Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2010
ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ

 

Все в твоих руках…

Ситуация с востребованностью тех или иных профессий в среднем меняется каждые 5–6 лет. Сегодня рейтинги возглавляют финансисты, аудиторы, экономисты, специалисты по маркетингу и продажам. Безусловно, эти профессии очень важны сейчас, пока идет купля-продажа, пока страна преодолевает кризис и его последствия. Однако эксперты рынка в последние годы настоятельно рекомендуют молодым людям, планирующим карьеру, задуматься перед тем как поступать на экономические и юридические факультеты. По данным сайта careerist.ru, из 1,2 млн выпускников вузов ежегодно почти 50 % составляют экономисты и юристы. Явный переизбыток кадров в этой сфере сопровождается серьезной нехваткой специалистов в области химии, физики, биологии, тех наук, которые составляют основу многих, можно сказать, вечных профессий. Это – врачи, фармацевты, технологи пищевых производств, микробиологи, экологи и другие.

Стоит напомнить о том, что счастливое и обеспеченное будущее человечества во многом будет обязано развитию именно химической науки – большинство природных запасов являются исчерпаемыми и невозобновляемыми, когда-нибудь, рано или поздно, наступит “прекрасный” момент, когда запасы нефти, газа, угля, руды будут исчерпаны. И что же тогда? Тогда дело останется за синтезом: органическим и неорганическим.

Но все это в будущем, далеком или не очень – решит человек. А пока перейдем к другой, не менее важной проблеме: рынок труда и образовательные услуги. К сожалению, сейчас ситуация сложная и крайне нестабильная, поэтому подчеркнем, пожалуй, самое главное – все “находится в руках” будущего специалиста, т.е. нынешнего ученика или студента. Именно собственное желание учиться, совершенствоваться определяет востребованность его в будущем.

Возвращаясь к теме о нехватке кадров в области естественных наук, следует отметить, что начинать свой карьерный путь в “химики–физики” нужно буквально со школьной скамьи. Именно об этом моя статья.

Общеизвестным фактом является то, что многим молодым людям такие предметы, как физика и химия, даются с большим трудом. У других же есть способности, но нет интереса к этим наукам, так что, несмотря на призывы государства, молодежь предпочитает изучать науки социальные – и понятнее, и проще. Когда у учеников появляется право выбора, выбор очень часто падает не на химию с биологией.

Не секрет, что самое главное в любом учебном процессе – первоначальный интерес. Преподаватель дает толчок, и ребенок, может быть чуть позже, сам с большим азартом посвящает себя изучению какой-либо отрасли знаний.

Малокомплектные сельские школы не могут позволить себе разделять классы даже по двум профильным уровням: что-нибудь одно – или “база”, или “физмат”, или “соцгум”. Об узких специализированных классах химического, биологического или медицинского профилей даже и речи нет. Что же делать в этом случае ученикам – “фанатам своего дела”? На помощь приходят, конечно же, учителя-предметники, которые всегда помогут, направят, как говорится, на путь истинный. Учителя многих школ, и нашей в том числе, постоянно призывают детей участвовать в различных олимпиадах, интернет-проектах, дистанционных викторинах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Все это – большое подспорье для продолжения обучения, в частности в вузах.

Собственным примером хочу призвать подрастающее поколение – учеников 5–9 классов, ребят с еще несостоявшимся профессиональным выбором: не бойтесь пробовать себя в разных предметах, рано или поздно вы определитесь, поймете, что вам по душе!

Ну а мой собственный пример таков: еще в начале 9-го класса (в прошлом учебном году) я твердо решила – буду инженером-строителем, начала усиленно заниматься черчением, физикой. Но вскоре поняла – это не мое, абсолютно. Стала размышлять о том, что мне действительно интересно, что я хотела бы получить от своей будущей учебы? В общем, выбор мой сделан – медицина. Несмотря на разговоры о тяжести медицинского поприща, я и мой учитель химии и биологии – Филиппова Надежда Александровна – прикладываем все усилия для того, чтобы пополнить мои знания, успешно сдать ЕГЭ и облегчить дальнейшую учебу.

О выборе профессии задумайся сейчас!
(фото с сайта http://demo.myserver.net.ru/liga_old/1snt1.jpg )

Серьезной подготовкой мы занялись только в начале этого учебного года, но результаты уже более чем просто “неплохие” – два первых места в районных олимпиадах по химии и биологии. Одних уроков, конечно же, было мало, поэтому я полгода занималась дополнительно на элективных курсах, приняла участие в интернет-проекте по химии. В этом проекте ежегодно принимают участие ученики более чем из 100 населенных пунктов России. И тут результат превзошел ожидания – работа выполнена на 80 % (это – всероссийский уровень!). В ближайшее время предстоит работа над заданиями второго тура этого проекта.

Вышеперечисленное – только малая часть того большого труда, той работы, которая уже проделана и которую еще предстоит сделать.

В заключение хочется сказать, что к выбору профессии, дорогие друзья, нужно подходить очень и очень тщательно – на службе мы проводим большую часть своего времени. Главное – не останавливайтесь перед трудностями. И не останавливайтесь на достигнутом!

Т. ВОЛОЖАНИНА,
ученица 10-го класса
средней школы,
п. Приполярный, Ханты-Мансийский АО