Я ИДУ НА УРОК |
Химические свойства кислот
Урок-исследование • 8 класс
Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое. Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию ее содержания. |
Цели. Образовательные: совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойствах кислот, изучить химические свойства кислот.
Развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность); прививать культуру умственного труда.
Методы обучения. Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный.
Оборудование и реактивы. Таблица “Индикаторы”, инструктивные карточки; пробирки, лучинка, бумага, ткань, медные и цинковые опилки, оксид меди, соляная и серная кислоты; индикаторы, нумерованные пробирки с растворами.
Девиз урока. Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. (И.В.Гете.)
ХОД УРОКА
Стадия вызова
Фронтальный опрос.
Великий мыслитель П.Лаплас сказал:
То, что мы знаем, – ограничено;
То, что не знаем, – бесконечно.
• Вспомним, что вы знаете о кислотах?
• Какие кислоты вам известны?
• Какие из них встречаются в природе?
(Ответы учащихся: уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая.)
“Вкусные” кислоты |
• Почему эти вещества называют кислотами?
• Каковы физические свойства кислоты?
• По каким признакам можно классифицировать кислоты?
• Определите степени окисления всех атомов в кислоте H2SO4.
• Назовите кислоты разной силы.
(Ответы учащихся: сильные – H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI; средние – H3PO4, H2SO3; слабые – H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO2, CH3COOH.)
• Могут ли кислоты быть опасны для человека?
• Как вы представляете портрет “Кислоты”?
Стадия осмысления
Учитель. Запишем в тетрадь число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для кислот (схема 1).
Схема 1
Учащиеся рисуют схему, записывают на ней то, что они уже изучили.
Изучение нового материала
Учитель. Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа:
Катионом водорода!
• Где можно использовать знания о химических свойствах кислот?
• Что нужно помнить при работе с кислотами?
Учащиеся отвечают.
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Вам выдана смесь цинковых и медных опилок. Как с помощью кислоты можно выделить из этой смеси медные опилки?
Пока один из вас выполняет задание у доски, остальные отвечают на вопрос: с какими металлами будет реагировать соляная кислота? (Схема 2.)
Схема 2
Учащиеся записывают возможные уравнения реакций на доске и в тетрадях.
Учитель. А сейчас займемся химическими исследованиями свойств кислот.
Учащиеся получают инструктивные карточки.
В а р и а н т 1.
Инструкция по
проведению Порядок действий. 1) Даны три нумерованные пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – кислота. Опытным путем определите, в какой пробирке находится кислота (используйте таблицу). 2) Запишите свои наблюдения. |
Таблица
Окраска индикаторов в различных средах
Индикатор | С р е д а | ||
кислая | нейтральная | щелочная | |
Лакмус | Красный | Фиолетовый | Синий |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Малиновый |
Метилоранж | Красный | Оранжевый | Желтый |
В а р и а н т 2.
Инструкция по
проведению Порядок действий. 1) Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с металлами. 2) Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди. 3) Составьте уравнения реакций. 4) Подготовьте отчет. |
После проведения опытов и доклада учащихся о своих наблюдениях учитель предлагает обсудить другие свойства кислот: взаимодействие кислот со щелочами и разложение некоторых кислот (возможна демонстрация опытов).
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Какую пользу приносят кислоты?
Учащиеся отвечают о пользе кислот:
1) применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов для сохранения пищи; витамин С, без которого нельзя жить, – это тоже кислота (аскорбиновая);
2) используют в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля;
3) удаляют накипь в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислот;
4) используют муравьиную кислоту при ревматизме (народная медицина);
5) соляная кислота принимает участие в процессе пищеварения.
Учитель. Проведем следственный эксперимент, цель которого – выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместим лучинку, через минуту проверим ее состояние. Нанесем по капле серной кислоты на бумагу и ткань. Пронаблюдайте, что произойдет. Ответьте на вопрос: какой вред могут нанести кислоты?
Учащиеся отвечают:
1) можно получить ожоги;
2) кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Закрепление изученного материала
Учитель. С какими веществами реагируют кислоты? Ответ изобразите в виде схемы (схема 3).
Схема 3
Закончите следующие уравнения реакций:
Mg + HCl —> …………………… ,
CаО + HCl —> …………………… ,
KОH + HNO3 —> …………………… ,
BaCl2 + H2SO4 —> …………………… ,
H2CO3 —> …………………. .
Рефлексия
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Что запомнили?
Ученик. Кислоты могут быть в разных агрегатных состояниях, иметь или не иметь запах, но все они обладают кислым вкусом. Лакмус в кислой среде краснеет.
Учитель. Что поняли?
Ученик. Кислоты приносят пользу, но могут нанести вред.
Учитель. Чему научились?
Ученик. Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, проводить реакции, иллюстрирующие химические свойства кислот.
Учитель. Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: “Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний: он постоянно расширяется”.
Домашнее задание. Завершите составление портрета “Кислоты”.