РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ Школа: время реформ |
“Озадаченная химия”
Программа дополнительного образования · 8–11 классы
Окончание. Начало см. в № 4/2010
3-й г о д о б у ч е н и я |
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 3-го года обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической. Органические вещества.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: семинар “Живая и неживая природа”.
Т е м а “Нахождение молекулярной формулы органического вещества”. Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества. Составление задач самостоятельно и участие в конкурсе “Озадачь друга!”. Отбор интересных задач для сборника “Озадаченная химия для юных химиков”.
Т е м а “Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”. Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение массы, количества вещества, объема продуктов реакции по массе, количеству вещества, объему исходных веществ; на нахождение массы продуктов реакции, если известны массы всех исходных веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Подготовка учащимися дидактического материала; участие в школьной и городской олимпиадах; составление заданий по химии для интеллектуального марафона.
Т е м а “Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”. Основные классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути перехода от органических веществ к неорганическим.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на цепочки превращений; экспериментальное осуществление отдельных фрагментов цепочек превращений; составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода от одного класса веществ к другому.
Т е м а “Окислительно-восстановительные реакции”. Особенности окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Расстановка коэффициентов в них методами электронного баланса и полуреакций.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: расстановка коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ; составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Оформление дидактического материала (карточки с заданиями), составление кроссвордов.
Т е м а “Качественные реакции на органические вещества”. Качественные реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.
Разработка программы и участие в вечере занимательной химии.
Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием органических веществ, обсуждение сборника задач по органической химии и его защита.
Поурочное планирование
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория, ч | Практика, ч |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Нахождение молекулярной формулы органического вещества | 5 | 2 | 3 | |
2 | Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов | 2 | 1 | 1 |
3 | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу | 2 | 1 | 1 |
4 | Индивидуальная консультация | 1 | 1 | |
Решение задач по химическим
уравнениям с участием органических веществ |
9 | 3 | 6 | |
5 | Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов) | 3 | 1 | 2 |
6 | Решение задач на выход продукта | 2 | 1 | 1 |
7 | Решение задач на избыток одного из веществ | 3 | 1 | 2 |
8 | Индивидуальная консультация | 1 | 1 | |
Генетическая связь между
основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ |
10 | 3 | 7 | |
9 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере углеводородов) | 3 | 1 | 2 |
10 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере кислородсодержащих органических веществ) | 3 | 1 | 2 |
11 | Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач | 1 | 1 | |
12 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере азотсодержащих веществ) | 2 | 1 | 1 |
13 | Индивидуальная консультация | 1 | 1 | |
Окислительно-восстановительные реакции | 3 | 1 | 2 | |
14 | Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций | 3 | 1 | 2 |
Качественные реакции на органические вещества | 7 | 2 | 5 | |
15 | Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы) | 4 | 2 | 2 |
16 | Решение экспериментальных задач по органической химии | 2 | 2 | |
17 | Индивидуальная консультация | 1 | 1 | |
18 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: 36 часов.
* Эксперименты проводятся в зависимости от наличия того или иного оборудования и реактивов.
Ожидаемые результаты
После прохождения программы 3-го года обучения школьники должны
• по т е м е “Нахождение молекулярной формулы органического вещества”:
1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;
2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
• по т е м е “Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”:
1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;
2) уметь
– производить расчеты по химическому уравнению;
– составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;
• по т е м е “Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”:
1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;
2) уметь
– решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
– решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;
– уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
• по т е м е “Окислительно-восстановительные реакции”:
уметь
– расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;
– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• по т е м е “Качественные реакции на органические вещества”:
1) знать
– технику безопасности при работе с органическими веществами;
– реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;
2) уметь
– проделывать качественные реакции;
– применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;
– работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.
4-й г о д о б у ч е н и я |
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 4-го года обучения. Тематика занятий. Профориентация.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: выявление уровня знаний и умений по решению задач.
Т е м а “Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”. Электронные и графические формулы атомов и ионов, находящихся в больших и малых периодах.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: написание электронных и графических формул атомов и ионов; семинар “От натрия до аргона” (интересные факты о химических элементах).
Т е м а “Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа. Катализатор. Закон действующих масс. Скорость химической реакции. Константа скорости реакции. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Константа равновесия.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на определение скорости реакции; на определение константы равновесия; на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора; выполнение экспериментальной работы, доказывающей, что влияние различных условий способно изменять течение химической реакции.
Т е м а “Растворы”. Повторение: виды концентраций (процентная и молярная); переход от одного вида концентрации к другому. Смешивание растворов. Метод креста. Применение растворов в быту. Применение расчетов концентраций растворов в жизни.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на смешивание растворов; переход от одного вида концентраций к другому; выполнение экспериментальной работы по приготовлению рассола, сиропа и других растворов определенной концентрации для использования на уроках химии.
Т е м а “Промышленное получение важнейших неорганических веществ”. Синтез аммиака. Производство серной кислоты контактным способом.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения аммиака и серной кислоты.
Сообщения учащихся о важнейших химических производствах.
Подготовка и участие в олимпиаде по химии.
Т е м а “Металлы”. Металлы I, II, III групп главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства металлов.
Составление и редактирование задач для сборника.
Т е м а “Неметаллы”. Неметаллы IV, V, VI, VII групп главных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение. Основные соединения.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства неметаллов.
Составление и редактирование задач для сборника.
Обобщение. Обобщение и закрепление изученного материала. Комбинированные задачи по неорганической и органической химии. Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение комбинированных задач по органической и неорганической химии; выполнение тестовых заданий; работа на компьютерах по выполнению тестовых заданий; подготовка к ЕГЭ; составление альбома задач “Озадаченная химия”. Составление экспериментальных задач, их выполнение и защита. Смотр знаний.
Итоговое занятие. Обсуждение результатов занятий по программе за прошедший год и за все четыре года.
Представление и обсуждение составленного учениками сборника задач.
Поурочное планирование
Итого: 36 часов.
Ожидаемые результаты
После прохождения программы 4-го года обучения школьники должны:
• по т е м е “Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”:
1) знать строение атома;
2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;
• по т е м е “Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”:
1) знать основные принципы протекания химических реакций;
2) уметь
– производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;
– прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;
– проводить химические эксперименты;
• по т е м е “Растворы”:
уметь
– производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;
– с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;
– готовить растворы заданной концентрации;
• по т е м е “Промышленное получение важнейших неорганических веществ”:
1) знать
– промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;
– о важнейших химических заводах в России и Московской области;
– о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;
2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;
• по т е м е “Металлы”:
1) знать основные свойства и способы получения металлов;
2) уметь
– применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;
– проводить химические эксперименты;
– составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;
• по т е м е “Неметаллы”:
1) знать
– основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;
– основные способы получения неметаллов;
2) уметь
– применять полученные знания при решении различных типов задач;
– проводить химические эксперименты;
– осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.
По окончании всего курса школьники будут уметь применять теоретические знания при решении задач; решать задачи основными способами и методами; составлять комбинированные задачи с участием органических и неорганических веществ; выполнять различные виды экспериментальных задач; находить рациональный способ решения определенной задачи и грамотно ее оформлять, а также работать с тестовыми заданиями по книгам и с использованием информационных технологий.
Л и т е р а т у р а д л я п е д а г о г а
Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982; Адамович Т.П., Васильева Г.И., Мечковский С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. Минск: Народная асвета, 1980; Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981; Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов. В 6 ч. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1992; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г. Химия в вопросах с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1991; Польские химические олимпиады (сборник задач). Пер. с польск. П.Г.Буяновской и др. Под ред. С.С.Чуранова. М.: Мир, 1980; Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Суровцева Р.П., Савицкий С.Н. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение, 1991; Химические олимпиады в школе. Сост. С.Н.Перчаткин. М.: НПО “Образование”, 1997; Хомченко Г.Н., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 1997; Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998.
И н т е р н е т-р е с у р с ы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/; http://www.hemi.nsu.ru/; http://www.repetitor.1c.ru/online; http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html; http://chemistry.ru/index.php; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41; http://www.maratakm.narod.ru/.
К о м п а к т-д и с к и:
Цифровая база видео “Химия. Сетевая версия”. Институт новых технологий. 2006; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. “Уроки химии Кирилла и Мефодия 8–9 класс, 10–11 класс”. ООО “Кирилл и Мефодий”. 2002; “Открытая химия”. ООО “Физикон”. 2005; Ваш репетитор “Химия 7–11 класс”. ООО “Равновесие”. 2004; Образовательная коллекция. Химия для всех – XXI: Химические опыты со взрывами и без”. ООО “1С-Паблишинг”. 2006; Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8–9 класс. Электронная библиотека. “Просвещение”. 2002.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов МГУ. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1993; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов. М.: Высшая школа, 2000; Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников и абитуриентов. СПб: Химия, 1996; Суровцева Р.П., Савицкий С.Н., Иванова Р.Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981; Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Новая Волна, 2002; Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2000.
С.Б.ТОЛСТОЛУЖИНСКАЯ,
учитель химии,
педагог дополнительного образования
центра образования № 1475
(г. Москва)