Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2008
Я ИДУ НА УРОК

 

Изменения, происходящие
с веществами

Обобщающий урок

Цель урока. Обобщить и расширить знания по основополагающим понятиям темы; проверить степень усвоения материала; активизировать учебную деятельность учащихся при подготовке к уроку.

Задачи урока.

1. Повторить основные понятия: физические и химические явления; признаки и условия протекания химических реакций; реакции горения, экзо- и эндотермические реакции; закон сохранения массы веществ; уравнения химических реакций; реакции замещения, соединения, обмена, разложения; степень окисления.

2. Развивать навыки составления формул веществ по степени окисления химических элементов и определять степень окисления элементов по формулам веществ, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, определять их тип.

3. Актуализировать умение решать расчетные задачи с использованием понятий «моль» и «молярная масса».

4. Развивать творческие аналитические подходы при подготовке сообщений, кроссвордов.

5. Способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи, дикции, творческих способностей, умений выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

6. Формировать умение работать индивидуально и в коллективе.

Форма урока: игровая.

Подготовка к уроку начинается за неделю. Учитель сообщает учащимся об основных этапах урока и о необходимости повторения по учебнику и по тетради отдельных вопросов и заданий. Некоторые задания предварительно рассматриваются на уроке. Весь класс делится на три команды по рядам.

Каждая команда получает домашнее задание.

1. Составить кроссворд (один от команды) на основные понятия темы (физические и химические явления, химические реакции, М.В.Ломоносов и т.д.) и красиво его оформить. Чем больше кроссворд, тем выше за него оценка.

2. Приготовить в письменном виде на отдельных листах 1–2 сообщения от команды, касающиеся химии, из рубрики «В мире интересного» или «Знаешь ли ты?».

Для проведения урока пригласить жюри. За ответы с места учащиеся команд получают жетоны – кружочки бумаги разного цвета: например, 1-я команда – красного, 2-я – синего, 3-я – зеленого цвета. При оценивании письменного задания (диктанта) можно тоже использовать эти жетоны.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихов Ирины Чернухиной, учителя химии:

Я – химия!
Я математики и физики сестра,
Я – химия! Познай со мной Природу!
Ученые мужи все влюблены в меня,
Молекулы и атомы для них звучат, как оды.
Я вездесуща! С вами я везде –
За партой вы иль за столом сидите.
И необъятна я под стать Земле,
Таинственна, как родина моя – Египет.

Учитель знакомит учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; напоминает о разделении класса на команды. Игра состоит из нескольких конкурсов с разными заданиями, которые оценивают члены жюри или учитель химии с помощником.

Учитель. Итак, мы начинаем наш первый конкурс.

Конкурс «Разминка» (диктант)

Участники каждой команды получают листочки разного цвета: 1-я команда – красного цвета, 2-я команда – синего, 3-я команда – зеленого – с указаниями номера команды и двумя заданиями. Учащиеся подписывают на листках свою фамилию, класс и кратко отвечают на вопросы.

Задание 1. Что из перечисленного относится к физическим, а что к химическим явлениям? В ответе поставьте Ф,если физическое явление, и X – если химическое явление.

1) Плавление алюминия;

2) на медных предметах образуется зеленый налет;

3) если к духам или одеколону прилить воду, то происходит помутнение раствора;

4) испарение воды;

5) серебряные ложки со временем чернеют;

6) ржавление гвоздя.

Ответ: ФХХФХХ.

Задание 2. Что из перечисленного является чистым веществом, а что смесью? В ответе поставьте В, если это вещество, и С, если это смесь.

1) Сера; 2) фосфор; 3) воздух;

4) соль; 5) почва; 6) медь.

Ответ. ВВСВСВ.

Конкурс «Забавные схемы»

Учитель. В этом конкурсе мы узнаем, как вы усвоили понятие «степень окисления», научились определять ее по формуле, составлять формулы по степени окисления, расставлять коэффициенты в уравнениях, определять тип реакции. Каждая команда получает свое задание. Задания лежат на партах.

Задание 1. «Знаешь ли ты степень окисления?»

1-я к о м а н д а

1. Как обозначить при помощи химических знаков пять атомов кислорода, две молекулы кислорода, молекулу кислорода?

2. Перепишите приведенные ниже формулы веществ и обозначьте над символами степени окисления элементов: СаО, H2S, Fe2O3.

 

2-я к о м а н д а

1. Что обозначают записи: Н2, 7Н2, 5Н?

2. Перепишите приведенные ниже формулы веществ и обозначьте над символами степени окисления элементов: N2О5, NН3, K2О.

 

3-я к о м а н д а

1. Как обозначить при помощи химических знаков четыре атома азота, пять молекул азота, молекулу азота?

2. Перепишите приведенные ниже формулы веществ и обозначьте над символами степени окисления элементов: РН3, SiCl4, MnO2.

Команды знакомятся с заданиями и начинают их выполнять в тетради. Через 3–4 мин. к доске приглашается по одному человеку от каждой команды. После выполнения работы члены каждой команды ее проверяют, дополняют и вносят исправления. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.

Дополнительные вопросы.

1. Что называется степенью окисления?

2. Что называется химической формулой?

3. Что такое атом?

Задание 2. «Учись уравнивать».

1-я к о м а н д а

Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:

1) оксид ртути(II) —> ртуть + кислород;

2) магний + кислород  —> оксид магния;

3) алюминий + хлорид меди(II)  —> медь +
+ хлорид алюминия;

4) гидроксид натрия + хлорид железа(II)   —>
гидроксид железа(II) + хлорид натрия.

Расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу реакции можно отнести каждую из них.

 

2-я к о м а н д а

Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:

1) цинк + кислород —> оксид цинка;

2) магний + соляная кислота —> хлорид магния + водород;

3) карбонат кальция —> оксид кальция + оксид углерода(IV);

4) нитрат магния + гидроксид натрия —> нитрат натрия + гидроксид магния.

Расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу реакций можно отнести каждую из них.

 

3-я к о м а н д а

Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:

1) хлорид натрия —> натрий + хлор;

2) натрий + кислород —> оксид натрия;

3) оксид железа(III) + алюминий —> оксид алюминия + железо;

4) сульфат цинка + гидроксид натрия —> гидроксид цинка + сульфат натрия.

Расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу реакций можно отнести каждую из них.

 

Дополнительные вопросы.

1. Что называется химическим уравнением?

2. Какой закон используется при составлении уравнений?

3. Что называется реакцией соединения?

4. Что называется реакцией разложения?

5. Что называется реакцией замещения?

6. Что называется реакцией обмена?

7. Какой ученый сформулировал закон сохранения массы веществ?

8. Назовите признаки химических реакций.

9. Назовите условия возникновения химических реакций.

10. Что называется реакцией горения?

11. Какие реакции называются экзотермическими?

12. Какие реакции называются эндотермическими?

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. Жюри оценивает этот конкурс. За 1-е задание – 4 балла, за 2-е задание – 6 баллов. Всего – 10 баллов.

s.gif (272 bytes) Конкурс «Уникальные задачи»

Учитель. Это конкурс по решению задач. Необходимо правильно оформить и решить задачу. Задания лежат на партаx.

1-я к о м а н д а

Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количество вещества оксида магния (MgO), который получится при сгорании
6 г металла.

 

2-я к о м а н д а

Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с хлором (Cl2) и вычислите массу и количество вещества хлорида железа(III), если для реакции было взято 42,6 г железа.

 

3-я к о м а н д а

Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора(V) Р2О5) и вычислите массу и количество вещества оксида фосфора(V), если в реакции израсходовано 10 л кислорода.

Дополнительные вопросы.

1. Какова единица измерения количества вещества?

2. Что называется молярной массой?

3. Сколько частиц содержит один моль любого вещества?

За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону. В конце подводятся окончательные итоги всех конкурсов, и учитель (или жюри) объявляет, какое место заняла каждая из команд.

В общий итог команд входят очки (баллы) за подготовленные дома кроссворд и письменные сообщения, которые заранее передаются жюри. Высшая оценка за кроссворд – 10 баллов, за сообщение – 2 балла (если успевают, то эти сообщения можно зачитать на уроке). Активным ученикам выставляются оценки.

Домашнее задание. Учебник О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» (М.: Дрофа, 2003), § 25–28.

И.А.ВАВИЛИНА,
учитель химии средней школы № 13
(г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия))