Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Химические реакции

8 класс

Цели.

Повторить отличия химических явлений от физических;

познакомить с признаками химических реакций;

дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Задачи.

Образовательные:

1) закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;

2) рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций;

3) сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Развивающие:

1) развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа;

2) продолжать развитие общеучебных умений и навыков при осуществлении самоконтроля по образцу;

3) продолжать формирование адекватной самооценки;

4) развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементы новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.

Воспитательные:

1) продолжить формирование мотивации учебной деятельности;

2) продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока. Урок объяснения нового материала.

Применяемые технологии. Урок проводится с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft РоwerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Применяемый метод (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Частично-поисковый.

Формы обучения. Сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов) и индивидуальной работы (с дидактической карточкой).

Форма урока. Лабораторная работа “Признаки химических реакций”.

Ожидаемые результаты. Интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, получат начальные представления о классификации химических реакций.

Способы контроля ожидаемых результатов. В конце урока по просьбе учителя учащиеся поднимают сигнальные карточки определенного цвета, показывая, на каком уровне ими усвоен учебный материал.

Оборудование и реактивы для лабораторной работы. Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, дидактические карточки для учащихся (на каждую парту); сигнальные карточки (зеленого, желтого и красного цвета); штатив с пробирками (5 пробирок), ступка (с картонной крышечкой), пестик, шпатель; растворы: сульфата натрия, хлорида бария, соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина; кристаллические вещества: карбонат натрия, хлорид аммония и гидроксид кальция.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, взаимное приветствие. Показ слайда 1 – с названием темы, класса, автора презентации.

2. Актуализация знаний по классификации явлений

Повторение понятий “физические явления” и “химические явления” (слайды 2, 3). Школьники записывают схему по классификации явлений в тетрадь в соответствии с дидактической карточкой (см. приложение). Из перечисленных в списке явлений выбирают химические, обосновывают свой выбор (слайды 4, 5).

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

 

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель в стихотворной форме сообщает цель урока, проводит инструктаж по предстоящей работе (слайды 6, 7).

Слайд 6

Слайд 7

4. Усвоение новых знаний

В соответствии с инструкциями на слайдах (и дидактических карточках) учащиеся выполняют лабораторную работу и сами называют признаки проделанных реакций: образование осадка (слайд 8), выделение газа (слайд 9), выделение или поглощение теплоты (слайд 10), изменение цвета (слайд 11), появление запаха (слайд 12).

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

При обсуждении признака реакции, связанного с выделением или поглощением теплоты, учащиеся знакомятся с классификацией химических реакций по тепловому эффекту (слайды 13, 14).

Слайд 13

Слайд 14

 

5. Закрепление нового материала

Учащиеся перечисляют и записывают признаки химических реакций (слайд 15). Затем отвечают на вопрос: “Какими признаками реакций сопровождается процесс приготовления пищи?” (слайд 16).

Слайд 15

Слайд 16

 

6. Подведение итогов урока

Учитель выставляет оценки за работу на уроке (слайд 17). Учащиеся анализируют полноту усвоения ими новых знаний с использованием сигнальных карточек.

Слайд 17

Если все понятно, поднимают зеленую, если есть неясности – желтую, если пока ничего не понятно, поднимают красную карточку.

7. Информация учащихся о домашнем задании

Учитель проводит инструктаж по домашнему заданию (слайд 18).

Слайд 18

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2005.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические карточки к теме “Химические реакции”

Заполните схему:

Из следующего списка укажите химические явления:

а) распространение запаха духов;

б) ржавление железа;

в) испарение воды;

г) получение сахарной пудры из кристаллов сахара;

д) гниение растительных остатков;

е) почернение серебряных изделий.

Рассмотрим признаки химических реакций.

1) Лабораторный опыт:

24 + ВаCl2 —> … .

Наблюдаем …………….. (выпадение осадка).

2) Лабораторный опыт:

2СО3 + НCl —> … .

Наблюдаем ……………….. (выделение газа).

3) Рассмотрим фото горящего костра и вспомним,

что чувствуем при этом: …………….. (тепло),

что видим: …………………………. (свет).

В зависимости от выделения или поглощения теплоты все реакции можно разделить на две группы:

…………………………. (экзотермические)

и

…………………………. (эндотермические).

4) Лабораторный опыт:

NaОН + фенолфталеин.

Видим: ………………….. (изменение цвета).

5) Лабораторный опыт:

NH4Cl + Ca(OH)2 —> … .

Чувствуем: ……………………….. (запах).

Н.Н.ПИЛЬНИКОВА,
учитель химии
средней школы № 147,
г. Челябинск