Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2010
О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

 

 

Д.И.Менделеев и А.А.Блок.
Заветные мысли о России

11 класс, химико-биологический профиль

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

Цели. Повторить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.А.Блока и Д.И.Менделеева, напомнить об их вкладе в мировую науку и культуру, об их служении Родине. Формировать этические и нравственные принципы учащихся при изучении и познании ценностных критериев двух великих сынов России. Развить умение критически осмысливать проблемы, возникающие в социуме. Закрепить навыки активности и самостоятельности в реализации творческих замыслов, напомнить о важности систематической практической работы и умения работать в коллективе.

Оборудование. Периодическая система, образцы кристаллогидратов, выращенных учащимися химического кружка, набор фотографий, посвященных А.А.Блоку и Д.И.Менделееву, газеты, победившие в конкурсе стенгазет, представляющих жизнь и деятельность двух великих людей России, таблица с результатами опроса выпускников школы.

ХОД УРОКА

А.А.Блок

Учитель (вступительное слово). Наш урок мы посвящаем деятельности великих людей России – Д.И.Менделеева и А.А.Блока. Обращение к этим именам не случайно. Фундаментальный закон и периодическую систему Д.И.Менделеева вы используете на каждом уроке химии. С именем Блока связаны уроки поэзии начиная с 7-го класса. Выбирая тему урока, мы ориентировались на результаты социологического опроса среди выпускников нашей гимназии. Результаты обработаны экспертами класса и представлены в таблице, с которой нас познакомит учащаяся одиннадцатого класса.

Ученица. Анализ опроса выпускников нашей гимназии по анкете показал, что на вопрос об именах самых известных русских поэтов были названы чаще других: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Блок; из выдающихся русских ученых чаще других упоминали Д.И.Менделеева, М.В.Ломоносова, И.П.Павлова. Очень интересные ответы были получены на вопрос: связываете ли вы свое будущее с будущим России? Ответили на этот вопрос отрицательно только 5 % учащихся. Результаты опроса помогли ребятам в подборе материала по теме сегодняшнего урока.

Д.И.Менделеев

Учитель. Славные имена гениального ученого и великого поэта известны мировой науке и культуре, но посвятили они себя и свои творения прежде всего России. А потому девизами нашего урока стали слова Д.И.Менделеева: “Нам ли не желать России полного расцвета жизни” и слова А.А.Блока: “Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.

Звучит тема половецких плясок из оперы композитора и друга Менделеева А.П.Бородина “Князь Игорь”. В это время зажигают свечи на столах. “Хозяйка гостиной”, учащаяся 11-го класса, приглашает всех мысленно перенестись в XIX в., в гостиную скромной квартиры профессора столичного университета Д.И.Менделеева на традиционную “Менделеевскую сре?ду”.

Хозяйка гостиной. Эти встречи проходили всегда живо, весело, интересно и в творческой атмосфере. По простоте обстановки “среды” напоминали студенческие собрания: чай, горы бутербродов, бобловское варенье. Все чувствовали себя легко и свободно. Друзья Менделеева знали, что по средам после трех часов дня его всегда можно было застать дома.

Сначала посетителями “сред” были в основном химики и преподаватели университета. Постепенно круг участников расширялся. Здесь чествовали первых русских женщин-ученых – С.В.Ковалевскую, Ю.В.Лермонтову и других. Менделеев был деятельным сторонником женского образования в России. С 1870 по 1877 гг. он постоянно читал лекции на Владимирских женских курсах, а в 1878 г. при его активном содействии открылись Бестужевские курсы, давшие высшее образование сотням женщин, стремившихся к знаниям. В квартире Менделеева устраивались также художественные “среды”, на которых бывали И.Е.Репин, В.В.Стасов, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко, И.Н.Крамской, В.Е.Маковский, И.И.Шишкин, И.С.Блицбург. Встречи художников-передвижников были встречами единомышленников. И художники, и Менделеев ясно сознавали, что гуманистические, прогрессивные цели искусства и науки, в конечном счете, едины.

Затем “хозяйка гостиной” по очереди предоставляет слово одноклассникам.

Здание Бестужевских курсов.
Начало ХХ в.

1-й ученик. Вопросы искусства были близки Менделееву так же, как и вопросы науки. Менделеев любил читать В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, но больше всего ценил поэтов Дж.Байрона и Ф.И.Тютчева. Две первые строчки из стихотворения Тютчева “Молчание” Менделеев даже взял эпиграфом к своей работе “Заветные мысли”. Сын Иван Дмитриевич, оставивший содержательные воспоминания об отце, писал: “Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию”. К Александру Блоку “…отец относился с нежностью, понимал его дар и брал часто под защиту от близоруких нападок “позитивистически” настроенных авторитетов…”

2-й ученик. Александр Блок был сыном своей земли, любящим и преданным. Он, как истинно русский человек, гордился историей своей страны.

Поэт создает гениальный стихотворный цикл “На поле Куликовом”.

3-й ученик.

“Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь…


И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…”

2-й ученик. Чу'дные, единственные во всей русской поэзии строки, бешеная скачка, от волнения повторяются слова, не договариваются фразы.

Блок сопроводил цикл “На поле Куликовом” следующим примечанием: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадки их еще впереди”.

Родина воспринимается поэтом напряженно-интимно, как личная лирическая тема. Неразрывность судеб Родины и поэта пронизывают весь этот цикл:

3-й ученик.

“Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!”

2-й ученик. Для поэта битва на берегах Непрядвы и Дона – только один из этапов “вечного боя”, который ведет Россия за свою целостность, независимость и национальную гордость.

1-й ученик. Вопросы развития России, ее будущего, защита престижа Родины была глубоким мотивом многих работ Менделеева. Это роднит их с творчеством Блока. Менделеев создал проект строительства ледокола для путешествия в высоких широтах Арктики. Передавая свой проект В.И.Ковалевскому, занимавшему пост товарища (заместителя) министра финансов, он сказал: “Я много потратил труда, чтобы попытаться найти надежный путь к Северному полюсу. Для нас это имеет огромное значение как ближний путь к Дальнему Востоку. Вот мой проект с необходимыми картами и графиками. Я твердо решил привести его в исполнение, уверенный в удаче настолько, что беру с собой дорогих мне Анну Ивановну и сына Ванюху. Мне хочется сделать доброе дело для моей Родины”. Великий князь Александр Михайлович к проекту отнесся бесчувственно, не взял его и сказал, что такому дерзкому человеку, как Менделеев, он помочь отказывается. Узнав об этом, Менделеев сжег все экземпляры своего проекта в камине. Лишь в 60-е годы XX в. проект был восстановлен по черновикам, хранившимся в архиве ученого. Испытания модели ледокола Менделеева показали, что по ходовым качествам он не уступает современным.

Такая же судьба постигла и еще одно открытие Менделеева – бездымный порох. Он предпринял поездку в Англию и Францию, где ознакомился с образцами и показал их недостатки. В результате опытов, проведенных в конце 1890 г. в лаборатории университета, он нашел состав “огненного клея” из пироксилина и коллодия. Новый состав нитроклетчатки впервые дал однородную основу для бездымного пороха. За полтора года Менделеев изобрел порох для огнестрельного оружия всех калибров. Испытания пороха прошли успешно, но организация промышленного производства разворачивалась медленно, и даже перед войной 1914 года Россия была вынуждена необходимый ей порох закупать за границей.

От беседы о работах Менделеева “хозяйка гостиной” возвращает класс к обсуждению обстановки в гостиной Менделеева. Она обращает внимание на копии с фотографий, дорогих Менделееву и его семье.

Всемирная выставка 1900 г.
Общий вид русского отдела

Хозяйка гостиной. На одной из фотографий – здание Петербургского университета, где с 1865 по 1890 гг. трудился профессор, на другой – внушительное и нарядное сооружение павильона Российской империи на Всемирной выставке в Париже, где Менделеев отвечал за организацию промышленной части российской экспозиции и был избран в жюри выставки.

2-й ученик. Одна из фотографий изображает воздушный шар “Русский”, наполненный водородом, на котором 53-летний ученый совершил самостоятельное воздушное путешествие 7 августа 1887 г., чтобы наблюдать солнечное затмение через подготовленные им самим стекла. Менделеев был не только инициатором полета, но и пилотом, и исследователем одновременно. Поднявшись над облаками на высоту около 3 км, шар, гонимый ветром, пролетел над землей около 100 км. Во время этого полета ученый производил измерения с помощью приборов, находившихся в корзине. Среди них был и сконструированный им дифференциальный барометр, служащий для определения высот. За полет Менделеев получил медаль Французской академии аэронавтики.

Воздушный шар Д.И.Менделеева
для изучения верхних слоев атмосферы

1-й ученик. Копия еще одной из фотографий изображает здание бывшей главной Палаты мер и весов (ныне НПО ВНИИМ им. Д.И.Менделеева), где ученый служил управляющим с 1893 г. и до конца жизни. Здесь проявились лучшие деловые качества Менделеева: постоянная забота ученого о точности и высокой культуре измерений, готовность преодолеть трудности огромной черновой работы, необходимой при начале любого большого дела, умение применить математическое мышление, глубокие знания физики и других естественных наук для развития метрологии. В это время он создает весы и точнейшие эталоны для взвешивания твердых и газообразных веществ, которые изображены на одной из фотографий.

За 15 лет Дмитрий Иванович превратил Главную палату мер и весов в действенное и хорошо оснащенное научное учреждение, по сей день остающееся одним из ведущих в нашей стране. Эту государственную службу, потребовавшую всех его способностей и знаний, Менделееву предложили через год после его ухода из университета, а до этого был довольно сложный период в жизни ученого, известного всему миру. Ему фактически приходилось искать работу. творческую же деятельность он не оставлял ни на один день.

Менделеев редактировал химико-технологический раздел энциклопедии, которую издавали Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, искал пути защиты отечественной промышленности от конкуренции западных монополий и предложил их в книге “Толковый тариф”. Он разработал новую техническую идею подземной газификации каменного угля. Наблюдая во время командировки по Донецкому краю пожары на шахтах, даже предотвратил один из них. “Наука и промышленность – вот мои мечты”, – говорил Менделеев. В этом высказывании выражен не просто интерес ученого к науке и промышленности, рассматриваемым по отдельности, а заключена созидательная идея о взаимодействии, о соединении этих двух сфер человеческой деятельности.

Основу развития промышленного и сельскохозяйственного производства страны ученый представлял как взаимодействие науки, экономики и техники. Он писал: “Экономические вопросы в промышленных делах стоят всегда раньше технических, раньше этих последних стоят и вопросы научные”. Достижения в химии были его основной заслугой перед мировой наукой.

4-й ученик. Успех Д.И.Менделеева в создании периодического закона определило то, что при систематизации элементов он нашел “истинное руководительное начало” в “коренном” свойстве – атомной массе элемента и, сопоставив их между собой, логично объединил в структуре своей таблицы. Смелость ученого состояла в том, что для ряда еще не открытых к тому моменту элементов он описал характерные свойства их самих и их соединений и даже предсказал, как эти свойства будут определены. После открытия галлия и германия все последующие поиски новых элементов в природе велись исследователями с учетом периодического закона и периодической системы. Научный подвиг Менделеева состоит и в предсказании им путей изучения строения атома. Периодическая система дала толчок к открытию с помощью ядерных реакций актиноидов, а за ними и трансурановых элементов, подтвердила идею генетического родства элементов и материального единства мира. Периодический закон встал в ряд открытий, которые будут всегда “жить и руководить исканиями”.

Весы конструкции Д.И.Менделеева
для взвешивания твердых и газообразных веществ

1-й ученик. Уникальна работа Д.И.Менделеева по созданию уравнения состояния идеального газа (1874 г.). В этой работе он использовал метод систематизации и обобщения знаний по пневмохимии. Ученый провел количественные сравнения свойств газов при изменении параметров системы, при этом он использовал “объемные весовые способы”. Каждый из способов был им проанализирован в сравнении. Уравнение состояния для идеальных газов, выведенное им, позволяет учитывать параметры состояния газов с достаточной степенью достоверности. Исследования, проведенные на приборе, предназначенном для изучения изотермических процессов в газе, показывают, что закон Бойля–Мариотта можно рассматривать как частный случай объединенного газового закона. Закон не потерял своей актуальности и сегодня, используется для расчетов вакуумных аппаратов, рентгеновских телевизионных трубок, для производства сверхпрочных материалов, материалов особой чистоты.

Подводя итоги результатам своей почти пятидесятилетней научной деятельности, Менделеев писал: “Четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и “Основы химии””.

4-й ученик. В своих работах Менделеев заложил основы современной теории растворов (образование гидратов в водных растворах). Итог этой работы был представлен в опубликованном в 1887 году классическом труде “Исследование водных растворов по удельному весу”. Еще одна из составляющих его научной работы – переработка нефти рациональным способом. “Без светоча науки и с нефтью будут потемки”, – писал он.

1-й ученик. Четвертым своим важнейшим достижением Менделеев считал создание “Основ химии” – учебника, равного которому, пожалуй, нет в истории химической литературы. Как никакой другой учебник последних ста лет, он формирует у читателя тот строй восприятия природных явлений, который называется “химическим мышлением”. О химии Менделеев писал образно, порой поэтически.

Менделеевские традиции в преподавании химии актуальны и в наше время. Богатство этой книги – анализ фактов и логика их обобщения – останутся навсегда важным инструментом в овладении всяким новым знанием.

Менделеев много сил отдавал научной подготовке молодежи. Он писал: “Нам особенно нужны образованные люди для того, чтобы мы могли сделать настоящие и не подражательные шаги в деле развития своей страны”. О популярности Менделеева среди студенчества говорит и тот факт, что в 1879/80 учебном году у него было 384 слушателя вместо 100, на которых была рассчитана аудитория. Весной 1890 г. именно Менделеев взял на себя миссию доставить петицию революционно настроенных студентов министру народного просвещения, чтобы помочь молодежи и предотвратить столкновения с полицией. После этого Менделеев был вынужден уйти в отставку.

2-й ученик. Об отношении студентов к любимому педагогу А.А.Блок писал в дневнике от 26 июля 1908 года: “Студент (фамилию забыл) помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы раньше не помешался на его дочери. Странная судьба. Кант, по некоторой степени, избегнул гонений – благодаря своей кабинетности. Менделеев их не избегнул…”

У Блока находим характеристику ученого, где нет и тени обычных восторженных описаний достоинств ученого и человека. Но, пожалуй, ему удалось уловить то главное, сокровенное, что составляло некую глубинную сущность необычной личности Дмитрия Ивановича. Вдумаемся в строки, написанные Любе, дочери Менделеева, 15 мая 1903 г.: “Твой папа вот какой: он давно знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких “убеждений” (консерватизм, либерализм и т.п.). У него есть все. Такое впечатление он производит!!!”

Ученый и поэт, два имени, тесно связанных в истории России. Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь вышла замуж за Александра Блока.

Блок познакомился с ней в 1898 г. в имении Менделеева Боблово. Неподалеку располагалось и имение деда Блока – Шахматово. В жизни Блока Шахматово сыграло исключительную роль.

3-й ученик.

“В туманах, над сверканьем рос,
Безжалостный, святой и мудрый,
Я в старом парке деда рос,
И солнце золотило кудри”.

2-й ученик. Блок каждое лето приезжал в Шахматово, а в холодные петербургские зимы он возвращался сюда мысленно в своих стихах.

3-й ученик.

“Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел”.

2-й ученик. В Боблово часто устраивались любительские спектакли. Люба и Александр принимали в них активное участие. И вот они встречаются. Они играют в одном спектакле домашнего театра. Блок – Гамлет, Менделеева – Офелия.

Учащиеся исполняют отрывок из спектакля.

2-й ученик. После спектакля поздно вечером они решили пройтись. На изгибе дорожки, ведущей к усадьбе, они попадают в лунный свет, и оба замечают, что тени их соприкоснулись.

3-й ученик.

“Грустя и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
        У ног твоих,
        И каждый стих
Бежит, плетет живую связь,
Своих не зная берегов”.

2-й ученик. Любовь Менделеева стала “Прекрасной Дамой” великого русского поэта.

“Хозяйка гостиной” знакомит нас с фотографией Любови Менделеевой и Александра Блока – одухотворенные лица, полные красоты и гармонии.

Хозяйка гостиной (подводит итог беседы). Посещение “гостиных” всегда отличалось тем, что в непринужденной обстановке проходило обсуждение интересных событий, свершений, новых духовных и художественных открытий.

Учитель (заключительное слово). Сегодня, окунувшись в атмосферу “менделеевских сред”, каждый высказался по самому интересному для него вопросу. Мы как будто перелистали в нашей памяти замечательные страницы жизни Менделеева и Блока.

На уроке многократно и по-разному сопоставляли два великих имени – ученого-энциклопедиста и одного из крупнейших поэтов России. Что же мы узнали? Какие выводы можем сделать из нашей беседы?

И Дмитрий Иванович Менделеев, и Александр Александрович Блок были личностями незаурядными и в высшей степени самобытными. Каждый из них – ярко выраженная индивидуальность, натура живая, увлекающаяся и деятельная. Оба они беззаветно любили Россию, видели в ней великую мощь, желали ей процветания и победы. Главное, что объединяет этих великих сынов России, – они посвятили себя служению Родине.

Всю свою деятельность Менделеев назвал “три службы Родине”. “Я выслужил 48 лет Родине и науке… – писал он. И на первом месте – Родина. Плоды трудов моих – прежде всего в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую”.

А.А.Блок в своей поэзии создал удивительно живой образ русской природы, истории русских людей. В его бессмертном творчестве поэтом руководила любовь к Родине. Это великое чувство, пронизывающее все творчество поэта и всю деятельность великого ученого, они стремились передать потомкам. Их слова о Родине – духовное завещание нам.

В заключение учащийся читает стихотворение “Русь”, которое можно назвать страстным признанием в любви к России, и стихотворение “Россия” – вершина поэтического творчества Блока.

Звучит музыка Чайковского – “Баркарола” из цикла “Времена года”, гаснут свечи. Урок окончен.

Н.Н.СИНЕЛЬНИКОВА,
учитель химии,
И.Н.ПРИХОДЬКО,
учитель литературы
гимназии № 5
(г. Дзержинский, Московская обл.)