В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ |
Использование
информационных технологий
на уроках химии
Современный этап развития
образования характеризуется рядом
отличительных особенностей, связанных с
научно-техническим прогрессом, стремительным
ростом объема учебной информации. Все новинки
технологического процесса с особым восторгом
встречают именно дети. И конечно, необходимо
использовать любознательность и высокую
познавательную активность школьников для
целенаправленного развития их личности.
Формирование познавательного интереса учащихся
имеет принципиальное значение для осознанного
усвоения курса химии.
Применение новых
информационно-коммуникационных технологий в
учебном процессе позволяет направить
интеллектуальный потенциал учащихся на
позитивное развитие. Именно на уроках под
руководством учителя школьники могут узнать, как
использовать компьютерные технологии для
всестороннего развития своего интеллекта,
овладеть способами получения информации для
решения учебных, а впоследствии и
производственных задач, приобрести навыки,
которые помогут продолжать образование в
течение всей жизни.
Проводя исследования в этом направлении, я
пытаюсь интегрировать знание информационных
технологий с курсом химии средней школы. Такая
интеграция позволяет разрабатывать новые
подходы к обучению химии, сделав изучение
предмета более мобильным, адаптированным к
требованиям современного общества.
Использование компьютера в учебном процессе
способствует совершенствованию методики
преподавания в большей степени, чем любые другие
технические средства, предоставляемые в
распоряжение учителя. Прежде всего, компьютер
значительно расширяет доступ к источникам
информации, которой преподаватель пользуется
при подготовке к занятиям. Введение
информационных технологий в учебный процесс
существенно меняет и в конечном результате
повышает эффективность преподавания.
Одним из важнейших методических принципов,
позволяющих эффективно использовать
современные информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), является совмещение
компьютерных технологий с традиционными.
Применение ИКТ на уроке должно быть
целесообразно и методически обосновано, а не
служить данью веления времени.
К информационным технологиям обращаться
следует лишь в том случае, когда они обеспечивают
более высокий уровень образовательного процесса
по сравнению с другими методами обучения.
Компьютер в состоянии заменить основную часть
наглядных пособий и моделей (они порой бывают
слишком объемными и громоздкими, особенно по
органической химии; к тому же количество
пособий не всегда достаточно для обеспечения
всего класса).
При
организации практических работ компьютер также
становится эффективным помощником. Например, при
изучении токсичных веществ (бензол, галогены и
др.) виртуальный мир дает возможность проводить
химический эксперимент без риска для здоровья
учащихся. С помощью электронных учебников
удобно показывать видеофрагменты опытов,
которые не всегда можно провести на уроке в
полном объеме (ввиду отсутствия необходимого
оборудования). Электронные учебники снабжены
трехмерными иллюстрациями, способствующими
развитию пространственного мышления. Например,
демонстрация шаростержневых моделей и моделей
Стюарта–Бриглеба на уроках невозможна ввиду их
отсутствия. Использование компьютерных моделей
способствует образному мышлению и лучшему
усвоению материала. Полезно применять
компьютерные технологии на уроках при изучении
нового материала (презентации, как оформление
для лекций), при первичном закреплении
полученных на уроке знаний и умений, при
отработке умений и навыков (обучающее
тестирование), во время проведения
химического практикума, а также при контроле и
коррекции знаний.
Можно использовать на уроках следующие
электронные учебники:
• Обучающий программно-методический комплекс
на CD «1С: Образовательная коллекция. Общая и
неорганическая химия. 10–11 класс»;
• Обучающий программно-методический комплекс
на CD «1С: Образовательная коллекция. Химия.
Базовый курс. 8–9 класс»;
• Обучающий программно-методический комплекс
на CD «Виртуальная лаборатория. Химия.
8 класс»;
• Обучающий программно-методический комплекс
на CD «Виртуальная лаборатория. Химия.
9 класс»;
• Обучающий программно-методический комплекс
на CD «1С: Образовательная коллекция. Органическая
химия. 10–11 класс».
Если на уроке возникает
необходимость обсуждения с учащимися нового
материала, то проводится комбинированный урок в
форме беседы с использованием компьютерной
презентации. Презентация позволяет сделать этот
процесс более наглядным, ярким, способствует
систематизации знаний, более успешному их
усвоению по сравнению с традиционными методами.
На слайдах размещены необходимые формулы,
уравнения реакции, схемы химических опытов в
соответствии с последовательностью изучения
материала на уроке. В целях своевременного
устранения пробелов в знаниях и закрепления
наиболее важных вопросов темы на последнем
слайде презентации помещены контрольные вопросы
или задания. Если учащиеся не могут ответить на
какой-либо вопрос, то с помощью специальной
управляющей кнопки с гиперссылкой можно вернуть
тот слайд, где есть сведения для правильного
ответа. Таким образом осуществляется повторение
материала, оказавшегося трудным для учащихся.
Помимо лекционных уроков, компьютер
используется при закреплении знаний – на
промежуточном этапе между получением новой
информации (лекция) и контролем знаний (опрос,
зачет) организовывается работа учащихся по
освоению материала темы, основанная на
самоконтроле.
Компьютерные программы помогают в
самостоятельной работе как обучающее и
контролирующее средство.
Школьники в ходе работы знакомятся с
интересной информацией (текст, анимация), имеют
возможность увидеть на экране
высококачественные снимки, внимательно их
рассмотреть, что, конечно, помогает им лучше
понять материал. Мультимедиатехнологии
позволяют не только выстраивать материал в виде
последовательного изложения, но и создают
возможность нелинейного перемещения между
отдельными частями курса. Ученик получает
возможность работать в удобном ему темпе и
обращать особое внимание на те вопросы, которые
вызывают затруднения именно у него.
Самостоятельные работы дают возможность
проводить индивидуальную работу с теми
учащимися, кто нуждается в помощи.
Изучая материал в необходимой для них
последовательности, работая с обучающей
программой, которая помогает ликвидировать
пробелы в знаниях и не наказывает за
неправильный ответ снижением оценки, школьники
испытывают положительные эмоции, что очень важно
для успешного усвоения материала.
Наблюдения за процессом обучения показали, что
на уроках с использованием ИКТ даже «слабые»
учащиеся работают более активно, не отвлекаются,
заинтересованно выполняют задания.
В своей работе я применяю современные методы
оценивания качества образования – компьютерное
тестирование, безотметочное обучение.
Для одаренных детей создано личное
«портфолио». Оценки учащихся выставляются в
электронный журнал. Учителя нашего района
используют разработанные мною комплекты
тематических тестов по органической и
неорганической химии. При помощи этих тестов я
провожу тематический контроль знаний по
предмету.
омпьютерные технологии усиливают восприятие,
облегчают усвоение и запоминание материала,
воздействуют сразу на несколько информационных
каналов учащегося. При этом повышается интерес
учащихся к урокам химии, о чем свидетельствует
приведенная ниже диагностика – распределение
ответов учащихся на различные вопросы (таблицы
1– 3).
*Вопрос: «Химия – предмет…»
Таблица 1
Варианты ответов |
Количество учащихся, % |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Интересный |
45 |
53 |
56 |
66 |
Нужный |
27 |
40 |
35 |
23 |
Ненужный |
4 |
4 |
1 |
6 |
Трудный в понимании |
12 |
7 |
4 |
3 |
*Вопрос: «Содержание предмета
химии…»
Таблица 2
Варианты ответов |
Количество учащихся, % |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Трудно для восприятия |
12 |
7 |
4 |
3 |
Легко для восприятия |
60 |
82 |
87 |
89 |
Неинтересное |
5 |
3 |
1 |
2 |
Содержит много ненужных фактов |
9 |
6 |
4 |
5 |
*Вопрос: «Интерес к химии…»
Таблица 3
Варианты ответов |
Количество учащихся, % |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Отсутствует |
5 |
4 |
2 |
1 |
Иногда возникает |
20 |
26 |
30 |
35 |
Постоянный |
53 |
64 |
64 |
64 |
*На вопрос «На уроке химии
используются средства обучения…» из трех
вариантов ответа:
а) однообразные;
б) только учебник;
в) разнообразные –
все четыре года (2003–2007) 100% учащихся выбирали
последний – «разнообразные».
Е.В.ЛЕТАШКОВА,
учитель Средне-Егорлыкской
средней школы № 4
(с. Средний Егорлык, Целинский р-н,
Ростовская обл.)
|