Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2010
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Предпрофильная составляющая основной школы

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Время Комфорта». Если вы решили приобрести качественные и надежные наушники, то оптимальным решением станет обратиться в интернет - магазин «Время Комфорта». На сайте, расположенном по адресу www.VKomforta.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать наушники, медиа-плееры, планшетные компьютеры и электронные книги по выгодным ценам. В интернет - магазине «Время Комфорта» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

В соответствии с одобренной правительством РФ “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.” на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

“Реализация идеи профильной старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед ответственным выбором”, – подчеркивает “Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования” (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 г., № 2783).

Важно, что у ученика появляется возможность выбора более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени.

Реальность и значимость модернизации школьного образования должны осознать учащиеся и их родители. От правильного выбора дальнейшего направления обучения в профильном классе серьезно зависит дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче ЕГЭ. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, а также оценить свои силы и принять ответственное решение.

Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между продолжением обучения в десятом классе своей школы или в системе профессионального образования, то теперь по окончании 9-го класса нормой становятся переходы из школы в школу с другим профилем обучения (гимназии, лицеи и т.д.). Готовность к “академической мобильности” у выпускников 9-х классов должна существенно повыситься.

Раннее профессиональное образование предполагает ранний профессиональный выбор. Однако, как показывает практика, большинство учащихся девятых классов не готовы к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения. Проведенное нами анкетирование 9–11-х классов показало, что около 63 % учащихся выбирают профильный класс по совету родителей, 27 % приходят в профильный класс “за компанию” с другом или с подругой и только около 10 % учащихся имеют профессионально направленный мотив в выборе профиля класса.

Необходимо учитывать трудности, возникающие у школьников в процессе профессионального самоопределения:

– отсутствие или недостаточность информации о ситуации выбора;

– неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию;

– недостаточное знание самого себя (заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, отсутствие мотивации к труду);

– социальная незрелость;

– несформированность навыков принятия решений, отсутствие навыков самостоятельного выполнения различных видов деятельности;

– неуверенность в собственных силах.

Очевидно, возникает необходимость в системной подготовке учащихся к осознанному выбору профиля по окончанию основной школы. Для этого необходимо преобразовать учебный процесс в среднем звене в соответствии со следующими п р и н ц и п а м и:

• широкое профессиональное просвещение (т.е. ученик в ходе учебного процесса должен получать представления о максимальном разнообразии различных профессий);

• создание условий для всестороннего проявления внутренних психологических качеств личности и выявление среди них профессиональных качеств (т.е. необходимо так построить учебный процесс, чтобы ребенок мог всесторонне проявить себя и выявить склонность к определенной профессии);

• установление соответствия личностных качеств ребенка специальным требованиям профессии.

Формирование психологической готовности к осознанному выбору профиля должно осуществляться в системе, включающей все учебные предметы и внеурочную работу. Одной из форм такой работы является разработка и организация курсов по выбору – элективных курсов. Их набор должен носить вариативный характер, а количество должно быть “избыточным”. Содержание элективных курсов может включать не только информацию, расширяющую сведения по предмету, но и знакомящую ученика со способами деятельности, необходимой для освоения программы будущего профиля.

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, рассчитан на 34 ч (2 ч в неделю или 1 ч в неделю).

В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, решаются задачи. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала на практике предусмотрены лабораторные работы.

Формами контроля за уровнем достижений учащихся могут служить письменные творческие работы, учебно-исследовательские работы, отчеты по лабораторным работам, тесты, ответы на семинарах. Итоги работы элективного курса рекомендуется проводить в виде конференции, круглого стола, тематического вечера (“Защита профессии”, “В мире профессий” и т.д.).

В качестве примера приведем тематическое планирование одного из элективных курсов.

Элективный курс
“Химия в твоей будущей профессии”

Цель курса. Углубление и расширение знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация через предмет.

Задачи курса. Развить и дополнить знания, полученные учащимися в базовом курсе химии; продолжить формировать представления о химической картине мира как о важнейшем компоненте естественно-научного мировоззрения; показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами деятельности человека; формировать у школьников познавательный интерес к изучению химии и ориентировать их в выборе профиля дальнейшего образования; формировать умение анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике; создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, иными источниками информации; научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; создать положительную мотивацию к изучению химии, показать учащимся роль химии в различных профессиях.

Основные идеи курса.

• Химическая наука является достоянием человечества и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;

• без прочных знаний по химии нельзя стать квалифицированным специалистом.

Учебно-тематическое планирование

Таблица

Особенностью предлагаемого курса является то, что каждый из содержательных блоков данной программы может быть реализован в качестве отдельного элективного курса.

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С. Химия 10. М.: Дрофа, 2002; Пичугина Г.В. Химия в повседневной жизни человека. М.: Дрофа, 2004; Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. М.: Просвещение, 1992; Билич Г.Л., Назарова Л.В. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и здоровье. М.: Вече, 2002; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Кольгуненко И.И. Тайны шарма и красоты. М.: Знание, 1993; Добротин Д.Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии. Химия в школе, 2002, №№ 2–4; Ольгин О.М. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Вилламо Х. Косметическая химия. М.: Мир, 1990; Скурихин Н.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991; Шаталова Г.С. Целебное питание на основе энергетической целесообразности. М.: Культура и традиции, 1995; Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995; Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2003; Плетнев М.Ю. Косметико-гигиенические моющие средства. М.: Химия, 1990; Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 2000; Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2004; Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1994; Фримантл М. Лабораторный практикум. М.: Мир, 2000.

Г.У.БЕЛОНОГОВА,
учитель средней школы № 110,
методист по химии НИМЦ
при УО Администрации городского округа
(г. Уфа, Республика Башкортостан)