у каждого из вас есть интересные идеи, а также имеется архив задач, накопленный за много лет. Эти задачи могут использоваться при проведении различных этапов, а также при разработке методических материалов для подготовки к олимпиадам. Будем рады сотрудничеству.


* C 2009 г. отменяется система дипломов I–III степени и вводятся дипломы победителей и дипломы призеров олимпиады.