РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ Школа: время реформ |
Компьютерные презентации
на уроках химии
Как студенты строили атом…
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим.
Сократ
Основная задача, стоящая перед системой школьного и среднего профессионального образования в современном обществе, – формирование основ информационной культуры будущего специалиста.
Обучение химии связано с трудностями в познании учащимися сути процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Применение компьютерных технологий при изучении химии позволяет наглядно представить процессы и явления, скрытые от глаз, а потому трудные для восприятия и понимания учащимися.
Использование различных форм работы с компьютером при изучении химии дает возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность. Формулирование целей работы, инициатива в постановке новых задач, поиск доступных и оригинальных способов подачи материала, выделение наиболее существенных характеристик изучаемого явления – все это повышает самооценку интеллектуальных возможностей учащихся, позволяет им поверить в свои силы, способствуя тем самым развитию личности учащегося. Для педагога отрадно то, что повышается интерес к самой дисциплине.Особое место при обучении химии отводится самостоятельным работам учащихся, позволяющим расширить знания по предмету, активизировать их творческую деятельность, позволить раскрыть свои способности. И здесь не обойтись без компьютера.
Один из видов самостоятельной работы студентов 1-го курса медицинского училища – создание презентаций. В качестве примера представлены материалы презентации по теме “Строение атома” (слайд 1).
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта PPt4web.ru. Сайт PPt4web.ru – это удобный интерактивный сервис, предназначенный для того, чтобы Вы в любое удобное время смогли скачать на свой компьютер или просмотреть онлайн презентации на самые разные темы. К Вашему вниманию представлены презентации по химии, русскому языку, ОБЖ, информатике, математике, алгебре, биологии, географии и другим предметам школьной программы. Благодаря представленным материалам любой педагог сможет разнообразить урок мультимедийными презентациями, сделав учебный процесс эффективнее и интереснее.
Слайд 1
Деятельность преподавателя сводится к формированию рабочих (творческих) групп и организации их деятельности. Подбор студентов в одну группу необходимо осуществлять согласно их психологической совместимости и позитивной взаимозависимости; численность рабочей группы не должна превышать 4–5 человек. Как показывает опыт, среди учащихся, проявивших желание выполнить работу в виде презентации, наблюдается распределение “ролей”. Кто-то заинтересован в поиске информации в различных источниках (газеты и журналы по химии, научно-популярная литература, Интернет и др.), кто-то предлагает способы ее обработки (сведение данных в таблицы, составление схем, подбор рисунков и т.д.) и, наконец, 1–2 студента непосредственно занимаются оформлением презентации.
При подготовке презентации “Строение атома” студенты совместно с преподавателем сформулировали цели (слайд 2).
Слайд 2
Для достижения поставленных целей им необходимо было использовать знания о:
• составе атома и ядра (слайды 3–5);
• строении электронных оболочек атомов (слайды 8–13).
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
В ходе работы студенты закрепили умения:
• характеризовать состав ядра (слайд 5);
• рассчитывать количество протонов, нейтронов и электронов (слайды 6, 7);
• формулировать правила распределения электронов в атоме (слайды 8, 10, 12, 13);
• записывать электронную формулу (слайды 14,15);
• определять количество валентных электронов (слайд 15);
• составлять электронно-графическую формулу (слайд 16).
Слайд 16
Особого внимания потребовала работа над составлением блока контролирующих материалов (слайды 17–21) с эталонами правильных ответов (слайды 22–25) и критерием выставления оценок (слайд 26).
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Как оказалось, студентам трудно сформулировать вопрос и указать форму задания. Эта деятельность предполагает не простое воспроизведение материала, а творческий подход, что вызывает у студентов трудности. Включение в презентацию этого блока было рекомендовано преподавателем с целью придания работе завершенности и развития творческой самостоятельности у студентов.
Слайд 26
Рефлексивный этап познавательной деятельности позволяет студентам самостоятельно судить о достижении поставленных ими же целей, что развивает общеучебное умение осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.
Формой отчета студентов явилось представление результатов выполненной работы во время учебного занятия по теме “Обобщение знаний по общей и неорганической химии”.
И, конечно же, не надо забывать об оценке самостоятельной работы студентов. Кроме выставленных в журнал четверок и пятерок более высокой оценкой является включение преподавателем презентации в свою работу. Например, данная презентация может быть использована преподавателем на занятиях:
• теоретических (визуализация материала лекции, постановка проблемного вопроса и его решение, закрепление нового материала);
• практических (закрепление умений составлять электронно-графические, электронно-волновые схемы строения атома, писать электронные формулы, производить расчеты по формулам; организация различных форм контроля и самоконтроля знаний студентов).
Тем самым преподаватель дает понять, что работы студентов не “отправляются в макулатуру”, а могут активно использоваться в учебном процессе. Это способствует созданию положительной атмосферы на занятиях в целом и повышает интерес к работе с использованием компьютерных технологий.