Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2010
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Компьютерные технологии
на уроках химии

Методические рекомендации

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века [1].

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских [2]. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека, а именно:

информационной – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

коммуникативной – умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

самоорганизации – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

самообразования – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность [3].

Использование компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей, поставленных перед современной молодежью в области образования, но при условии, что эти цели станут для обучающегося личностно значимыми [4].

Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) коренным образом отличаются от классической системы обучения. Отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря использованию современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, сети Интернет, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умением использовать компьютер.

Направления использования компьютерных технологий

Использование компьютерных технологий может осуществляться по следующим направлениям:

1) тематическое планирование уроков;

2) накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету;

3) освоение и использование новых технических средств обучения;

4) уроки;

5) внеклассные мероприятия;

6) проектная и творческая работа учащихся;

7) разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов;

8) участие учащихся в профессиональных и творческих конкурсах;

9) обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

Какие возможности для изучения химии дают ИКТ?

Организация работы на уроке с применением компьютерных технологий в современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовкой к олимпиадам и конкурсам и др. Кроме того, компьютерные технологии дают возможность:

• найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся;

• шире использовать аудиовизуальные средства для улучшения наглядности материала, понимания его учениками;

• сопровождать учебный материал динамическими рисунками;

• моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

• воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами;

• проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

• осуществлять индивидуальные траектории обучения учащихся, обеспечивающие возможность их роста и развития [5];

• организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку к собственным исследованиям [6] и т.д.;

• проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;

• размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Интерактивная доска

Если в кабинете химии кроме мультимедийного комплекта есть интерактивная доска, то возможности учителя возрастают многократно. Интерактивная доска позволяет учителю и учащимся непосредственно влиять на процесс, происходящий на экране. Вот некоторые особенности работы на интерактивной доске.

1. Управлять сенсорным маркером (доска INTERWRITE) или пальцем (доска SMART BOARD) гораздо удобнее, чем компьютерной мышью. Вы не стоите спиной или боком к классу, видите всех детей, удерживаете их внимание, легко передвигаетесь по кабинету, а ваше управление доской не отвлекает от изложения самого материала.

2. Писать сенсорным маркером легче, быстрее, нет меловой пыли и грязной тряпки, что удобнее и полезнее для здоровья. Можно менять фон, на котором ведутся записи. Например, фон может принять вид обычной черной деревянной доски, а цвет маркера можно сделать белым. Можно писать по линеечкам и клеточкам, причем обсудить смену фона с детьми и принять то, что им удобнее. Удаляются записи также быстро, а если они удалены случайно, можно легко их вернуть, что невозможно на меловой доске.

3. Нужно сказать, что в кабинете должна быть еще и обычная доска, лучше, конечно, маркерная. Ведь к доске учитель может вызвать не одного ученика, а вдвоем на интерактивной доске компьютер писать не позволяет; или, вызывая ученика, вы хотите оставить на доске слайд с информацией для изучения.

4. На панели управления доской имеется множество значков, поэтому учителю придется затратить время на их освоение, зато потом он не пожалеет об этом. Значок “Галерея” позволяет учителю войти в коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по всем предметам. Предмет “химия” представлен портретами ученых, фотографиями приборов, обобщающими схемами по классам неорганических и органических веществ, диаграммами, показывающими состав сплавов, воздуха; а также моделями химических реакций. Не очень богатая коллекция! Вот здесь учитель может внести свои коррективы, находя материал в Интернете и пополняя галерею интерактивной доски. Лучше всего иметь специальные программные диски с информацией для интерактивной доски.

5. С помощью интерактивной доски также можно создавать презентации, вставляя в них текст, картинки, анимации (значок “Вставить изображение”), прописывая задания для учащихся. Порядок работы c текстом такой же, как и в программе Microsoft Word. Созданная презентация сохраняется в папке “Изображения”, на которую можно выйти через команду “Файл —> Сохранить как”. Следует помнить, что открыть сохраненное изображение можно только включив интерактивный режим доски через команду “Файл —> Открыть”. Сохраненные презентации экономят время учителя, особенно если в школе несколько параллельных классов.

6. Можно импортировать любой материал, находящийся вне доски, в интерактивный режим и, наоборот, экспортировать слайды доски в другое место.

7. Возможности доски позволяют оживить обычную презентацию PowerPoint, т.к. сенсорным маркером можно делать записи прямо на слайдах, передвигать объекты, загораживать шторкой часть материала, например, ответы на вопросы или решение задачи.

8. Значок “Страница вверх. Страница вниз” возвращает пользователя на рабочий стол компьютера, оставляя свернутым режим интерактивной доски. Это позволяет учителю быть мобильным и использовать на уроке разные возможности: показать видеофильм, вернуться к ранее изученному материалу и т.д.

9. Очень интересен значок “Панорамирование страницы”, с помощью которого учитель прокручивает чистый лист во время записей на доске, что дает возможность, не прерываясь, следить за последовательностью изложения.

10. Если на уроке вы используете электронные учебники, то доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами. Такую форму можно использовать при фронтальной работе с классом или вызвав ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. В случае затруднения любой ученик может подойти и помочь.

11. При проведении практической работы, особенно с начинающими изучать химию или в случае возникновения затруднений, можно открыть аналогичную виртуальную практическую работу и выполнять ее параллельно. Учитель показывает, как надо выполнить действие, а ученики затем повторяют его на реальных приборах и реактивах.

12. В комплекте оборудования для кабинета химии есть еще и интерактивный планшет, который подключается к компьютеру с помощью той же программы, что и интерактивная доска. Используя планшет, учитель может управлять презентацией из любой точки кабинета, вести записи сам или поручать это ученику, находясь далеко от доски. Удобно предложить ученику написать решение задачи или уравнения, сидя прямо за своей партой, – написанное сразу проецируется на интерактивную доску.

Можно было бы, конечно, выделить отдельно плюсы и минусы применения компьютера и интерактивной доски на уроке, но ведь они есть в любой технологии, учитель сам определяет, по какому пути идти.

Тематическое планирование уроков

Работа начинается с четкой постановки целей и задач. Составляя план любой работы, тематическое планирование, программу или что-то еще, надо планировать не вообще, а очень точно и конкретно. Учителю необходимо иметь два вида тематического планирования, один из которых составляется с учетом применения ЦОРов. В таком варианте планирования могут быть сделаны гиперссылки на ЦОРы, необходимые для каждого урока, но для этого все ЦОРы должны находиться в той же папке, что и планирование. При таком подходе учителю не надо будет затрачивать много времени на подготовку к уроку. Предлагаемые варианты планирования приведены в приложениях 1 и 2.

Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету

После того как осуществлено тематическое планирование, например предложенное в приложении 1, необходимо начать создание коллекции ЦОРов, которые и вносятся в схему планирования, представленную в приложении 2. Это могут быть электронные учебники, различные диски, интернет-ресурсы, презентации, созданные самим учителем, видеофрагменты, учебные фильмы, флеш- анимации, коллекция картинок, аудиофайлы, музыкальные фрагменты. Все они помогают учителю объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Можно порекомендовать обратиться за информацией на следующие сайты:

http://www.shkola.edu.ru,

http://school-collection.edu.ru,

http://www.uroki.ru,

http://experiment.edu.ru,

http://him.1september.ru.

Сейчас в каждую базовую школу пришел комплект электронных дисков “Первая помощь”, в котором собраны все необходимые компьютерные лицензионные программы для учителя. По каждому предмету там имеется по 1000 модулей ОМС (открытые модульные системы) различного типа: информационные, практические, контрольные. Их поддерживает программа RNMC, содержащаяся в диске 56 комплекта “Первая помощь” или на сайте http://www.shkola.edu.ru. В этом огромном море электронных ресурсов каждый учитель сам решает, что ему лучше подходит.

Творческий подход позволяет создавать авторские уроки, содержащие уникальные материалы (см. приложение 3). Этот материал постоянно обновляется, в него вносятся коррективы, новые трактовки. В вашем компьютере банк информации должен иметь четкое строение: папки по темам, файлы по разделам и т.д.

В любой базовой школе есть каталог образовательных ресурсов сети Интернет, в котором можно найти адреса образовательных сайтов и порталов по всем предметам.

Создать интересный раздаточный материал для учащихся можно, использовав компьютерную программу Microsoft Office Publisher. Этот материал может содержать дополнительную информацию к уроку, справочный материал, траекторию движения ученика при изучении темы, краткий конспект, таблицы, схемы, вопросы и др. Материалы, выполненные в виде буклета, бюллетеня, открытки или приглашения (а может быть – в виде программки), не просто вызывают интерес, а делают урок эстетически более привлекательным, позволяют учителю ускорить процесс изучения темы, учат детей конспектировать, обобщать материал.

Программа Windows Movie Maker позволяет учителю создать красочный музыкальный видеофильм, сопровождаемый текстовым пояснением к слайдам. Такой видеофильм легко монтируется из картинок или фотографий по определенной теме и может быть использован для актуализации знаний на уроке, постановки проблемы или обобщения по теме.

Урок

Урок был и остается основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приемов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов.

Современный урок – это такой урок, когда ученик может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное “я”. Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, используя на уроке ЦОРы, следует учитывать, что современный ЦОР должен отвечать двум необходимым условиям:

• насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, чего нельзя увидеть непосредственно;

• обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

На уроке введения в тему целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе PowerPoint, которая дает возможность представить большой объем информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде [7]. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия.

Изучая новый материал, удобнее сочетать компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, можно использовать диски “Открытая химия” (разработчик – ООО “Физикон”), а также приложение “1С:Образование” (разработчик – ООО “1С”), на которых имеются электронные учебники по всему курсу химии. Упомянутые диски наиболее соответствуют программным требованиям к преподаванию химии в школе. “Оживить” процессы и явления помогут флеш-анимации, которые можно найти по адресу http://school-collection.edu.ru. Их работу поддерживает программа Adobe flash player. Используя анимации, легко показать, например, механизм элекролитической диссоциации или образование водородных связей между молекулами спиртов.

На уроках обобщения знаний учитель сталкивается с проблемой большого объема информации, которую следует обобщить, систематизировать. Здесь на помощь приходят готовые модули ОМС (программный продукт министерства образования RNMC можно найти по адресу http://www.shkola.edu.ru).

Эти модули можно использовать и для фронтальной работы с классом, и для индивидуальной проверки умений учащихся. Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов “1С: Репетитор. Химия” позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.

Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой подготовки к ЕГЭ. Можно рекомендовать отличный диск “Подготовка к ЕГЭ по всем предметам” фирмы “1С” (“1С:Образование”). Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Если в школе есть возможность индивидуальной работы с компьютером, то ученик самостоятельно изучает материал, проходит тестирование и работает над ликвидацией пробелов, используя электронный учебник, электронный репетитор или другой ресурс, подобранный учителем, например: “1С:Образовательная коллекция. Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель”. Контрольное тестирование можно подготовить в виде презентации с гиперссылками. В случае, если ученик дал неправильный ответ, по гиперссылке программа открывает слайд, содержащий информацию для правильного ответа.

Эксперимент

Химия – наука экспериментальная. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент – один из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной.

Виртуальные лабораторные работы в виде модулей ОМС (диск 56 в комплекте “Первая помощь”) представлены в нескольких вариантах. Это моделирование молекул различных веществ, которые можно посмотреть в виде масштабных, шаростержневых, электронных, линейных моделей с указанием расстояний между атомами, углов между связями. Ученик может вращать их в пространстве, управляя мышью. Также представлены лабораторные работы по распознаванию и синтезу веществ. Ученики могут работать индивидуально, работа сопровождается письменной и устной инструкцией. Можно посмотреть анимацию многократно.

Оформление отчета предусматривает “фотографирование” промежуточных результатов, запись уравнений реакций. Компьютер помогает учителю проследить за всеми тонкостями практической работы, четким соблюдением техники безопасности, правильной последовательностью выполнения опытов, ведь на уроке учеников много, а учитель – один, и в обычном режиме работы он может не увидеть ошибок в работе каждого ученика.

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы протекания химических реакций, образование различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить ее индивидуально в случае пропуска урока.

Виртуальная лаборатория доступна всем, она выложена в “Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов” на сайте http://www.school-collection.edu.ru и имеет объем 1,01 Гб.

Индикаторы ИТ-компетентности учителя и учащихся

Информатизация обучения требует компьютерной грамотности учителя и учеников, умения находить общий язык при выполнении совместной работы. Можно предложить примерную схему для оценки компьютерной грамотности учителя и учащихся.

Схема

 

 

Л и т е р а т у р а

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2000.

2. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М.: Флинта, 1999.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6.

5. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М., 2004.

6. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб: КАРО, 2003.

7. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Химия в школе, 2007, № 9.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема 1 “Первоначальные химические понятия”. 8 класс

Мотивация темы. Развитие интереса к предмету; формирование учебных, интеллектуальных умений и навыков; приобретение навыков работы с лабораторным оборудованием; практическая значимость знаний, полученных в данной теме; воспитание патриотических качеств личности, развитие эстетического отношения к выполнению различных операций с веществами и оборудованием.

Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. (М.: Просвещение, 2008.)

Таблица

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерное тематическое планирование с использованием
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Тема 1 “Первоначальные химические понятия”. 8 класс

Таблица

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия элективных курсов
в 9–10-х классах

Тема “Понятие о здоровом образе жизни с точки зрения химика”

Цель. Показать пример применения исследовательских и информационно-коммуникационных технологий на уроках или занятиях элективных курсов.

Задачи. Образовательные: формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей; сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы; формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека; формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения ее обрабатывать и применять.

Развивающие: развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач; развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования; развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение; развитие навыков работы с компьютерными программами.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни; воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.

Оборудование. Интерактивный комплекс; презентация в программе Microsoft PowerPoint, газированные напитки разных видов и от различных производителей, соки разных сортов и от различных производителей, одноразовые стаканчики; лабораторное оборудование для учащихся (комплекты для двух групп): пробирки, спиртовки, спички, пробиркодержатели, баночка для мусора; раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди(II).

Ход занятия

1. Учитель дает краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно-коммуникационных технологий: мотивация, актуализация, гипотеза или постановка проблемы, исследование, обобщение, рефлексия, применение, постановка новых вопросов.

Демонстрация слайдов:

слайд № 1 “Этапы исследовательской работы”;
слайд № 2 “Тема “Понятие о здоровом образе жизни с точки зрения химика””.

2. Мотивация.

Беседа с аудиторией.

Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?

Какого человека можно считать современным?

Попробуйте построить модель выпускника школы с точки зрения воспитания современного человека.

Учитель. А вот как написано в проекте государственного образовательного стандарта, каким должен быть современный выпускник. Это человек, у которого сформированы базовые компетенции:

информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Демонстрируется слайд № 3 “Базовые компетенции”.

3. Актуализация.

Учитель. Рассмотрим одну из компетенций – ответственное отношение к своему здоровью.

(Беседа с учениками.)

Какого человека можно считать здоровым?

Из каких слагаемых состоит здоровье?

Что имеют в виду биологи, медики, психологи, представители других профессий, говоря о здоровье?

Затем учитель дает словарное определение компонентов здоровья. Здоровье – это:

• физическое здоровье (функционирование всех систем органов);

• психическое здоровье (адекватная реакция, регулирование поведения);

• психологическое здоровье (состояние чувственно-эмоциональной сферы);

• социальное здоровье (учеба, труд, активность, воспитание детей);

• нравственное здоровье (система ценностей, жизненных установок);

• интеллектуальное здоровье (уровень развития интеллекта).

Демонстрируется слайд № 4 “Компоненты здоровья”.

Учитель. От каких факторов зависит здоровье?

Что оказывает существенное влияние на здоровье?

После высказываний аудитории учитель предлагает данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Факторы, влияющие на здоровье: образ жизни – 50 %; окружающая среда – 20 %; наследственность – 20 %; медицина – 10 %.

Демонстрируется слайд № 5 “Факторы, влияющие на здоровье”.

Учитель подводит аудиторию к выводу, что в большей степени здоровье зависит от образа жизни.

Демонстрируется слайд № 6 “Важность ведения здорового образа жизни”.

4. Гипотеза или постановка проблемы.

Учитель. Что значит вести здоровый образ жизни?

Давайте представим ситуацию: вы пришли в магазин выбрать напитки для праздничного стола, каков будет ваш выбор?

Демонстрируется слайд № 7 “Человек есть то, что он ест”.

Учитель. Прежде чем вы сделаете свой выбор, давайте попробуем его обосновать. Но для этого понадобятся не только новые знания, но и проведение эксперимента, исследования.

Дополнительная информация.

Чем отличаются соки и газированные напитки? Прежде всего своим происхождением! Одни продукты имеют натуральное происхождение, а другие – искусственное. Признаком натуральности продукта является глюкоза. Наличие ее в продукте определяется с помощью качественных реакций. Глюкоза – это углевод, моносахарид. При взаимодействии с гидроксидом меди(II) при нагревании она окисляется до глюконовой кислоты, что хорошо видно по изменению цвета раствора от синего до оранжевого. При этом реакция протекает по связи С–Н, происходит разрыв связи и внедрение туда атома кислорода.

Демонстрируется слайд № 8 “Строение глюкозы”.

5. Исследование.

Аудитория разбивается на четыре группы. Каждая группа получает задание и время для его решения (10–15 мин.). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.

З а д а н и е   д л я  г р у п п ы  1

1) Найдите в Интернете информацию о пищевых добавках, их классификации и влиянии на организм.
2) Какие могут быть пищевые добавки в напитках?
3) Каково влияние этих добавок на организм?
4) Составьте краткий рассказ.

Данная группа работает с Интернетом (можно эту работу провести не на уроке, а заранее, тогда слайды будут красочнее, т.к. будет больше времени для их оформления). На слайдах следует поместить формулы пищевых добавок: аспартама, бензоата натрия, бензойной кислоты, углекислого газа, описать их свойства и влияние на органы и системы органов организма человека. Еще на одном слайде классификация этих пищевых добавок на группы по их воздействию на организм.

Демонстрируются слайды №№ 9–13 “Характеристика пищевых добавок”.

З а д а н и е   д л я  г р у п п ы  2

Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков.
1) Для этого налейте по 1 мл каждого сока в пробирки (примерно 1 см высоты пробирки).
2) Добавьте по 1 мл растворов сульфата меди(II) и гидроксида натрия.
3) Пробирки закрепите в держателе (примерно на 1–2 см от отверстия).
4) Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности.
5) По появлению оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии в соках глюкозы

Правила техники безопасности

• Спиртовку зажигайте только спичкой;
• не переносите горящую спиртовку с места на место;
• нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля;
• пробирку предварительно прогрейте 2–3 движениями над пламенем;
• пробирку надо держать наклонно при нагревании;
• не дожидайтесь выплескивания жидкости из пробирки;
• тушите пламя спиртовки только колпачком.

 

З а д а н и е   д л я  г р у п п ы  3

Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах газированных напитков.
1) Для этого налейте по 1 мл каждого напитка в пробирки (примерно 1 см высоты пробирки).
2) Добавьте по 1 мл растворов сульфата меди(II) и гидроксида натрия.
3) Пробирки закрепите в держателе (примерно на 1–2 см от отверстия).
4) Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности.
5) По отсутствию оранжевой окраски раствора сделайте вывод об отсутствии в напитках глюкозы.

Правила техники безопасности

см. в задании для группы 2.

 

З а д а н и е   д л я  г р у п п ы  4

Внимательно прочитайте информацию, содержащуюся на этикетках выданных вам напитков и соков.
1) Что вы можете сказать о веществах, входящих в их состав? Спланируйте свои дальнейшие действия по изучению свойств этих веществ.
2) Входят ли сахар и глюкоза в состав предложенных напитков и соков?
3) Предположите, какое влияние на организм могут оказать вещества, указанные в составе напитков и соков.

6. Обобщение.

Представители каждой группы выступают с результатами своей работы, громко, четко, эмоционально, остальные внимательно слушают и записывают.

7. Рефлексия.

Теперь можно предложить учащимся сделать выбор, поставив перед ними соки, газированные напитки, одноразовые стаканчики. По количеству выбранных напитков можно сделать вывод о приоритетах в выборе здорового образа жизни или другого.

Демонстрируются слайды № 14–15. Делается вывод: “Ешьте фрукты и пейте натуральные соки”.

8. Применение полученных знаний. Постановка новых вопросов.

Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов для анализа наличия в напитках различных добавок. Выбор тем для новых исследований.

С.И.АБРАМОВА,
учитель химии
Лихославльской средней школы № 2
(Тверская обл.)