РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ Школа: время реформ |
Модернизация российского образования: проблемы и решения
Химическому факультету МГУ им. М.В.Ломоносова исполнилось 80 лет. На прошедшей в 2009 г. конференции, посвященной этому событию, был организован круглый стол на тему “Модернизация российского образования: проблемы и решения”. Вели заседание круглого стола профессор химфака МГУ им. М.В.Ломоносова Н.Е.Кузьменко и профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана Г.Н.Фадеев. После трех заранее подготовленных докладов (С.С.Бердоносов, Г.Н.Фадеев, Н.Е.Кузьменко) началась дискуссия. В ней приняли участие те из присутствующих, кого остро волнует состояние российского образования. Редакция предлагает вашему вниманию обзор выступлений, составленный нашими корреспондентами.
Статья подготовлена при поддержке сайта "Zakaz-Kovki.Ru". Если вы решили приобрести элегантный забор ручной работы или уникальные скамейки и стулья художественной ковки, то лучше всего это сделать на сайте "www.Zakaz-Kovki.Ru". Перейдя по ссылке "ковка стоимость, вы сможете, не отходя от экрана монитора, сделать заказ, а высококвалифицированные специалисты, в кратчайшие сроки обработают,выполнят и доставят ваш заказ.
Профессор С.С.Бердоносов рассказал о 35-летнем опыте работы специализированных химических классов, созданных в 1974 г. при химическом факультете МГУ на базе средней школы № 171. Их открытие активно поддержал М.А.Прокофьев – в то время министр просвещения СССР. В настоящее время это 9–11-е лицейские химические классы. Для них были разработаны, подвергнуты всесторонней экспертизе методическими комиссиями кафедр и факультета и утверждены органами образования правительства Москвы согласованные программы преподавания химии, математики, физики и биологии.
Более 100 человек из числа окончивших эти химические классы защитили кандидатские, а более десятка – докторские диссертации. О.А.Донцова (выпускница 1976 г.) заведует кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ, недавно она была избрана членом-корреспондентом Российской академии наук.
Безусловно, есть успехи у химических школ и классов, но главная проблема заключается в том, что тестирование по химии сдает всего 5 % выпускников школ, следовательно, 95 % – практически вообще ничего не знают о химии. Как следствие, произошло резкое падение их химического и просто культурного уровня, и это вызывает огромную тревогу. Очень низка химическая грамотность даже среди журналистов – достаточно включить телевизор и послушать любую наукообразную передачу.
Бердоносов отметил, что сейчас переиздается базовый комплект по химии для основной школы (8–9-е классы), созданный им с соавторами. В нем предлагается в 9-м классе в течение полугода изучать органическую химию. Раздаются голоса, что не нужно этого, поскольку учащиеся будут изучать органику в 10–11-х классах. Однако мы знаем, что химию в старших классах из общего числа учащихся изучают лишь 5 %. Следовало бы ввести общий экзамен по химии в 9-м классе, а в 11-м только для тех, кто поступает в вуз. Если на самом деле органическую химию выкинут из 9-го класса, это будет ужасно! Общая культура нашего населения будет еще ниже, если мы уберем из учебников серьезное содержание.
Профессор Г.Н.Фадеев выступил как представитель педагогов-химиков технических университетов. Выразив восхищение постановкой работы в химических классах школы № 171, он обратил внимание собравшихся на критическое положение, в котором находится преподавание химии в нехимических классах средней общеобразовательной школы. Профилизация и введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) привели к тому, что в классах физико-математического профиля (выпускники которых составляют большинство поступающих в технические университеты) преподаванию химии отводится 1 ч в неделю. Для прочного овладения химическими знаниями этого крайне недостаточно.
Как показывают результаты тестовых испытаний, которые вот уже несколько лет проводят такие вузы Москвы, как МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МИИТ и другие, более половины поступивших (52–54 %) не справляются с простыми заданиями. В МГТУ проверочные тесты включают такие темы школьной химической программы, без которых немыслимо овладение курсом химии в высшей школе: классы химических веществ, использование закона Авогадро, уравнения химических реакций между веществами, уравнения окислительно-восстановительных реакций и задачи на “избыток–недостаток”. Анализ результатов, полученных за три года, заставляет сделать вывод: средняя школа не дает уровня химических знаний, необходимого для успешного освоения химии в техническом вузе.
Анализ решений конференций педагогов средней и высшей школ, проходивших в 2008/09 учебном году, позволяет сформулировать ряд конкретных конструктивных предложений, направленных на изменение ситуации с преподаванием химии как в средней, так и в высшей школах. Главными из них являются:
• пересмотр реализуемой в настоящее время “экономической модели” управления средним и высшим отечественным образованием, которая ведет, как показывает практика, к фактическому сокращению доступности образования;
• кардинальный пересмотр и независимая профессиональная экспертиза результатов ЕГЭ;
• развитие альтернативных ЕГЭ способов оценки знаний абитуриентов, в том числе при помощи конкурсов и олимпиад;
• повышение, по примеру ряда цивилизованных стран, социального статуса учителя до статуса государственного служащего;
• вынесение на общественное обсуждение “Стратегии развития системы образования России на период до 2025 г.” для принятия принципиальных решений, созыв Всероссийского съезда учителей и преподавателей вузов.
В о п р о с и з з а л а (А.В.Гущин, химический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.Н.Лобачевского). Одно из ваших предложений касается ЕГЭ. Но ведь есть закон, что тут можно изменить?”
О т в е т (Г.Н.Фадеев). Закон отменить нельзя, но можно внести уточнения по его применению. На конференциях было выдвинуто два предложения. Одно аналогичное тому, что высказал профессор С.С.Бердоносов: разделить экзамен в форме ЕГЭ на два этапа.
Первый этап – обязательный для всех – сдается в 9-м классе, второй – в 11-м классе – только теми, кто поступает в вуз. Другое предложение: обязать абитуриентов приносить результаты ЕГЭ по химии в технические и педагогические вузы так же, как сейчас приносят результаты ЕГЭ по русскому языку. В конкурсах эти результаты не участвуют, но они доказывают, что минимально необходимые знания по химии у абитуриентов имеются.
Заместитель декана химического факультета МГУ по учебной работе профессор Н.Е.Кузьменко посвятил свое выступление роли химфака МГУ в развитии химического образования в России. В годы проводимых в настоящее время реформ химический факультет МГУ – одно из немногих учебных заведений, стремящихся поддержать школьное естественно-научное образование и поднять уровень высшего химического образования в стране.
Факты, собранные за несколько лет, доказывают, что ЕГЭ не делает образование более доступным. Традиционная отечественная схема приема в вуз вполне обеспечивает равнодоступность высшего образования представителям всех социальных слоев из всех регионов России. Особенно если ее дополнить новыми альтернативными методами оценки знаний – развитием систем конкурсов и олимпиад, победители которых могут быть без экзаменов зачислены в тот или иной региональный или федеральный вуз (в зависимости от уровня конкурса).
При анализе результатов реформирования высшей школы Кузьменко сослался на содержание докладов секции “Актуальные вопросы химического образования”. В первую очередь на выступление Ю.В.Холина (Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина, Украина), который обратил внимание на такую проблему: массовость образования возрастает, а его качество – падает. Действует знакомый химикам принцип Ле Шателье–Брауна. То, что это следствие рыночного характера реформ высшего образования, было очень наглядно и документально проиллюстрировано в докладе В.В.Еремина (химфак МГУ, Москва).
Неоднократно обсуждалась “болонизация” и ее признаки – бакалавриат, магистратура, кредиты. Можно назвать сотню достойных фамилий, включая академиков, которые в своих выступлениях демонстрируют, аргументируют, что введение Болонских соглашений – это плохо. Е.Н.Козлов – директор Института авиационных и космических материалов – сказал, что, конечно, бакалавриат – это звучит красиво, но от этого бакалавр не перестает быть недоучкой.
Кузьменко отметил: ни одна из принимаемых мер – ни одна – не направлена на повышение качества образования. Везде присутствует социально-политическая подоплека. Тот же Холин в своем докладе напомнил, как полыхали 3–4 года назад предместья Парижа. Формулировка выхода из ситуации там простая: молодые люди хоть как-то должны учиться в университетах, либо они будут выходить на баррикады, жечь автомобили и т.д. Понять это можно, но вряд ли можно назвать все это мерами, направленными на повышение качества образования.
Что такое действительно высшее образование – это отдельный разговор. Настоящего высшего образования мало. Во всем Советском Союзе было 700 вузов. Сегодня в одной России их более тысячи (количество вузов резко возрастало с 1997 по 2007 гг.). Всего высших учебных заведений в нашей стране 1008, причем государственных – 658: по сравнению с СССР их число уменьшилось. Стали появляться, как грибы, частные вузы. Однако нет ни одного частного вуза медицинского, химического. Даже Высшая школа экономики, руководители которой представляют себя как лучший вуз страны, ничему, кроме экономики, не учит, хотя они могли бы создать факультет типа “мехмата”, альтернативный мехмату МГУ им. М.В.Ломоносова.
Настоящее высшее образование – фундаментальное образование. Это означает соединение научного подхода с самим процессом обучения. Для того чтобы передавать фундаментальные знания, надо заниматься и преподаванием, и наукой. Химический факультет МГУ – серьезное подразделение и давно работающая структура, много делающая и болеющая за свое дело. Есть надежда, что на химфаке не произойдет перехода на бакалавриат и магистратуру, и все останется в рамках специалитета в совершенно законодательном порядке.
Сейчас на химфаке МГУ существуют общий поток и специализированные группы. Такие группы не назначаются, а набираются после бесед с поступившими первокурсниками. в таких группах учатся около 100 человек. Учебный план состоит из блоков (то, что осваивают во всех группах): по химии – 10 дисциплин и спецкурсы (для общего потока и для специализированных групп они разные), по математике – 12 и по физике – 13. Формирование качественного студенческого контингента – основа всех основ. Ни “двоечнику”, ни “троечнику” на химфаке делать нечего. Необходимейшее условие для поступления – серьезная довузовская подготовка. Это означает, что проблемы высшей школы должны быть теснейшим образом связаны с проблемами средней школы.
В этом году кампания поступления на химфак прошла в рамках “Закона об образовании” (предусматривающего только результаты ЕГЭ). Обязательными являются результаты ЕГЭ по химии, математике и русскому языку, а также по физике, которую еще ни на один год не отменяли.
Понятие “конкурс” при таком подходе становится бессмысленным. В этом году конкурс на химический факультет был самым маленьким по всему Московскому университету – 2,41 человек на место. На физфаке – 10, на мехмате – 14 человек на место, а кончилось тем, что на физфаке и на мехмате – недобор, а на химфак принято столько, сколько разрешено – 244 человека. Среди них – 93 победителя химических олимпиад.
Удалось добиться, чтобы, наряду с ЕГЭ, альтернативным подходом к формированию студенческого контингента стали результаты олимпиад. Не любых, а только тех, которые признаны Министерством образования и внесены в официальный Федеральный перечень олимпиад. В этом списке 120 олимпиад различного профиля и среди них 13 по химии.
В кампании прошедшего набора в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова минимальная сумма баллов по ЕГЭ составила 280 (четыре предмета, средний результат – 70). На первый взгляд – очень хороший показатель, но это только на первый взгляд. Вводная контрольная по простой школьной математике показала истинную цену баллам по ЕГЭ. На тройку написали 131 человек, а у 11 человек – “железная двойка”. На востребованном факультете фундаментальной медицины, где конкурс растет год от года, был настоящий письменный вступительный экзамен по химии. Больше половины пришедших его писать провалились, а при поступлении только по результатам ЕГЭ – прошли бы.
Главными условиями успешной подготовки абитуриентов к обучению в высшей школе следует считать увеличение числа часов на обучение химии и создание высококачественной учебной литературы. В это число необходимо включать не только учебники, но и научно-популярные издания. Надо заниматься по нормальным книгам. Школьный учебник должен быть интересным, простым, ему должна сопутствовать справочная литература и методические пособия. Как пример, Кузьменко привел ту серию учебников, которую создал авторский коллектив: В.В.Лунин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, А.А.Дроздов, В.А.Попков.
В о п р о с в е д у щ е г о (Г.Н.Фадеев): “Что вы можете сказать о судьбе Всероссийского съезда учителей? Будет он или нет?”
О т в е т. (Н.Е.Кузьменко). Идею съезда руководство страны поддерживает, но каких-то конкретных продвижений нет. Академик В.А.Садовничий, совсем недавно переутвержденный президентом России в должности ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, обсуждал это с министром образования и с более мелкими чиновниками. Здесь есть опасение, что даже если съезд состоится, то он будет сильно “заофициализирован”. С одной стороны, “хочется объять необъятное” и собрать всех представителей, но с другой – тогда будут выноситься на обсуждение сугубо “стратегические” вопросы и химиками, и физиками, и литераторами… Для того чтобы съезд состоялся, нужна, конечно же, “отмашка” руководства страны. Кроме всего прочего, это очень сложное в материальном плане мероприятие.
Тему организации съезда учителей продолжил Г.Н.Фадеев, отметив, что все равно надо готовить к съезду “Повестку дня” – включить в нее те проблемы, которые мы решаем каждый день и каждый по-своему. От них никуда не деться.
В первую очередь, проблема неразумного ограничения времени на преподавание химии в школе. Оно уже привело к тому, что элективные курсы по химии стали вытеснять общий курс. А что остается делать? Ведь преподавать химию так, как должно, мы не можем.
Вторая проблема – последствия применения ЕГЭ и для средней, и для высшей школ. Люди – выпускники школ – разучились излагать мысли, объяснять своими словами то, что они только что прочли.
Еще одна проблема, особенно волнующая химиков, преподающих в нехимическом вузе: число часов на преподавание химии все время снижается и в лучшем случае составляет 102 ч на 1-м курсе вуза. Перед нами ставится задача перевода техники на нанотехнологический уровень, а пришедшие из школы выпускники профильных, как правило, физико-математических школ, не знают даже основ химии.
В о п р о с и з з а л а. Николай Егорович, сейчас издано большое количество школьных учебников. С Вашей точки зрения, соответствуют ли эти учебники, во-первых, лимиту времени, отведенному в школе на изучение предмета, и, во-вторых, подготовленности большей части учителей?
О т в е т. (Н.Е.Кузьменко). Отвечать непросто. На мой взгляд, ни один учебник не соответствует тому “одночасовому лимиту”, который отведен преподаванию химии. Каждый учебник пишется в надежде на то, что ситуация изменится. А если ситуация не изменится – в надежде на то, что учитель будет квалифицированный, грамотный и из того материала, который есть, выберет то, что нужно.
На второй вопрос, “соответствуют ли учителя?”, я бы ответил, что не соответствуют. Удается общаться с большим количеством наших коллег-учителей. Замечательные люди, преданные своему делу, но профессиональная подготовленность вызывает очень большую тревогу. Вообще я должен сказать, что проблема учительства – это отдельная проблема. И дело не только и не столько в эквивалентности оплаты их труда. Проблема “учитель и учительство” нигде не звучит, нигде не обсуждается. Как один из результатов – в этом году даже ведущие педагогические вузы страны остались с недобором студентов. Поэтому учителя – это отдельная проблема.
Профильное обучение, на мой взгляд, это профанация. Нами написаны и базовые (4 книги), и профильные учебники. Учебники замечательные, но что толку от этого? Если школа профильная (имеется в виду химический профиль), то учебники будут хороши … для 10 или 20 школ в стране! Ну, в Москве еще будет 5 или 10 профильных школ по химии. Это даже не капля в море.
Далее началась дискуссия, которую открыла В.П.Панкова (учитель химии, заместитель директора гимназии № 10, г. Тверь), руководитель педагогической практики студентов Тверского университета. Она подчеркнула, что первое, о чем необходимо сегодня говорить, – это учебный план: 2 часа в неделю в 8–9-х классах и совсем уж мало – 1 час в неделю – в 10–11-х классах. Гимназия № 10 г. Твери прошла (с 2006 г.) путь от профильных классов до индивидуальных траекторий учеников. Профильные классы – огромная проблема. Очень трудно набирать класс естественно-научного профиля. Делались попытки соединить естественно-научный и гуманитарный классы, возникали ситуации, когда ребенок выбирал физико-математический профиль, а потом понимал, что или “не тянет”, или ему неинтересно заниматься физикой или математикой. Поэтому на сегодняшний день у учеников гимназии индивидуальные траектории.
В частности, есть индивидуальная траектория с профилем химия. В этом профиле на химию отводится 3 ч в неделю (на базовом: химия – 1 ч в неделю). Однако даже за 3 “профильных” часа подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ практически невозможно. Поэтому те, кто хочет хорошо сдать ЕГЭ по химии, вынуждены обращаться к репетиторам.
Учителя сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся. Обучаясь химии, ребенок задает вопросы о том, куда он пойдет работать? Необходимо больше материалов на эту тему: современных, профориентирующих.
Еще одно обстоятельство, на которое хочется обратить внимание: учебник и программа. Это очень важно! Так сложилось, что тверской регион работает по учебникам О.С.Габриеляна. (У него есть учебники и на 1 час, и на 3 часа в неделю преподавания химии.) Учебники отлично изданные. Однако педагогическая практика со студентами, окончившими школу пять лет назад, показала, что в этих учебниках нет и трети того, что было 5 лет назад в тетрадках школьников. Как представить материал (который необходимо дать за 1 ч в неделю), чтобы в головах учеников хотя бы что-то осталось? Многие учителя задумываются, по какому пути пойти. На практике используются и другие учебники, например Н.Е.Кузьменко с соавторами и С.С.Бердоносова. Хотелось бы услышать, какой учебник является перспективным.
Еще одна проблема – педагогические кадры. Средний возраст учителей – за 40, а то и за 50 лет. В самой Твери ситуация немного легче, поскольку есть Тверской университет, который готовит учителей химии. В области – это очень серьезная проблема. Там идет слияние школ, сокращение учителей, и химию преподают неспециалисты. Дети отказываются сдавать химию, потому что понимают, что им ее не сдать!
Следует затронуть вопрос низкой оплаты учительского труда. В зарплате есть такая часть – стимулирующая. Она выплачивается в соответствии с набранными баллами. “Погоня за баллами” для получения более высокой оплаты встречает внутреннее сопротивление у старых учителей, да и не всех молодых педагогов она устраивает. Хотя творческая активность учителей немного увеличилась, но еще больше увеличились усталость и нервозность педагогов, которым хочется не формальных успехов, а чтобы что-то оставалось в головах учеников.
Изучение химии 1 ч в неделю – это просто ознакомительный курс. Если химиков лишают часов в старших классах, то начинать изучение химии надо с 7-го класса. Это должно быть на законодательном уровне. Дети сейчас более развитые, и интерес к предмету “химия” у них в этом возрасте уже есть.
С.И.Абрамова (учитель химии, Лихославльская средняя школа № 2, Тверская обл.) в своем выступлении отметила, что за последние три года, благодаря внедрению информационных технологий, расширяются коммуникационные возможности и доступность информации через Интернет. Однако по-прежнему говорят о недостаточном качестве образования, и не только химического. В чем причины?
– Исчезновение обязательных выпускных экзаменов по химии привело к тому, что учить химию стало необязательно.
– С введением ЕГЭ многократно выросла нагрузка на школьников. Подготовиться к нему на уроках, без помощи репетитора, невозможно – не позволяет ни количество часов, отводимых на изучение химии, ни содержание экзаменационного материала.
– Проблема хороших бесплатных учебников. Если те учебники, что есть в школьной библиотеке, не всегда самые хорошие, а требовать покупку учебников родителями нельзя, то как поступить учителю?
– Вот уже несколько лет нас отучают ставить “двойки” за невыученные уроки. Если поставить “двойку” за четверть или за год, то проблемы будут у учителя, завуча, директора школы, заведующего отделом народного образования…! В результате дети совсем разучиваются трудиться.
– В погоне “за баллами” стимулирующих выплат учителю некогда заниматься качественным образованием. А в последнее время чиновники постоянно срывают учителя на совещания, курсы, семинары прямо во время уроков. Однако затем требуют полного прохождения программ!
Автор выступления согласна с коллегой (В.П.Панковой), что скорее всего современная жизнь требует индивидуального обучения каждого ребенка, но как быть, если классы наполнены до 25 человек и больше? Как учителю организовать свой труд так, чтобы за 1–2 часа в неделю качественно подготовить всех детей и по программе предмета, и к олимпиаде, и к ЕГЭ?
Список причин некачественного образования можно было бы продолжить, но главная проблема – чтобы учительство было услышано, чтобы ситуация в российском образовании изменилась таким образом, чтобы учителя могли давать качественное фундаментальное образование, а ученики хотели его получать.
М.М.Шалашова (Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара) напомнила, что осуществлена профилизация старших классов средней общеобразовательной школы и введен двухступенчатый образовательный процесс “бакалавр – магистр” в высшей школе. Она отметила, что после этого подготовка в области естественно-научного образования не только школьников, но и учащихся высших учебных заведений изменилась в худшую сторону. Международные исследования качества образования PISA свидетельствуют, что данная проблема является особенно актуальной для нашей страны и требует необходимости ее решения в ближайшее время.
За период реформирования было разработано не менее 27 различных профилей. Такая дробная профилизация не привела к качественному повышению знаний учащихся по профильным предметам, знания же по непрофильным школьным дисциплинам (в числе которых часто оказывается химия) снижаются.
Качество образовательных результатов определяется не объемом теоретических знаний, а умениями их применять, готовностью к дальнейшему обучению и развитию, профессиональной и социальной мобильностью. Поэтому следует менять содержание ЕГЭ, который в настоящее время рассматривается как инструмент оценивания качества подготовленности выпускника школы, увеличив долю контекстных и практико-ориентированных задач. Это позволит формировать самостоятельность и креативность мышления, развивать ключевые и предметные компетенции школьников, что соответствует мировым тенденциям развития образования.
Компетентностно-ориентированное образование акцентирует внимание на практическую подготовленность учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности. С этих позиций идея привлечения в школу научных и инженерно-технических работников вызывает немалое сомнение. Ведь перед ними будет ставиться задача формирования и развития у учащихся не только предметных знаний и умений (предположим, что эти компетенции у них имеются), но им потребуется освоение способов педагогических действий, позволяющих качественно выполнять профессиональные функции.
Изменение требований, предъявляемых к уровню подготовленности выпускников вузов со стороны профессионального сообщества, образовательной среды и других участников социального взаимодействия, вызывает необходимость разработки принципиально новых методологических подходов. Такая задача обозначена в Концепции Федеральных образовательных стандартов, на основе которой разрабатываются образовательные стандарты нового поколения.
Г.И.Чуприна (Астраханская государственная медицинская академия) отметила, что преподаватели вузов, подобных медицинской академии, задаются вопросом: в чем причина низкого уровня химических знаний значительной части вчерашних школьников? Ведь они заранее должны были предвидеть, что знания по химии являются основой для их дальнейшего обучения. Самые очевидные причины: низкая зарплата учителей и ограниченные способности многих учащихся к восприятию знаний из-за плохого здоровья.
Спорны сами формы оплаты труда учителя. Например, его зарплата зависит от количества обучающихся. Это приводит к тому, что число учеников в классе доходит до тридцати человек. Учителям начисляются баллы за активную работу. Здесь чем больше мероприятий – открытые уроки, олимпиады, статьи, мнения родителей и т.д. – тем выше баллы и, следовательно, зарплата. Погоня за количеством мешает качеству мероприятий, вызывает стресс у педагогов. Не лучше ли особо отличившихся учителей просто поощрять материально, награждать присуждением званий и т.п.?
Cегодня учителям, казалось бы, дается возможность в пределах программы использовать несколько учебников и другие источники информации, самим формировать последовательность изложения материала, осуществлять, так сказать, высоко ценимую “ручную работу”. Однако далеко не всегда удается достигнуть желаемого результата, прежде всего потому, что количество часов на химию снизилось, а объем материала, если судить по ГИА (государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ, значительно возрос. Лучше меньший объем, но твердый фундамент. В начале обучения химии лежат основы атомно-молекулярного учения, знания достаточно большого количества простых и сложных веществ, разнообразных реакций между ними, стехиометрические расчеты. Часто уже здесь школьники “буксуют”, а вследствие этого и более сложные темы плохо усваиваются.
Отдельного обсуждения дожидаются проблемы преподавателей вузов – их низкие зарплаты, неограниченное, по существу, число часов учебной нагрузки и многое другое.
В.Ф.Литвинов (Нижегородский государственный университет) подчеркнул, что трагедия зачисления по баллам ЕГЭ в том, что из-за опасности “недобора” студентов приходится брать всех, кто принес оригинал аттестата. Появляется необходимость в первом семестре создавать “вводный курс”, повторяющий, по существу, школьный курс химии. Создавшаяся ситуация заставляет тратить ресурсы высшей школы на исправление недочетов средней общеобразовательной школы. Конечно, для этого отвлекаются средства, а к тому же сокращается время, которое отведено на освоение данной дисциплины в вузе.
С точки зрения повышения уровня знаний школьников, нет особой опасности в привлечении научных кадров к преподаванию в средней школе. Надо сказать, что в нашем регионе научные и инженерные работники не очень-то и идут в школу – сказывается не только особенность учительского труда, но и уровень оплаты. Может быть, сейчас, в связи с сокращениями на производстве, возрастет число желающих работать в школе.
В связи с нехваткой времени учитель работает на “фаворитов”, пытаясь им дать максимум знаний, который они могут воспринять. Однако даже это не избавляет от необходимости нанимать репетитора для достаточно грамотного освоения предмета, чтобы получить высокий балл по ЕГЭ.
Н.Н.Двуличанская (Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана) рассказала о разработанной ею дидактической системе непрерывной общеобразовательной химической подготовки при переходе от технического колледжа к вузу.
Результаты ее применения показали, что выпускники Красногорского государственного колледжа, в котором проводился эксперимент, готовы как к повышению своей профессиональной компетентности “по вертикали” (продолжению обучения в вузе), так и к практическому осуществлению производственной деятельности. Из 416 учащихся колледжа, освоивших в 1996–2009 гг. интегрированные программы высшего и среднего профессионального образования по естественно-научным дисциплинам (в том числе химии), 175 человек (примерно 42 %) продолжили свое образование в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиКе) по сокращенной программе.
Студенты 1-го курса таких технических вузов, как МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАТИ, РГГУ им. К.Э.Циолковского и других, обучавшиеся по программе интегрированных курсов среднего и высшего профессионального образования в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), демонстрируют более высокие знания по дисциплинам естественно-научного цикла и легче адаптируются к обучению в вузе. Педагогический эксперимент, в котором участвовало более 700 человек, обучавшихся в колледжах г. Москвы, учреждениях СПО Нижнего Новгорода, Гомеля (Беларусь) показал, что разработанная система непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки обладает достаточно большой эффективностью. Разработанная модель может быть применена в общем виде (конечно, с учетом особенностей изучаемых дисциплин) и для других предметов естественно-научного цикла, например физики.
Н.Х.Леднева (областной Центр развития творчества детей и юношества, г. Астрахань) поддержала предыдущего докладчика по поводу неразработанности перехода учащихся из средней школы в вуз и обратила внимание на использование дополнительного образования при обучении химии. Оно обладает большими возможностями для применения и апробации инновационных образовательных педагогических технологий. При изучении предметов естественно-научного цикла особенно широко может быть использован “метод проектов”.
Используя метод проектов при обучении химии, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результатов. Хороший результат достигается при совместной работе ученика с учителем химии. В качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно выполняют тот или иной этап работы над проектом. На дополнительных занятиях определяются цели и задачи выбранного проекта и координируется деятельность каждого участника.
При переходе к высшей школе проектная составляющая образовательного процесса по химии может существенно усиливаться. Реализация исследовательского подхода закрепляет у студентов опыт творческого отношения к эксперименту, полученный ранее на занятиях дополнительного образования. К настоящему времени накоплен определенный опыт совместной деятельности с преподавателями Естественного института Астраханского государственного университета по реализации практико-ориентированных проектов в области химии и экологии.
В.В.Меньшиков (Международный независимый эколого-политический университет, г. Москва) отметил в своем выступлении, что к учебно-исследовательской деятельности школьников можно относиться двояко. С одной стороны, нормальной научной работой ученик в школе заниматься не имеет возможности. С другой стороны, проектная работа, какой бы примитивной она ни была, развивает у учащихся проблемное мышление. В этом видится несомненная польза от такой учебно-исследовательской работы. Кроме того, удачно воплощенный проект позволяет школьникам участвовать во всякого рода конкурсах, олимпиадах и смотрах. Это может быть даже одним из вариантов поступления в высшее учебное заведение. У авторов и исполнителей проектов вырабатывается навык общественного действия и умение отстаивать свою точку зрения. Иначе говоря, идет процесс воспитания и становления личности!
Е.С.Мещерякова (средняя школа № 72, г. Москва) в своем выступлении еще раз затронула проблемы: нехватки времени, в том числе и на экспериментальную лабораторную работу учащихся; различной последовательности изложения материала в комплектах учебников разных авторов, что создает трудности учащимся при переходе из одной школы в другую; невозможность подготовиться к ЕГЭ без репетитора.
Отдельно она отметила самую неприятную проблему. Год от года ужесточается внешкольный контроль знаний учащихся. Это связано, в частности, и с единым государственным экзаменом. За три месяца текущего учебного года (сентябрь, октябрь и ноябрь) в школе, где работает Е.С.Мещерякова, одни и те же классы писали: стартовый контроль, диагностические работы и аттестацию. И не по одному предмету. И все в учебное время и в ущерб другим урокам. При этом пропадают драгоценные часы.
Форма проведения аттестации (и учеников, и учителей) – причина, по которой у многих учителей наступает разочарование в своей работе. Они перестают получать удовлетворение от сделанного с душой и творчески.
В заключение она выдвинула вот какое предложение: нельзя ли реформирование школы прекратить на некоторое время? Скажем, года на два или лучше на три. Дать учителям самим разобраться в ситуации и самое главное – посвятить себя и свое время обучению учеников своему любимому предмету – химии!