В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Рейтинговая система оценки
Традиционная пятибалльная (а в сущности четырехбалльная: «2», «3», «4», «5») система имеет ряд недостатков. Один из них – сложность выставления отметки. Очень часто тяжело найти грань между пятеркой и четверкой, четверкой и тройкой и т.д. Чаще всего, выставляя итоговую отметку за четверть или за год, ничего не остается, как вывести средний балл из всех полученных отметок. Но не всегда этот балл соответствует реальной оценке знаний учащегося. Кроме того, при традиционной системе оценок мы вынуждены одинаковой отметкой оценивать работы различного объема и сложности.
На мой взгляд, этих недостатков лишена рейтинговая система оценки знаний, которая влияет на всю организацию учебно-познавательного процесса. Главной целью этой системы является оценка большинства результатов учебной деятельности учащегося – результатов всех видов контроля, активности на уроках, выполнения лабораторных работ, самостоятельной внеклассной работы, участия в олимпиадах и т.д. При выработке рейтинговой системы оценки я учитывала степень сложности, число заданий, место и время выполнения, нестандартные решения поставленных задач, оригинальные идеи, подходы к решению.
Я начала вводить рейтинговую систему промежуточной оценки около 10 лет назад. Поскольку традиционную систему оценки никто не отменял, то рейтинговая система привязана к ней. Сначала я опробовала систему в одном 10-м классе, затем постепенно перешла на нее полностью. Курс химии, изучаемый в 9–11-х классах, я разбила на блоки, по каждому определила все контрольные мероприятия. В зависимости от числа заданий и степени сложности каждой работе присвоено определенное число баллов. В начале изучения каждого блока знакомлю учащихся с рейтинговой системой оценки. Ученик, не набравший определенного количества баллов по данному блоку, сдает устный зачет. При определении необходимой суммы баллов я исходила из того, что она должна соответствовать реальным знаниям ученика, которые оцениваются по традиционной системе на «4» или «5». Учащиеся групп с углубленным изучением химии при наборе определенного количества баллов получали отличную оценку без сдачи переводного экзамена. В 8-х классах я ввожу рейтинговую систему со второй четверти. Подвожу итоги за 7–10 дней до конца четверти. Учащиеся, не набравшие нужное количество баллов, отчитываются после уроков.
Рейтинговая система требует значительных затрат времени, но эти затраты окупаются сторицей. Самое большое преимущество рейтинговой системы – невероятная гибкость, с ее помощью можно управлять развитием тех или иных необходимых качеств учеников. Как известно, в последние годы школьники стали мало читать. Достаточно увеличить баллы по видам деятельности, требующим большой работы с литературой, как в решении проблемы станет видно существенное продвижение.
За годы использования рейтинговой системы я убедилась, что она имеет следующие достоинства:
• повышает активность класса во время урока;
• способствует повышению качества знаний;
• cтремление быть первым заставляет учеников более добросовестно готовиться к уроку;
• уменьшает число учеников, не выполнивших домашнее задание;
• рейтинг ассоциируется с игрой, за счет чего обучение приобретает увлекательный характер;
• учащиеся, поступающие в вузы, легко адаптируются к вузовской рейтинговой системе.
Однако хочу отметить, что рейтинговая система существенно изменяет отношение к учебе только сильных учащихся, слабые относятся к ней безразлично. Но и у слабых учеников, вынужденных сдавать зачеты или отчитываться по пройденному материалу, в результате повышается качество знаний.
Система рейтинговой оценки
Практическая работа, лабораторная работа, письменный опрос – 3 балла.
Самостоятельная работа, контрольная работа – 5 баллов.
Итоговая контрольная работа – 10 баллов.
Письменное домашнее задание – 1 балл.
Ответ у доски – 1 балл.
Активная работа в классе – 1 балл.
Оригинальность решения задачи – 2 балла.
Нахождение нескольких способов решения – 2 балла.
За списанное домашнее задание – минус 1 балл.
Количество баллов, которое необходимо набрать
8-й к л а с с |
2-я ч е т в е р т ь.
Более 20 баллов – (оценка за «зачет») – 5;
15–19 баллов – 4;
10–14 баллов – 3.
3-я ч е т в е р т ь.
Более 40 баллов – 5;
35–39 баллов – 4;
30–34 балла –3.
4-я ч е т в е р т ь.
Более 30 баллов – 5;
25–29 баллов – 4;
20–24 балла – 3.
9-й к л а с с |
(По программе деятельности
учащихся
при изучении неорганической химии
С.Т.Сатбалдиной)
1. Реакции ионного обмена, гидролиз, окислительно-восстановительные реакции, кинетика.
Более 35 баллов – 5;
30–34 балла – 4;
25–29 баллов – 3.
2. Неметаллы.
Более 45 баллов – 5;
40–44 балла – 4;
35–39 баллов – 3.
3. Металлы.
Более 35 баллов – 5;
30–34 балла – 4;
25–29 баллов – 3.
10-й к л а с с |
1. Углеводороды.
Более 50 баллов – 5;
40–49 баллов – 4;
30–39 баллов – 3.
2. Кислородсодержащие вещества.
Более 55 баллов – 5;
48–54 балла – 4;
40–47 баллов – 3.
3. Азотсодержащие углеводороды.
Более 25 баллов – 5;
20–24 балла – 4;
15–19 баллов – 3.
При углубленном изучении химии
«автомат» за экзамен ставится при наборе в I
полугодии –
80 баллов, во II полугодии – 100 баллов.
11-й к л а с с |
1. Строение вещества, периодический закон, основные законы химии
Более 60 баллов – 5;
50–59 баллов – 4;
40–49 баллов – 3.
2. Неметаллы.
Более 50 баллов – 5;
40–49 баллов – 4;
30–39 баллов – 3.
3. Металлы
Более 40 баллов – 5;
30–39 баллов – 4;
20–29 баллов – 3.