Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

Интеллектуальный лабиринт
по химии

Игра может быть использована во время проведения предметной недели, общественного смотра знаний, школьного химического вечера.

Цель. Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета.

Правила игры.

Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. В игре принимают участие три команды произвольной численности.

За две недели до ее проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины (рис.), темами резервных вопросов, дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.

Перед началом игры происходит жеребьевка – команды отвечают на вопросы предварительного задания. Команда, которая раньше других даст правильный ответ на первый вопрос, выбирает один из трех стартовых вопросов викторины. Команда, давшая правильный ответ на второй вопрос, вступает в игру второй и выбирает стартовый вопрос из двух оставшихся.

Все вопросы викторины учитель читает вслух для зрителей, а командам дает карты с их записями. Стартовый вопрос состоит из двух частей: основного вопроса и дополнительного. Дополнительный вопрос задается в случае неправильного ответа на основной и имеет такой же ответ. Верно ответившая на стартовый вопрос команда, после хода соперников, выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками (см.: “Викторина: интеллектуальный лабиринт “Д.И.Менделеев””). В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос.

Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае, если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, ей следует воспользоваться одним из резервных вопросов.

Побеждает команда, первой ответившая на один из вопросов линии финиша.

Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.

П р е д в а р и т е л ь н о е  з а д а н и е

1-й вопрос. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – калий или магний?

(Ответ. Калий.)

2-й вопрос. Назовите самый распространенный в космосе химический элемент.

(Ответ. Водород.)

В и к т о р и н а
Стартовые вопросы

“Любимое дитя”.

1. Об этой книге Д.И.Менделеев писал: “…любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли”. Что это за книга?

2. Профессор Петербургского университета Д.И.Менделеев был широко известен как автор большого числа специальных и популярных статей, учебников, среди которых особое место занимает этот его труд. Назовите этот учебник.

(Ответ. “Основы химии”.)

Великий о Великом.

1. В одном из писем этот человек писал о Д.И.Менделееве: “…он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… При нем вовсе не страшно, но всегда неспокойно, это оттого, что он все и давно знает без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша”. Кто этот человек?

2. В одной из дневниковых записей этого человека можно прочесть о Д.И.Менделееве: “Студент (фамилию забыл) помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы еще раньше не помешался на его дочери”. Кто этот человек?

(Ответ. Александр Блок.)

Художник.

1. Решая проблему долговечности красок, выясняя возможности их смешивания, Д.И.Менделеев вместе с этим художником проделал много опытов по изготовлению красок. Кто этот художник?

2. О картине этого художника 13 ноября 1880 г. в петербургской газете “Голос” появилась заметка Д.И.Менделеева, где говорилось: “…пейзаж картины кажется волшебным видением: лунный свет озаряет бескрайнюю равнину, серебристо-зеленоватым светом мерцает Днепр, в окнах мазанок горят красные огоньки”. Картина так и называлась – “Лунная ночь на Днепре”. Кто автор этой картины?

(Ответ. А.И.Куинджи.)

Вопросы по указателям

Педагог.

На склоне лет Д.И.Менделеев писал, оценивая свою педагогическую деятельность: “Как педагог я клал в дело и возбуждение, и душу; о том, что не бесполезно, свидетельствовало множество независимых и зрелых людей. Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей”. Сколько лет жизни Д.И.Менделеев отдал преподаванию?

(Ответ. 35 лет.)

Почему Менделеев?

Дед Д.И.Менделеева носил фамилию Соколов, отец же – Менделеев. Почему?

(Ответ. В родословной, составленной братом Д.И.Менделеева Павлом Менделеевым, записано: “Фамилию давали нередко учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял. Учитель по созвучию “мену делать” вписал отца под фамилией Менделеев.)

Открытие молодого ученого.

За какое открытие молодому Д.И.Менделееву Эдинбургский университет присвоил степень почетного доктора?

(Ответ. Первым выдающимся открытием молодого Менделеева
было открытие критической температуры (температуры, выше которой газ
не может быть превращен в жидкость присамом большом давлении).
)

Фабрика дяди.

В управлении матери Дмитрия Ивановича – Марии Дмитриевны – была фабрика, принадлежавшая ее брату Василию Дмитриевичу Корнильеву, на которой любил бывать Дмитрий. Он наблюдал за процессом производства и, видимо, тогда у него возник интерес к химическим превращениям. Что производили на фабрике?

(Ответ. Стекло.)

Словарь Брокгауза и Ефрона.

Мысли Д.И.Менделеева о безотходной технологии, полноте использования полезных ископаемых в России на многие десятилетия опередили время, достаточно прочесть эту его статью в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Как называлась эта статья?

(Ответ. “Отбросы”.)

Горячий призыв.

Дмитрий Иванович обращался с горячим призывом к русским промышленникам, стремясь склонить их к расширению сети отечественных заводов, чтобы поскорее избавиться от иностранной зависимости: “Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хорошие барыши или сами догадаетесь взять его?” О какой отрасли промышленности идет речь?

(Ответ. Нефтедобыча и нефтепереработка.)

Автор описания.

“Мы попросили Д.И.Менделеева показать его докторский костюм (почетного доктора прав Эдинбургского университета), он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые косы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой – все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика”. Назовите автора этого описания.

(Ответ. С.Л.Толстой, сын Л.Н.Толстого.)

Происхождение полезного ископаемого.

Многие работы Д.И.Менделеева посвящены освоению и изучению полезных ископаемых. Менделеев предполагал, что это полезное ископаемое в земной коре образовалось в результате геологических процессов взаимодействия воды и карбида железа. О каком полезном ископаемом идет речь?

(Ответ. Нефть. Д.И.Менделеев предложил минеральную гипотезу
происхождения нефти.
)

“Топливо будущности”.

Касаясь вопросов энергетики, Д.И.Менделеев постоянно обращал внимание на преимущества этого вида топлива. Во втором из “Писем о заводах” (1885) он указывал, что этот вид топлива – “топливо будущности”. Преимущества этого топлива он охарактеризовал так: “сокращение хлопот и расходов с развозкой топлива, истопниками, с заботой об экономии топлива и с необходимостью во многих случаях высокой температуры должны дать значительные сбережения при употреблении этого вида топлива”. О каком виде топлива идет речь?

(Ответ. Это топливо – водяной газ,
который можно получать из каменного угля.
)

“Находка новейшего времени”.

Этот строительный материал Д.И.Менделеев охарактеризовал как “находку новейшего времени и одно из тех многих завещаний, которые будущности оставит наш век”. Приняв в расчет стоимость производства и возможности этого строительного материала, ученый пришел к выводу: “Этому продукту – широкая будущность, он сделает будущие постройки более прочными, более дешевыми и легчайшими”. О каком строительном материале идет речь?

(Ответ. Цемент и бетон.)

“Снятое молоко”.

Через всю деятельность Д.И.Менделеева красной нитью прошло такое понятное нам “требование связи науки и практики”. Он не мыслил себя в отрыве от промышленности. Был против зависимости от иностранного капитала. Протестуя, он говорил: “Добывать только сырье значит отказаться от сливок, довольствуясь снятым молоком”. Против чего протестовал ученый?

(Ответ. Дмитрий Иванович протестовал против вывоза сырья за границу.)

Д.И.Менделеев в традиционной одежде доктора прав
Эдинбургского университета. Портрет работы И.Е.Репина

Вопросы линии финиша

Изменил мнение.

Этот академик, выслушав доклад Н.А.Меншуткина о периодическом законе, заявил, что Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю. Правда, через два года, прочтя статью Дмитрия Ивановича “Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов”, он изменил свое мнение и написал Менделееву: “Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий…” Кем было подписано письмо?

(Ответ. Автор письма – Н.Н.Зинин.)

“Мировой скандал”.

11 ноября 1880 г. стало “черным днем” отечественной науки и вызвало, по выражению биографов Менделеева В.Е.Тищенко и М.Н.Младенцева, “мировой скандал”. Что произошло в этот день?

(Ответ. Д.И.Менделеева не выбрали в Петербургскую Академию наук. На заседании Академии присутствовали 18 человек. Химики составляли среди них меньшинство. Для избрания требовалось 2/3 голосов. Менделеев получил лишь половину. “Не признан избранным”, – гласило заключение протокола. Потом стало известно, что за Дмитрия Ивановича проголосовали все химики, а также математики П.Л.Чебышев и В.Я.Буняковский, физиолог Ф.В.Овсянников и астроном В.Я.Струве.)

Потребность промышленности.

Интерес Менделеева к этой области исследования не случаен. Во второй половине XIX в. интенсивно развиваются различные производства. Исследования в этой области были необходимы при производстве красителей, в кожевенном и мыловаренном производстве, отбеливании и окраске тканей, производстве минеральных удобрений. О какой области исследования идет речь?

(Ответ. Изучение растворов.)

Резервные вопросы

“Черное золото”.

Приведите самое известное высказывание Д.И.Менделеева о нефти.

(Ответ. “Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями”.)

Имение Менделеева.

Соседи Дмитрия Ивановича по имению говорили, что он не только великий химик, но и хороший агроном, если за 6–7 лет сумел превратить запущенное и отсталое имение в образцовое хозяйство. Крестьяне окрестных деревень с любопытством и восхищением спрашивали Менделеева, “талан” у него или “счастье”. Где находилось имение Менделеева?

(Ответ. Село Боблово близ г. Клина
Московской губернии.
)

Табачный дым.

На “менделеевских средах” много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки обстановки Д.И.Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды Дмитрий Иванович объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда И.Е.Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный табачный дым в банке, что тот не замедлил сделать, но тут же повернулся, выхватил носовой платок и стал кашлять. Каким “дымом” была заполнена банка?

(Ответ. Смесью аммиака и частичек хлорида аммония, “дым” получился
при взаимодействии раствора аммиака
с концентрированной
соляной кислотой
.)

Друзья среди художников.

Известно, что Д.И.Менделеев дружил с художниками. В 1870-х гг. вместе с этим художником он пытался создать общество для единения ученых с литераторами и художниками. Кто этот художник?

(Ответ. И.Н.Крамской.)

Словесный портрет.

Назовите автора этого высказывания: “Глаза у Дмитрия Ивановича были небольшие, глубоко сидящие, синего, василькового цвета, смотревшие прямо и настолько проницательно, что забыть их раз увидевшему было нельзя… Волосы имел он русые, волнистые, густые, спадавшие до плеч…”

(Ответ. Дочь Дмитрия Ивановича –
О.Д.Менделеева-Трирогова.
)

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. М.: Просвещение, 1982; Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988; Савина Л.А. Я познаю мир: Химия. М.: АСТ, 2002; Смирнов Г.В. Жизнь замечательных людей: Менделеев. М.: Молодая гвардия, 1974; Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1972; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979.

Фото из книги: Добротин Р.Б., Карпило Н.Г., Керова Л.С., Трифонов Д.Н. Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.

Т.В.ГУТАРОВА,
учитель химии средней школы № 10
(п. Березняки, Сергиево-Посадский р-н,
Московская обл.)