Я ИДУ НА УРОК |
Признаки химических реакций
8 класс
Цель. Дать представления о признаках химических реакций, используя мультимедийные пособия.
Задачи.
1. Уметь четко разграничивать физические и химические явления.
2. Уяснить признаки и условия протекания химических реакций.
3. Выяснить сущность реакции горения, экзотермических и эндотермических реакций.
Оборудование. Доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, мультимедийные пособия.
ХОД УРОКА
Урок начинается с повторения первоначальных химических понятий, параграфа “Физические и химические явления”. По каким признакам можно определить физические явления? Учащиеся приводят пример: когда они шли в школу, все было покрыто инеем – это вода в твердом состоянии. Появляется солнце, и его лучи превращают лед в жидкость, а когда ученики будут возвращаться из школы, вокруг будет сухо, т.к. вода испарится, превратившись в “газ”. Делаем вывод, что изменение агрегатного состояния вещества не приводит к образованию нового вещества.
Из книги “Я познаю мир. Химия” привожу цитату.
Учитель. “Весь облик нашей планеты, ее леса и горы, ее почвы и воды созданы химическими превращениями. Возможно, первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения. Человек научился добывать и сохранять огонь, поддерживать теплоту домашнего очага.
Сейчас химия позволяет синтезировать материалы, которых нет в природе, использовать их для создания всевозможных машин и приборов, для строительства жилища, для производства одежды и обуви”.
На уроках химии будем изучать химические явления – реакции. Вы уже видели много химических реакций, поэтому мы сегодня узнаем, как можно отличить физические явления от химических.
Используя мультимедийные кадры, выясняем, что произошло со смесью железа и серы, когда ее нагрели.
Напоминаю, что на уроке “Смеси и чистые вещества” учащиеся разделяли смесь железа и серы на чистые вещества, используя различие их физических свойств. А сейчас они убедились, что при нагревании этой смеси получилось новое вещество, обладающее другими свойствами. Здесь же оговариваем условия протекания этой химической реакции – измельчение, перемешивание, нагревание.
Ученики выполняют упражнение из мультимедийного пособия. Правила записываем в тетрадь.
Учитель. Сейчас мы проведем несколько “опытов”. “Сливая” растворы реактивов, мы выясним, какие еще бывают признаки химических реакций.
Учащиеся работают с интерактивной доской, используя диск “Виртуальная лаборатория”.
Учитель. Какие признаки вы наблюдали?
Ответы учеников: образование осадка, выделение газа, появление воды, изменение цвета.
Учитель. А как мы определяем, что подъезжаем к термальным источникам, еще не видя их?
Учащиеся дружно отвечают: по запаху.
Учитель. Приведите еще примеры.
У нас на Камчатке больше полугода “работает” “домашний” вулкан, расположенный в 30 км от школы, и ребята приводят доказательства химических реакций, происходящих внутри него: выбросы пепла, серы, газов.
Останавливаясь на реакции горения, предлагаю учащимся самостоятельно определить ее признаки – выделение тепла и света.
Учитель. Переходим к определению реакций по тепловому эффекту. Где мы встречались с понятиями экзо- и эндо-?
Учащиеся отвечают: экзо – наружу, а эндо – внутрь.
Даю определение экзотермических и эндотермических реакций.
Учитель. Горение свечи, спирта – это реакции экзотермические, а вот для взаимодействия серы с железом требуется нагрев. Теперь ответьте на вопрос: почему самыми ценными для камчатских почв являются органические удобрения?
Учащиеся отвечают, что кроме питательных элементов для нормального развития культурных растений необходимо тепло, и эту функцию выполняет навоз. Ведь при его окислении выделяется тепло.
Учитель. Перечислите в тетрадях признаки химических реакций и условия их протекания (учащиеся выполняют). Переходим к выполнению заданий.
Ученики пересаживаются к компьютерам. В каждом компьютере находятся тестовые задания по вариантам на данную тему.
Вариант I |
1. Физическое явление – это:
а) ржавление железа; б) горение древесины;
в) плавление свинца; г) горение спирта.
2. Признак реакции, наблюдаемый при прокаливании меди на воздухе:
а) выделение газа; б) изменение окраски;
в) появление запаха; г) образование осадка.
3. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
а) артермическими;
б) эндотермическими;
в) экзотермическими.
4. Какие реакции относятся к экзотермическим?
а) Разложение извести; б) разложение воды.
5. Какие признаки свидетельствуют о протекании химических реакций при протухании яйца?
а) Образование воды;
б) выделение газа;
в) выпадение осадка.
6. Ржавление железа – это:
а) выделение газа;
б) изменение цвета;
в) образование воды.
Вариант II |
1. Химическое явление – это:
а) горение свечи; б) испарение бензина;
в) плавление льда; г) замерзание воды.
2. Признак реакции, наблюдаемый при горении магния, – это:
а) выделение газа;
б) изменение окраски;
в) выделение теплоты и света;
г) образование осадка.
3. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются:
а) артермическими;
б) эндотермическими;
в) экзотермическими.
4. Какие реакции относятся к эндотермическим?
а) Окисление глюкозы;
б) разложение малахита;
в) горение серы.
5. По каким признакам можно определить, что молоко cкисло?
а) Изменение цвета;
б) выделение газа;
в) выпадение осадка.
6. Потемнение старинных картин – это:
а) выделение газа;
б) изменение цвета;
в) выпадение осадка.
Ответы на тестовые задания
Вариант | Задания | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | в | б | б | а | б | б |
II | а | в | в | б | в | б |
По окончании проверочной работы компьютер выдает результат, который переношу в журнал. Все результаты работы выводятся на интерактивную доску. В оставшееся время разбираем домашнее задание и рассматриваем вопросы, которые вызвали затруднение.