Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2010
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

“Озадаченная химия”

Программа дополнительного образования · 8–11 классы

Окончание. Начало см. в № 4/2010

 

3-й  г о д  о б у ч е н и я

Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 3-го года обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической. Органические вещества.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: семинар “Живая и неживая природа”.

Т е м а “Нахождение молекулярной формулы органического вещества”. Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества. Составление задач самостоятельно и участие в конкурсе “Озадачь друга!”. Отбор интересных задач для сборника “Озадаченная химия для юных химиков”.

Т е м а “Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”. Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение массы, количества вещества, объема продуктов реакции по массе, количеству вещества, объему исходных веществ; на нахождение массы продуктов реакции, если известны массы всех исходных веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Подготовка учащимися дидактического материала; участие в школьной и городской олимпиадах; составление заданий по химии для интеллектуального марафона.

Т е м а “Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”. Основные классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути перехода от органических веществ к неорганическим.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на цепочки превращений; экспериментальное осуществление отдельных фрагментов цепочек превращений; составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода от одного класса веществ к другому.

Т е м а “Окислительно-восстановительные реакции”. Особенности окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Расстановка коэффициентов в них методами электронного баланса и полуреакций.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: расстановка коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ; составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Оформление дидактического материала (карточки с заданиями), составление кроссвордов.

Т е м а “Качественные реакции на органические вещества”. Качественные реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.

Разработка программы и участие в вечере занимательной химии.

Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием органических веществ, обсуждение сборника задач по органической химии и его защита.

Поурочное планирование

№ п/п Тема занятий Всего часов Теория, ч Практика, ч
1 Вводное занятие 1   1
  Нахождение молекулярной формулы органического вещества 5 2 3
2 Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов 2 1 1
3 Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу 2 1 1
4 Индивидуальная консультация 1   1
  Решение задач по химическим уравнениям
с участием органических веществ
9 3 6
5 Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов) 3 1 2
6 Решение задач на выход продукта 2 1 1
7 Решение задач на избыток одного из веществ 3 1 2
8 Индивидуальная консультация 1   1
  Генетическая связь между основными классами
органических соединений.
Генетическая связь органических и неорганических веществ
10 3 7
9 Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере углеводородов) 3 1 2
10 Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере кислородсодержащих органических веществ) 3 1 2
11 Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач 1   1
12 Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере азотсодержащих веществ) 2 1 1
13 Индивидуальная консультация 1   1
  Окислительно-восстановительные реакции 3 1 2
14 Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций 3 1 2
  Качественные реакции на органические вещества 7 2 5
15 Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы) 4 2 2
16 Решение экспериментальных задач по органической химии 2   2
17 Индивидуальная консультация 1   1
18 Итоговое занятие 1   1

Итого: 36 часов.

* Эксперименты проводятся в зависимости от наличия того или иного оборудования и реактивов.

 

Ожидаемые результаты

После прохождения программы 3-го года обучения школьники должны

по т е м е “Нахождение молекулярной формулы органического вещества”:

1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;

2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;

по т е м е “Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”:

1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;

2) уметь

– производить расчеты по химическому уравнению;

– составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;

по т е м е “Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”:

1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;

2) уметь

– решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;

– решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;

– уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;

по т е м е “Окислительно-восстановительные реакции”:

уметь

– расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;

– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

по т е м е “Качественные реакции на органические вещества”:

1) знать

– технику безопасности при работе с органическими веществами;

– реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;

2) уметь

– проделывать качественные реакции;

– применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;

– работать с химическими веществами и химическим оборудованием.

Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.

 

4-й  г о д  о б у ч е н и я

Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 4-го года обучения. Тематика занятий. Профориентация.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: выявление уровня знаний и умений по решению задач.

Т е м а “Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”. Электронные и графические формулы атомов и ионов, находящихся в больших и малых периодах.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: написание электронных и графических формул атомов и ионов; семинар “От натрия до аргона” (интересные факты о химических элементах).

Т е м а “Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа. Катализатор. Закон действующих масс. Скорость химической реакции. Константа скорости реакции. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Константа равновесия.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на определение скорости реакции; на определение константы равновесия; на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора; выполнение экспериментальной работы, доказывающей, что влияние различных условий способно изменять течение химической реакции.

Т е м а “Растворы”. Повторение: виды концентраций (процентная и молярная); переход от одного вида концентрации к другому. Смешивание растворов. Метод креста. Применение растворов в быту. Применение расчетов концентраций растворов в жизни.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на смешивание растворов; переход от одного вида концентраций к другому; выполнение экспериментальной работы по приготовлению рассола, сиропа и других растворов определенной концентрации для использования на уроках химии.

Т е м а “Промышленное получение важнейших неорганических веществ”. Синтез аммиака. Производство серной кислоты контактным способом.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения аммиака и серной кислоты.

Сообщения учащихся о важнейших химических производствах.

Подготовка и участие в олимпиаде по химии.

Т е м а “Металлы”. Металлы I, II, III групп главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства металлов.

Составление и редактирование задач для сборника.

Т е м а “Неметаллы”. Неметаллы IV, V, VI, VII групп главных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение. Основные соединения.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства неметаллов.

Составление и редактирование задач для сборника.

Обобщение. Обобщение и закрепление изученного материала. Комбинированные задачи по неорганической и органической химии. Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение комбинированных задач по органической и неорганической химии; выполнение тестовых заданий; работа на компьютерах по выполнению тестовых заданий; подготовка к ЕГЭ; составление альбома задач “Озадаченная химия”. Составление экспериментальных задач, их выполнение и защита. Смотр знаний.

Итоговое занятие. Обсуждение результатов занятий по программе за прошедший год и за все четыре года.

Представление и обсуждение составленного учениками сборника задач.

Поурочное планирование

Таблица

Итого: 36 часов.

Ожидаемые результаты

После прохождения программы 4-го года обучения школьники должны:

по т е м е “Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”:

1) знать строение атома;

2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;

по т е м е “Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”:

1) знать основные принципы протекания химических реакций;

2) уметь

– производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;

– прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;

– проводить химические эксперименты;

по т е м е “Растворы”:

уметь

– производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;

– с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;

– готовить растворы заданной концентрации;

по т е м е “Промышленное получение важнейших неорганических веществ”:

1) знать

– промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;

– о важнейших химических заводах в России и Московской области;

– о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;

2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;

по т е м е “Металлы”:

1) знать основные свойства и способы получения металлов;

2) уметь

– применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;

– проводить химические эксперименты;

– составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;

по т е м е “Неметаллы”:

1) знать

– основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;

– основные способы получения неметаллов;

2) уметь

– применять полученные знания при решении различных типов задач;

– проводить химические эксперименты;

– осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.

По окончании всего курса школьники будут уметь применять теоретические знания при решении задач; решать задачи основными способами и методами; составлять комбинированные задачи с участием органических и неорганических веществ; выполнять различные виды экспериментальных задач; находить рациональный способ решения определенной задачи и грамотно ее оформлять, а также работать с тестовыми заданиями по книгам и с использованием информационных технологий.

Л и т е р а т у р а  д л я  п е д а г о г а

Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982; Адамович Т.П., Васильева Г.И., Мечковский С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. Минск: Народная асвета, 1980; Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981; Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов. В 6 ч. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1992; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г. Химия в вопросах с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1991; Польские химические олимпиады (сборник задач). Пер. с польск. П.Г.Буяновской и др. Под ред. С.С.Чуранова. М.: Мир, 1980; Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Суровцева Р.П., Савицкий С.Н. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение, 1991; Химические олимпиады в школе. Сост. С.Н.Перчаткин. М.: НПО “Образование”, 1997; Хомченко Г.Н., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 1997; Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998.

И н т е р н е т-р е с у р с ы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/; http://www.hemi.nsu.ru/; http://www.repetitor.1c.ru/online; http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html; http://chemistry.ru/index.php; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41; http://www.maratakm.narod.ru/.

К о м п а к т-д и с к и:

Цифровая база видео “Химия. Сетевая версия”. Институт новых технологий. 2006; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. “Уроки химии Кирилла и Мефодия 8–9 класс, 10–11 класс”. ООО “Кирилл и Мефодий”. 2002; “Открытая химия”. ООО “Физикон”. 2005; Ваш репетитор “Химия 7–11 класс”. ООО “Равновесие”. 2004; Образовательная коллекция. Химия для всех – XXI: Химические опыты со взрывами и без”. ООО “1С-Паблишинг”. 2006; Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8–9 класс. Электронная библиотека. “Просвещение”. 2002.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов МГУ. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1993; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов. М.: Высшая школа, 2000; Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников и абитуриентов. СПб: Химия, 1996; Суровцева Р.П., Савицкий С.Н., Иванова Р.Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981; Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Новая Волна, 2002; Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2000.

С.Б.ТОЛСТОЛУЖИНСКАЯ,
учитель химии,
педагог дополнительного образования
центра образования № 1475
(г. Москва)