Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2010
НОВОСТИ НАУКИ

Лекарства от рака станут эффективнее

Раковая клетка, в отличие от нормальной, сходна с паромобилем, который пыхтит, чадит, но плохо ездит, т.е. она очень неэффективно использует свои энергетические ресурсы. Именно поэтому опухолевые клетки “открывают” в своем геноме гены, участвующие в процессе эмбрионального развития, которые в норме выключены и находятся под строгим контролем. Эти гены отвечают за синтез так называемых ангиогенинов – веществ, стимулирующих рост и размножение клеток эндотелия (внутренний слой кровеносных сосудов), с которых начинается новообразование сосудов (ангиогенез).

Одним из основных стимуляторов роста эндотелия вот уже на протяжении двух десятков лет считается белок VEGF (Vessel Endothelial Growth Factor) – ростовой фактор эндотелия сосудов, его миграции и размножения (см.: Химия, 2009, № 3, с. 42). Производимый самими же эндотелиальными клетками белок VEGF связывается с белковыми рецепторами на их оболочке-мембране. Рецептор своим цитоплазматическим концом активирует фермент киназу Src (sarcoma), открытый в клетках, пораженных вирусом саркомы Рауса (RSV). Киназа Src начинает киназный каскад (цепь биохимических реакций), который “проводит” сигнал в ядро клетки, где включаются соответствующие гены, отвечающие за рост сосудов, а также за проницаемость их стенок. Аномальная раковая стимуляция приводит к тому, что новообразованные сосуды опухолей плохо удерживают жидкость, попросту говоря, “текут” подобно плохому шлангу.

Сотрудники отдела раковых исследований Массачусетсского технологического института обнаружили, что передача стимулирующего сигнала по рецептору после присоединения VEGF блокируется подоболочечным (подмембранным) белком Robo (от англ. Roundabout – поворот за угол, окольный путь), что явилось довольно неожиданным. Дело в том, что этот белок, который был открыт в конусах нарастания аксонов* нейронов, управляет переходом аксонов на другую сторону формирующегося мозга, о чем и свидетельствует его английское название (все знают, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием и наоборот).

В кровеносных же сосудах Robo способствует “стабилизации” клеток эндотелия и уменьшению проницаемости. При “выключении” гена, кодирующего белок Robo, в стекловидном теле глаза мышей в два раза увеличивается васкуляризация (формирование новых кровеносных сосудов) под действием повышенного содержания кислорода. Известный ангиостатин (белок, препятствующий появлению и росту кровеносных сосудов) под названием “авастатин” (аvаstatin), т.е. препарат, используемый для подавления опухолевого ангиогенеза, представляет собой моноклональные антитела, блокирующие VEGF, в результате чего последний не может связаться со своими рецепторами на поверхности эндотелиальных клеток.

Новое открытие “перенацеливает” фармакологов в их поисках препаратов, блокирующих опухолевый ангиогенез. Использование антител против VEGF оказалось недостаточно эффективным, поскольку у эндотелия есть и другие стимуляторы роста. Robo представляет собой более интересный объект, тем более, что он локализуется не на поверхности клетки, а под ее мембраной. Это один из первых примеров воздействия на внутренние, а не только на наружные факторы клетки, что обещает бо'льшую эффективность воздействия.

* (Nature Biotechnology, 2008, № 5, р. 513, 528) Аксон – отросток нервной клетки (нейрона), проводящий нервные импульсы. – Прим. ред.

Материал подготовил