Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

«… заставить ученика поверить
в себя и в свои силы»

Сейчас, когда в ходе реформы среднего образования общество пытается разрешить противоречие между непомерными нагрузками школьников, с одной стороны, и совершенно недостаточными знаниями учеников – с другой, встают вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?».

Эти вопросы постоянно преследуют меня, не давая спокойно жить. Как учить? Чтобы твой ученик не был безучастным объектом, как стена, как доска, а был активным участником урока, интересующимся законами природы, чтобы стремился узнать все больше и больше, т.е. расширять свой кругозор. Чтобы не «отбить» желание учиться, получать хорошие оценки. Чтобы было у учеников желание выигрывать на олимпиадах, сдавать успешно экзамены, а сейчас ЕГЭ, и связывать свою жизнь с наукой.

Учителя – творческие люди, они находятся в постоянном поиске. Сколько литературы прочтено, сколько изучено работ новаторов-педагогов, а подход к обучению у каждого свой. Казалось бы, возьми методику известного педагога и работай по ней. Но не идет. У каждого свой стиль работы, свой темп, свое видение проблемы. Я разработала методику, основывающуюся на следующих

Публикация статьи осуществлена при поддержке группы компаний «АРИС». При строительстве и ремонте зданий или иных конструкций используются строительные леса, которые облегчают процесс выполнения задачи. Группа компаний «АРИС» занимается производством строительных лесов уже на протяжении многих лет, и уже успела зарекомендовать себя как надежный поставщик строительных лесов. При приобретении продукции вы можете быть уверены, что за годы группа компаний «АРИС» не утратила качества своих товаров.

принципах и приемах:

1) системность обучения;

2) активизация внимания;

3) создание мотивации изучения предмета;

4) индивидуальная работа и использование дифференцированных заданий;

5) организация самостоятельной работы;

6) контроль усвоения каждой темы, устранение пробелов в знаниях;

7) работа в парах;

8) использование обучающих алгоритмов;

9) творческие работы;

10) решение и составление тестовых заданий.

Используя эту методику, стремлюсь добиться усвоения того минимума знаний, который необходим каждому образованному человеку, не перегружая учащихся излишним теоретическим материалом.

«Учиться – значит учить себя», а я – учитель – могу и должна создавать для этого условия. Моя главная цель на уроке – управлять учебным процессом, организовать его так, чтобы ученик понял, что нет смысла отвлекаться, отставать от других. «Это как в лесу, чуть зазевался – отстал от других, потерялся», – эти слова новатора В.Ф.Шаталова как нельзя лучше отражают необходимость внимания на уроке. Мои цели:

– не упустить никого,

– научить ученика не только слушать, но и слышать учителя,

– заставить ученика поверить в себя и в свои силы.

Системность обучения

Четкое планирование содержания учебного материала,
деление общего на части

Когда еще училась в школе, я постоянно испытывала страх перед «объемными» уроками, на которых получаешь, казалось бы, много информации. Факты накладываются друг на друга, и в итоге в голове одна путаница. И не знаешь, что хочет услышать от тебя учитель. Совсем по-другому проходили уроки четкие: учитель показывал, чему ты должна научиться, и умело вел к этому.

И я пришла к выводу – нужно общее делить на части, в каждой части выделять главное – составлять план.

Плюсы планирования:

• к каждому пункту плана можно подойти разносторонне – начать с эксперимента, с интересного рассказа, создать проблемную ситуацию, приготовить ряд вопросов, ведущих к раскрытию этой части урока;

• переходя от пункта к пункту, учитель следит за работоспособностью каждого, как только почувствует усталость учеников – физкультпауза, анекдот, интересные случаи из жизни;

• ребята невольно полностью подчиняются учителю, доверив ему свое время и мысли (учитель дает им возможность работать, отдыхать);

• есть возможность закрепить пункты плана.

К каждой теме я составляю план, записываю его на доске. По этому плану попунктно мы «раскручиваем» тему. Вместе с учащимися составляем схему, таблицу или опорный конспект. Иногда пользуемся опорными конспектами, составленными мною. Самое важное они записывают в «справочники» разными цветами (со временем они начинают моментально находить в этих «справочниках» необходимый им материал, и он им служит до конца 11-го класса). После изучения новой темы закрепляем материал по плану и по записям. Теперь рассказывают ученики. При необходимости разрешаю им пользоваться учебником. Ребята знают, что вопросы плана находятся на листах самоконтроля и включены в зачет.

Что мне дает такой способ работы? Он дисциплинирует ребят, помогает активно осваивать химическую терминологию, формирует навыки грамотного изложения своих мыслей, воспитывает внимательность.

В качестве примера приведу план к теме

«Предельные углеводороды. Циклопарафины»
(10 класс).

1) Метан, его строение и свойства.

2) Предельные углеводороды, их электронное и пространственное строение.

3) Изомерия и номенклатура предельных углеводородов.

4) Химические свойства предельных углеводородов.

5) Получение и применение предельных углеводородов.

6) Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества.

7) Циклопарафины: строение, свойства, применение.

8) Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах».

9) Зачет по теме «Предельные углеводороды».

К первому уроку готовлю «Листы самоконтроля», содержащие вопросы и задания по этой теме. Листы раздаю на каждый стол. Объясняю, что через восемь уроков будет зачет по этой теме. В зачет входят контрольные вопросы и задания, подобные заданиям из самоконтроля.

На уроках ученики работают с этими листами, и в конце урока (или в начале следующего) провожу проверочную работу по усвоению материала. Результат фиксирую в «Тетради пробелов знаний» (об этой тетради подробнее будет рассказано ниже).

Положительные оценки сразу ставлю в журнал, а плохие оценки, по желанию ученика, в журнал не ставлю, даю возможность устранить пробел, чтобы не пропадал стимул к обучению и оставалась надежда получить хорошую отметку. Это очень важно, т.к. растет взаимное доверие и уважение друг к другу.

Лист самоконтроля

Вопросы.

1. Какие углеводороды называют предельными?

2. Каково строение метана?

3. Какие физические свойства характерны для алканов?

4. Какие виды изомерии могут быть у алканов и циклоалканов?

5. Каковы причины инертности алканов?

6. Какие типы химических реакций характерны для алканов, циклоалканов и галогеналканов?

7. Какова последовательность замещения атомов водорода на галоген в алканах, содержащих более двух углеродных атомов?

8. Каков механизм реакции замещения?

9. Каковы способы получения алканов, галогеналканов и циклоалканов?

10. Дайте определения следующим понятиям: гомологи, изомеры, заместитель, электронный эффект, электронная плотность связи, индуктивный эффект, электронодоноры, электроноакцепторы.

Задания.

1. Назовите предельные углеводороды, структурные формулы которых изображены ниже:

2. Составьте структурную формулу 2,4,5,5-тетраметил-3-этилоктана. Укажите все первичные, вторичные, третичные и четвертичные углеродные атомы.

3. Составьте структурные формулы трех самых легких углеводородов, содержащих четвертичный углеродный атом. Назовите углеводороды.

4. Приведите структуры и названия продуктов взаимодействия (в мольном соотношении 1:1) следующих алканов с хлором:

а) пропан;

б) 2,2-диметилбутан;

в) 2,3-диметилбутан.

5. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:

СH3COONa —> CH4 —> CH3Br —> C2H6 —> CO2 —> CO—> CH4 —> C3H8.

6. Приведите уравнения реакций получения и названия дигалогеналканов, из которых можно синтезировать следующие соединения:

а) 1,2-диметилциклобутан;

б) пропилциклобутан;

в) метилциклопропан.

7. Органическое вещество содержит 84,21 % углерода и 15,79 % водорода. Плотность паров вещества по воздуху равна 3,93. Определить формулу вещества.

Ответ. С8Н18.

8. Алкан имеет плотность паров по воздуху 4,414. Определить формулу алкана.

Ответ. С9Н20.

9. При сжигании 2,1 г вещества образуется 6,6 г оксида углерода(IV) и 2,7 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,896. Определите молекулярную формулу данного вещества.

Ответ. С6Н12.

10. При сгорании 3,6 г алкана получили 5,6 л оксида углерода(IV) (н.у.). Какие объемы кислорода и, соответственно, воздуха потребовались на эту реакцию?

Ответ. 8,98 O2, 42,67 л воздуха.

11. Углеводород содержит 82,76 % углерода и 17,24 % водорода (по массе). При монохлорировании этот углеводород образует два изомерных алкилхлорида – первичный и третичный. Определите строение исходного углеводорода.

Ответ. 2-Метилпропан.

Постепенно ребята готовятся к зачету. После выполнения зачетной работы отметки сразу выставляю в журнал, заношу в «Мониторинг обученности» – специальную таблицу, по которой каждый ученик может узнать результаты своего труда, и составляю «Диаграмму качества знаний».

Рис. Диаграмма качества знаний (отличные и хорошие отметки)
по теме «Предельные углеводороды. Циклопарафины»

 

Активизация внимания

Очень важно донести до ребят роль внимания, показать им необходимость слушать и слышать. Здесь большую роль играет метод убеждения. Зачастую слабые учащиеся, которые внимательно слушают учителя, хорошо понимают новый материал. Стараюсь не пропускать такие моменты и похвалить их даже за небольшие успехи. Помимо убеждения использую следующие приемы, которые незаметно для учеников активизируют их внимание.

«Визитная карточка» (это прием учительницы из Канады).

У меня заготовлен комплект карточек с фамилиями и именами всех учащихся класса. Перед началом урока карточки перетасовываются и кладутся стопкой на стол учителя. Тем, чьи имена написаны на 2–3 верхних карточках, и будет предложено в конце урока выступить с «резюме». Однако до конца урока карточки не открываются, а потому будущие докладчики не известны. Это создает интригу, которая увлекает ребят и своей игровой стороной, и предполагаемой ответственностью. Главное – ребята учатся слушать и слышать.

«Не повторяться».

До лекции или до урока – самостоятельной работы я заявляю учащимся, что некоторые ребята будут выступать с резюме по правилу: «Не повторяться».

Ребята внимательны на уроке, дисциплина идеальная, что является немаловажным фактором успешной учебы. Ребята мысленно стараются сформулировать предложения, чтобы не опозориться перед друзьями. Происходит формирование и развитие монологической речи. А это обеспечивает осознанное усвоение материала, позволяет осуществлять контроль своих действий по ходу их выполнения, кроме того, дает возможность общаться друг с другом при обсуждении различных вопросов химии.

Диктанты (в каждом классе).

Работа со «светофорами» (в 8-м классе).

Например, после изучения темы «Кислоты» записываю на доске формулы веществ, среди которых находятся формулы кислот. Я показываю указкой поочередно на формулы веществ, ученики поднимают, закрыв обратную сторону рукой, если кислота – красный «светофор», если другое вещество – зеленый. Так в игровой форме за короткий промежуток времени я проверяю внимание ребят и степень усвоения темы.

Постановка проблемных вопросов. (Вопросы готовлю заранее, но часто они возникают и по ходу урока.)

Рассказы об интересных случаях из жизни химиков.

Химический эксперимент.

Создание мотивации изучения предмета

В педагогической психологии давно установлено, что для воспитания положительных мотивов учения необходим легкий учебный материал, не требующий значительных умственных усилий, в то время как для развития ума нужен, наоборот, трудный материал, требующий интеллектуальных усилий. Таким образом, для развития мотивации достижения, тренировки успехом необходимо сочетание заданий разной сложности. Поэтому для самостоятельной работы учащихся необходимо подбирать такие задания, которые требуют разноуровневой деятельности при их решении.

Продолжение следует

Л.В.ГЛУХАРЕВА,
учитель химии
(д. Ст. Ильдеряково, Аксубаевский р-н,
Респ. Татарстан)